«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»
статья по теме

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью . Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском.

  В данной статье я делюсь своим опытом применения на уроках изобразительного искусства новых образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Современные образовательные технологии

на уроках изобразительного искусства»

ГБОУ СОШ № 96 Калининский район

Санкт- Петербург

Учитель изобразительного искусства

Ольховская Елена Всеволодовна

2014 г.

Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе  1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.

     В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой казахстанской модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.

     Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

     Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

    В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

     Применение этих инноваций немыслимо без использования новых  информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.

     Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ . Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  • организация проектной деятельности учащихся.

     В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

     Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов – является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «посещать» крупнейшие  музеи мира;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

     Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

     Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

     Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

     Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

     На уроках ИЗО я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.

     На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций;  индивидуальная работа.

     Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

     Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.

Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4

Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А. (стр.42-44).

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.

Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....

Доклад: «Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.»

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», но какую?...

«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащи...

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства...

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс...

Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства.

Заевская Евгения Евгеньевна, (ewgenija10@mail.ru),учитель изобразительного искусстваМАОУ "Гимназия №3»г. БалашихаЯ широко использую современные образовательные технологии, которые развивают...