ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Сорокина Ольга Александровна

В данной работе рассматривается проблема активизации познавательной деятельности в обучении английскому языку, некоторые способы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка, а также информационно-коммуникационные технологии как важный аспект активизации познавательной деятельности на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. А. Сорокина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 36»


Введение

В данной работе рассматривается проблема активизации познавательной деятельности в обучении английскому языку, некоторые способы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка, а также информационно-коммуникационные технологии как важный аспект активизации познавательной деятельности на уроках английского языка.

 Исследуемой проблемой является активизация познавательной деятельности при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Цель - обеспечение процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции учащихся, их активной позиции и высокой мотивации к обучению на уроке путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована, если при организации учебного процесса учтены:

  • психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности в профессиональном образовании;
  • возможности информационно-коммуникационных технологий, как средство активизации познавательной деятельности, на уроках английского языка;
  • разработаны методические рекомендации по организации уроков английского языка  с использованием интернет-ресурсов, программных сред и технологий.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку.

Предметом исследования служат информационно-коммуникационные технологии, как один из возможных способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности  в  профессиональном образовании
  2. проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий, как средства  для организации активной познавательной деятельности учащихся.
  3. разработать методические рекомендации по организации уроков английского языка  с использованием программных сред и технологий
  1. Провести анализ результатов использования информационно-коммуникационных технологий и предложить методические рекомендации по организации обучению английскому языку.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, ресурсов сети Интернет, изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств, анализ результативности применения ИКТ для повышения качества обучения; опрос учащихся.

1. Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности

Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно. В отношении познавательной деятельности активность означает формирование у учащихся мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыков мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.

 Проблема активизации познавательной деятельности учащихся является одной из наиболее актуальных. Прежде всего, необходимо отметить крайне низкий уровень мотивации учащихся к любой учебной деятельности, что является серьезным препятствием к активной познавательной деятельности учащегося на уроке. Мотивация является ведущим аспектом  активной познавательной позиции учащихся на уроке.

Компьютеры наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально полно  приближают процесс обучения к реальным условиям. Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, т.е. выбирая для себя объем и скорость усвоения материала. Компьютер обеспечивает объективный контроль, создает возможности для самостоятельной работы учащихся.

Таким образом, с моей точки зрения, уже на мотивационном этапе возникает возможность через создание проблемной ситуации, учитывая жизненный опыт учащихся, организовать активизацию познавательной деятельности путем постановки познавательной задачи, способы решения которой лежат в зоне ближайшего развития ученика. При этом  педагог выделяет существенные связи, которые подлежат усвоению, показывает учащимся, как решить проблему или ответить на вопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматривается самостоятельная деятельность самих учащихся [12, c.91-96]. Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматривает вооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний.

2. Возможности информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности

 Использование средств IT при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:

  • повышению качества обучения английскому языку;
  • развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
  • созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;
  • повышению уровня использования наглядности на уроке;
  • повышению производительности урока;
  • установлению межпредметных связей;
  • приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
  • обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
  • развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.

Но главным достоинством информационно-коммуникационных технологий является их способность активизировать познавательную деятельность учащихся. Преподаватель имеет возможность использовать в целях обучения увлеченность молодого поколения компьютерными технологиями.

Несомненно, что  использование социальных сетей и сайтов на уроке делает изучение английского языка более увлекательным, тем самым повышается активная позиция учащихся. Большим интересом среди учащихся и  педагогов пользуется сайт для изучающих иностранный язык –www.Livemocha.Com. Он является, пожалуй, самым популярным сайтом в мире, в котором возможно он-лайн общение с носителями языка. На уроках можно использовать также следующие сайты: www.yanglish.ru,abc-english-grammar.com, choolenglish.ru,www.homeenglish.ru, www.native-english.ru. 

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят. Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование.

3. Методические рекомендации по организации уроков английского языка  с использованием программных сред и компьютерных технологий

Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют сделать процесс обучения более интенсивным и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.

При проведении уроков английского языка с использованием видеоресурсов при просмотре художественных фильмов или отрывков из них эффективно использовать методический прием "роль свидетеля". Учащиеся выполняют роли свидетелей, которые наблюдают жизненные ситуации и просто сообщают о том, что они видели на экране. Эпизод или фильм демонстрируется один раз с начала и до конца без перерыва.  Классу задаются несколько вопросов о том, что они видели: где происходило действие, сколько там было людей, что на них было надето, что произошло сначала, что потом и т.д. Ребята получают распечатки с именами, географическими названиями и ключевыми словами или читают их на доске. Дома предлагается по памяти записать увиденное в форме изложения. При этом развивается и контролируется не только навык аудирования, но и навык письменной речи. Кроме того, учащиеся проявляют себя в творческой деятельности при подготовке заключительных работ после просмотра блока видеоуроков.

Использование обучающих дисков  дает возможность учащимся усвоить наиболее употребительные слова и выражения английского языка, расширить свой словарный запас. Возможность одновременного аудио- и визуального восприятия делает использование обучающих дисков максимально полезным. Сложность предлагаемых материалов подбирается с учетом возможностей группы, требований программы. Так, например, обучающая программа «Английский язык. Экспресс курс» используется мною для обучения разговорной лексике на базовом уровне. На следующем, более сложном этапе обучения, можно использовать «DVD-учебник HelloEnglish». Кроме тематического разнообразия, данный диск предлагает проработку основных грамматических сложностей на уровне Preintermediate.

Для внеурочной работы хочется порекомендовать видеоматериал «Английский язык с exstr@ удовольствием». Это современная разработка телевизионного канала Великобритании «Channel 4». Обучающий материал представлен в виде комедийного молодежного сериала. Разговорная речь сопровождается английскими субтитрами для лучшего усвоения материала. Кроме того, в фильме учащиеся имеют возможность больше узнать о традициях, культуре Англии, увидеть великолепные виды Лондона.

Мультимедийные презентации пользуются большим успехом у учащихся, так как скучный грамматический материал представлен ярко и наглядно. Презентации используется  для достижения сразу нескольких задач: развитие поискового чтения и языковой догадки, получение новой информации, ее анализ и  использование для решения теста. Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся.

Одним из эффективных средств организации активной познавательной деятельности учащихся является использование программы Classroom Manager. Программа предназначена для удаленного контроля и администрирования компьютеров учащихся. Она позволяет просматривать изображение на экране удаленных компьютеров в режиме реального времени, а также перехватывать управление мышью и клавиатурой. Ученики имеют возможность просматривать изображение на экране компьютера преподавателя, поэтому может быть эффективно использована для просмотра учебных слайдов, фильмов и обучающих программ. Также на уроках я использую функцию показа учащимся изображение на экране и демонстрирую в качестве примера работу кого-то из учеников, выводя изображение на все экраны. Внимание в аудитории полностью контролируется преподавателем, так как не позволяет учащимся отвлекаться на занятиях и помогает  им сконцентрироваться на выполнении задания, ограничив доступ к определенным сайтам и приложениям. Программа Classroom Manager предлагает также широкие возможности для самостоятельного создания тематических он-лайн тестов.

Анализ результатов использования информационно-коммуникационных технологий.

В процессе обучения проводится мониторинг успеваемости и результатов обучения, включающий в себя входной, промежуточный и итоговый контроль. В ходе мониторинга выявлена положительная динамика результатов обучения, достигнутых благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий.

Заключение

Таким образом, технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.


 Литература

  1. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. -  М.: Педагогика. – 1982. Т. 2: – С. 504.
  2. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Издательство АПН РСФСР. 1962. – С. 376.
  3. Кухарев Н. В. Педагогическая теория и школьная практика  Мн.: Издательство БГУ. 1978. – С.  296.
  4. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.  –  М.: Просвещение. 1982. – С. 191.
  5. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Издательство Воронеж. – 2003. – С. 96.
  6. Серебрякова М.С., Материал из Letopisi.Ru «Время вернуться домой» Старший преподаватель кафедры информатизации и ИКТ в образовании КОИРО.
  7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.  – М:Издательство Слово. –2000. – С. 25.
  8. Тонышева М.В. Интернет-технологии в образовательном процессе.–  М.В.Тонышева. // КРИПКиПРО – 2006. – С. 3.
  9. Внедрение ИКТ в образование [Электронный ресурс] // URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf (дата обращения: 14.09.2013).
  10. Изучение английского языка [Электронный ресурс] // URL:

http:// www.native-english.ru (дата обращения: 06.09.2013).

  1. Стандарт основного общего образования по иностранному языку [Электронный ресурс] // URL: http:// www.edu.ru (дата обращения: 20.09.2013).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сорокина Ольга Александровна учитель английского языка Анжеро-Судженский ГО МБОУ «ООШ №36»

Слайд 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

Цель Обеспечение процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции учащихся, их активной позиции и высокой мотивации к обучению на уроке путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 4

Задачи проанализировать психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности в профессиональном образовании проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий, как средства для организации активной познавательной деятельности учащихся. разработать методические рекомендации по организации уроков английского языка с использованием программных сред и технологий провести анализ результатов использования информационно-коммуникационных технологий и предложить методические рекомендации по организации обучению английскому языку.

Слайд 5

Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности

Слайд 6

Возможности информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности повышение качества обучения английскому языку; развитию творческих возможностей и способностей учащихся; создание условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке ; повышение уровня использования наглядности на уроке ; повышение производительности урока; установление межпредметных связей; п риобретение реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; обогащение знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран; развитие умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде. www . Livemocha . Com . www.yanglish.ru www.abc-english-grammar.com www.schoolenglish.ru www.homeenglish.ru www.native-english.ru

Слайд 7

Методические рекомендации по организации уроков английского языка с использованием программных сред и компьютерных технологий Видео ресурсы Обучающие диски : « Английский язык. Экспресс курс » « DVD -учебник HelloEnglish » « Английский язык с exstr @ удовольствием » Программа Classroom Manager

Слайд 8

Контакты Личный E-mail: olgasor2007@yandex.ru Личный сайт: http :// nsportal.ru/sorokina-olga- aleksandrovna-pu-no-43

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЬЕМАТИКИ.

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.       ИТОГОВАЯ РАБОТА   по про...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе.

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

laquo;Знание  в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...