Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей
статья на тему

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ozozh.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

 

Анискина Т.В., Ходикова Т.Ф.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 города Саратова

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Воспитание детей — и большая радость, и большая  ответственность, и большой труд. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического и нравственного  интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).  Обратимся к статистике: из  6 млн. подростков практически в 90%  зарегистрированы различные заболевания. При этом треть – заболевания, ограничивающие выбор будущей профессии. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3 % - более чем в три раза. Особую тревогу в тенденции изменения состояния здоровья населения вызывает резкое ухудшение состояния психического здоровья. Процентная доля умственно отсталых в обществе всегда была стабильна, во всяком случае, росла незначительно. В последние же десятилетия их рост резко ускорился и увеличился на 4,6% (а обратившихся к психиатру – на целых 10,7%). Поэтому большое значение имеют положительные  примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровье сбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что хорошо и что такое плохо". К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Проблема пагубного влияния на подрастающее поколение неподобающего поведения и вредных привычек взрослых, в частности употребление алкоголя и табачных изделий, особенно актуальна в нашем городе, в наших семьях. Молодой человек или девушка с сигаретой в руке или бутылкой пива становятся для детей символом уверенности, закрепощенности, независимости и взрослости. Как следствие, постоянно растет интенсивность употребления алкоголя и табака детьми, которые не осознают, насколько опасны для их здоровья эти вредные привычки. В нашем лицее  с детьми проводятся занятия, на которых педагоги формируют у детей представления о здоровом образе жизни, но, не видя, пример родителей, у детей не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий. Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд — один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни. Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме.  Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, —к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты и т.п.  Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними. Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (втайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок. Родители должны стремиться к постоянному общению с детьми, ведь общение-это великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их. Еще одно условие-это повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи, в частности важным является правильное (рациональное) питание. В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но что в него включено, родители должны знать. По данным последней диспансеризация школьников было выявлено,  что желудочно-кишечные заболевания стоят на третьем месте по распространенности – после сколиоза и близорукости. Причина – в неправильном питании. Неправильно питаются и семьи с низким доходом, и обеспеченные.  Было проведено анкетирование среди обучающихся нашего лицея, чем они предпочитают питаться дома. Более половины детей в течение недели вообще не ели фруктов. А основу их рациона составил даже не картофель, как это было десятилетие назад, а мучные изделия: булочки, пирожки, сухарики, чипсы и другие продукты фаст-фута. Это совершенно не соответствует потребностям подросткового организма. Специальная литература, советы специалистов помогут родителям правильно организовать питание своего ребенка. Физическое развитие также играет большую  роль в организации здорового образа жизни. Безусловно, человек, достигший успеха в спорте, вызывает чувство уважения среди своих друзей и в обществе. Но не все достигают больших высот в спорте. Поэтому  не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены. И опять на первый план выдвигается пример самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.  Еще одним важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Нужно не только ограждать ребенка от возможных травм в игровой деятельности, но и постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать малыша остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот. Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций. Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи. Конечно, родители должны работать над пропагандой здорового образа жизни совместно с учебным заведением. Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются сообща. В нашем лицее создан родительский клуб «Позитив», где  наряду с различными вопросами и проблемами, обсуждается и роль семьи, родителей в пропаганде здорового образа жизни. Родители активно участвуют в физкультурных праздниках, досугах, днях здоровья. Обучающимся лицея был задан вопрос: «Что такое здоровье?»  Вот их ответы: Здоровье-это красота;

  1. Здоровье-это богатство, которое не продается и не покупается;
  2.  Здоровье-мы и природа;
  3. Здоровье, когда я бегаю, прыгаю, и у меня все получается;
  4. Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже моему коту;
  5.  Здоровье – это счастье, это когда здоровы мои папа и мама, когда у нас дружная семья, и я с радостью бегу домой, где меня всегда ждут.

Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья.  Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Исследовательская работа на тему: Здоровый образ жизни – как средство укрепления и сохранение здоровья

АннотацияЦель работы: Доказать, что здоровый образ жизни –  средство укрепления и сохранение здоровья и улучшение качества жизниДля достижения цели были поставлены следующие задач...