Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Заевская Евгения Евгеньевна

Заевская Евгения Евгеньевна, (ewgenija10@mail.ru),

учитель изобразительного искусства

МАОУ "Гимназия №3»

г. Балашиха

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.

Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);

-  приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

-   развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

-  развивать творческие способности учащихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

        Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства   предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

         Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

        Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:

-  активизации познавательной деятельности;

-  повышению качественной успеваемости школьников;

- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;

- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;

- всестороннему развитию личности.

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства я готовлю уроки путешествия в мир искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.

Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.

Таким образом урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  1. Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
  2. Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
  3. Проведение урока с мультимедиа выступлением;
  4. Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

 

      Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.

     В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.

     Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

     Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

    В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

     Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.

      Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.

     Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  • организация проектной деятельности учащихся.

     В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

     Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов – является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «посещать» крупнейшие музеи мира;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

     Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

     Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

     Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

     Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

     На уроках ИЗО, я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.

     На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

     Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

     Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.

 

Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.

 

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

 

Проектная деятельность на уроках ИЗО

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века, первопроходцами в данной области принято считать Шульгина В.Н.,
Крупенина М.В., Игнатьева Б.В..  Бахтин Михаил Михайлович - русский философ и литературовед пишет в своих трудах: «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый, выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».

Первые работы и исследования за рубежом появились в конце 19 века в США. Родоначальники метода  выдвинули идею «Обучения посредством делания». Они были убеждены в том, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и педагога - Грундтвига (Северин Н.Ф.). Этому удивительному человеку метод обязан следующими идеями:

- «Школа должна основываться на фантазии и творчестве»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства. Принципы организации проектной деятельности

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения  изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.

Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство, как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.

Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка,  бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д. Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия  лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, всевозможные поделки, сделанные своими руками, помогают приобщиться к ремеслам и творческому самовыражению, становятся стимулом для дальнейшего творчества. Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

- «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха;

- возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.

В методике преподавания изобразительного искусства и художественного

труда в 5-7 классах метод проектов  использую достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении.

Среди основных требований к использованию данного метода
(по Полат Е.С.) следует выделить самостоятельную деятельность, структурирование и использование исследовательских методов, значимость результатов. Секрет успешности метода проектов состоит в построении деятельности в контексте трех основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности.

Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в художественном обучении. Сущность его можно обозначить словами КлодинОрио: «Все способны».

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для каждой стороны задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО:

 

“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление  психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей.  Здоровьесбережение становится приоритетным направлением  в  работе  учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

   Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию  сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

 

  1. Санитарно-гигиенических:

А) - свежий воздух;

- проветренный класс;

- соответствующее освещение;

- влажная уборка;

- озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

 

  1. Психологических:

создание эмоционального положительного фона в обучении,

общении;

- учет психического и физического здоровья ребенка;

психологических особенностей класса;

- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенка в учебе;

- использование чередования интенсивности в обучении и

релаксации.

 

  1. Здоровьесберегающие компоненты:

- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

- применение игровых моментов с движениями учащихся;

- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,

руки и т.д.);

- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,

новизны, актуальности;

- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

- плотность урока: количество времени затраченного на учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

 

Литература:

1) ВозвышаеваИ.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

2) Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

3) Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.

4) Смирнов Н.К..Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

5)Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.

6) Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

7)Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., №

8)Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А. (стр.42-44).

9)Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_izo_._publikatsiya.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

на уроках изобразительного искусства

Заевская Евгения Евгеньевна, (ewgenija10@mail.ru),

учитель изобразительного искусства

МАОУ "Гимназия №3»

г. Балашиха

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.

Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);

-  приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

-   развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

-  развивать творческие способности учащихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

        Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства   предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

         Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

        Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:

-  активизации познавательной деятельности;

-  повышению качественной успеваемости школьников;

- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;

- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;

- всестороннему развитию личности.

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства я готовлю уроки путешествия в мир искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.

Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.

Таким образом урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  1. Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
  2. Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
  3. Проведение урока с мультимедиа выступлением;
  4. Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

      Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.

     В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.

     Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

     Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

    В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

     Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.

      Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.

     Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  • организация проектной деятельности учащихся.

     В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

     Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов – является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «посещать» крупнейшие музеи мира;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

     Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

     Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

     Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

     Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

     На уроках ИЗО, я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.

     На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

     Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

     Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.

Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Проектная деятельность на уроках ИЗО

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века, первопроходцами в данной области принято считать Шульгина В.Н.,
Крупенина М.В., Игнатьева Б.В..  Бахтин Михаил Михайлович - русский философ и литературовед пишет в своих трудах: «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый, выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».

Первые работы и исследования за рубежом появились в конце 19 века в США. Родоначальники метода  выдвинули идею «Обучения посредством делания». Они были убеждены в том, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и педагога - Грундтвига (Северин Н.Ф.). Этому удивительному человеку метод обязан следующими идеями:

- «Школа должна основываться на фантазии и творчестве»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства. Принципы организации проектной деятельности

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения  изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.

Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство, как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.

Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка,  бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д. Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия  лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, всевозможные поделки, сделанные своими руками, помогают приобщиться к ремеслам и творческому самовыражению, становятся стимулом для дальнейшего творчества. Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

- «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха;

- возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.

В методике преподавания изобразительного искусства и художественного

труда в 5-7 классах метод проектов  использую достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении.

Среди основных требований к использованию данного метода
(по Полат Е.С.) следует выделить самостоятельную деятельность, структурирование и использование исследовательских методов, значимость результатов. Секрет успешности метода проектов состоит в построении деятельности в контексте трех основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности.

Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в художественном обучении. Сущность его можно обозначить словами КлодинОрио: «Все способны».

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для каждой стороны задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО:

“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление  психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии. 

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей.  Здоровьесбережение становится приоритетным направлением  в  работе  учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

   Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию  сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

  1. Санитарно-гигиенических:

А) - свежий воздух;

- проветренный класс;

- соответствующее освещение;

- влажная уборка;

- озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:

создание эмоционального положительного фона в обучении,

общении;

- учет психического и физического здоровья ребенка;

психологических особенностей класса;

- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенка в учебе;

- использование чередования интенсивности в обучении и

релаксации.

  1. Здоровьесберегающие компоненты:

- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

- применение игровых моментов с движениями учащихся;

- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,

руки и т.д.);

- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,

новизны, актуальности;

- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

- плотность урока: количество времени затраченного на учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Литература:

1) ВозвышаеваИ.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

2) Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

3) Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.

4) Смирнов Н.К..Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

5)Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.

6) Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

7)Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., №

8)Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А. (стр.42-44).

9)Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образова...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащи...

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства...