Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)
статья на тему

Хусаинова Надежда Михайловна

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama_kursovaya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования

Институт общего образования

Кафедра естественно-научного образования

Курсовая работа

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

слушателя краткосрочных курсов

 повышения квалификации

 по образовательной программе

"Организация проектно-исследовательской

  деятельности при изучении предметов

 естественнонаучного цикла в контексте  ФГОС"

Хусаиновой Надежды Михайловны

учителя географии ГБОУ школы 423

Кронштадтского  района.

                                        Руководитель:к.п.н. старший преподаватель

                                                                        Малярчук О.В.

Санкт-Петербург

2014        

Содержание

1.Введение                                                                                                                

2. Глава1                                История возникновения метода         проектов в педагогике

                                                                                                                                                                                

                                                                

3.Глава 2                                                                                        

1. Развитие  и формирование исследовательских умений в образовательной программе ООО                                                                                        2.        Основные  направления работы учителя по                                формированию исследовательских умений учащихся ООО                                                                                        

4.Глава 3                 Использование проектных технологий на уроках географии

и во внеурочное время

5.Заключение                                                                                                

                                        

6.Приложение                                                                                                

7. Литература                                                                                

                                                                

                                                                                                

                                

                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        



Введение

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов определяю, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике и в моей работе .Но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающим умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндусртиального общества.Считаю,что тема  выбранной мной работы "Метод проектов-как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика" является очень актуальной в концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения,где определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных  сферах личностного развития,достигаемого путём освоения универсальных и предметных способов действий,ведущих идей и ключевых понятий;достижение на этой основе способности к развитию"компетентности к обновлению компетенции".ё        

Цель данной работы:Показать значение проектной деятельности в воспитании личности ученика.

Задачи:

1.Рассмотреть историю возникновения метода проектов в педагогике.

2.Показать развитие и формирование исследовательских умений в

образовательной программе ООО.

3.Установить основные направления работы учителя по формированию          исследовательских умений  учащихся.

4.Продемонстрировать примеры использования проектной деятельности

на уроках географии  и во внеурочное время.

 


Глава 1                                        

История возникновения метода проектов в педагогике

Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел".

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.

Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постанов лением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения, В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С, Полат в учебном пособии "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" .

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний..

В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.

Подведем итоги! Так что же такое метод проектов?

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Итог:

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,

то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Глава 2

1. Развитие  и формирование исследовательских умений в образовательной программе ООО

 Целью образования  становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.  

Развитие исследовательских умений школьников в процессе освоения ими базовых программ основной школы представляется сложной задачей. Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока. Так, организация и проведение урока-исследования становятся более эффективными в случаи двухчасового занятия, т.е. спаренного урока.

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся (Д.Б. Богоявленская, В.С. Мухина, А.С. Обухов). Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы.

Обогащенная развивающая среда, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру, становлению у него исследовательской позиции и важнейших исследовательских умений, предполагает не только то или иное предметное содержание, адекватное познавательным потребностям и возможностям ребенка, но и:

Метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире, - проблемно-исследовательский;

Субъект - субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества,  диалога и творчества в процессе познания.

Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Это структурное звено мышления  и познавательной активности - возникновение проблемы,  предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении.

Хорошо известно, что существуют две основные разновидности мыслительного процесса - индукция и дедукция. «между тем как индукция переходит от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду на положение (общему), дедукция начинает с последнего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный процесс ведет к открытию связующего  принципа, дедуктивный - к его проверке - подтверждению, отвержению, изменению на  основании своей способности превращать различные подробности в целостный опыт ».

        Существуют шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа - постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать:

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации);
  2. Исследование (может быть в малых группах);
  3. Обмен информации. Организация информации;
  4. Связывание информации;
  5. Подведение итогов. Рефлексия;
  6. Постановка новых вопросов;
  7. Применение.

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

  • Ставить исследовательские вопросы;
  • Формулировать проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Составлять план работы;
  • Вести наблюдения;
  • Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
  • Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, схемы, модели и т.п.);
  • Организовывать (систематизировать) информацию;
  • Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.)

Для того чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации. Фактически мышление учителя должно совершить полный,  т.е. продуктивный, мыслительный цикл, то, что сближает его с учениками, которым предстоит стать «действующими лицами», или субъектами, познавательной  деятельности на запланированном уроке-исследовании. Возможно, поэтому планирование и проведение такого урока учителем является не только трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим, личностно значимым событием, что создает совершенно особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке, которые так важны для творческой деятельности всех участников образовательного процесса.


2.        Основные  направления работы учителя по формированию исследовательских умений учащихся ООО

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

        • видеть проблему
        
• уметь выдвигать гипотезу
        
• уметь наблюдать
        
• уметь проводить эксперимент
        
• уметь объяснять увиденное, делать выводы.

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. Хочется привести замечательные слова Л.Толстова «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Можно выделить основные направления работы:

I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
        
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
        
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
      В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

*Критического мышления;
        
*Информационной культуры;
        
*Творческих и коммуникативных способностей;
        
*Умения ставить цели и пути их реализации.
        
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
        
*Должен быть подготовлен к данной деятельности;
        
*Видеть проблему;
        
*Самостоятельно ставить задачи;
        
*Планировать и оценивать свою работу;
        
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
        
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей учащихся очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. ФГОС нового поколения учитывает основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Выпускник должен научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Суть учебно-исследовательской деятельности  учащихся состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать учащимся  знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.


Глава 3                

Использование проектных технологий на уроках географии

и во внеурочное время

Применяя данный метод в своей работе,хочу провести небольшое исследование.

Цель исследования:

Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения,научит учащихся мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету,разовьёт творческую активность детей,их комммуникативные способности.умение планировать работу,доводить её до конца.

Объект исследования:

процесс преподавания школьного курса географии.

Предмет исследования:

использование проектной технологии в преподавании географии.

Задачи исследования:

1.Определить актуальность применения проектной технологии в преподавании географии.

2.Выявить типологию проектов.

3.Представить возможную тематику проектов по географии.

Итак,на мой взгляд,актуаль ность применения проектной технологии заключается  в том,что она даёт возможность:

  • Реализовать деятельностный подход в обучении
  • Решить проблему сокращения часов на изучение географии.
  • Формировать у школьников информационную компетентность.
  • Овладевать школьникам  методами географического прогнозирования.
  • Участие школьникам  в  общественных экспертизах.

Типология проектов по географии        

По содержанию:

  • Экологические
  • Физико-географические
  • Социально-экономические
  • Комплексные
  • Краеведческие
  • Историко-географические.
  • По способу преобладающей деятельности:
  • Познавательные
  • Творческие
  • Игровые
  • Практико-ориентированные
  • Исследовательские.

По уровню интеграции:

  • Монопредметные(выполняются на материале географии)
  • Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
  • Надпредметные(выполняются на основе сведений не входящих в школьную программу).

Примерная тематика проектов по географии

В 6 классе применяются познавательные проекты.

Например: "По следам Великих географических открытий", "Путешествие на воздушном шаре", "В поисках затонувших сокровищ", "Путешествие к центру Земли".

В 7 классе возможность для творческих пректов."Удивительная Африка","Страна "Наоборот","Мир Амазонии."

В8-9классах  обширное пространство для творческих и исследовательских проектов."Природа как источник возникновения искусства и художественных ремёсел","Памятники всемирного культурного наследия".

В 10-11 классе"Глобальные проблемы современности"."Рекреационные ресурсы мира".

Примером использования данной технологии   во внеурочное время хочу представить школьный проект "Большие сердца маленького Кронштадта".

Актуальность проекта-празднование 310летия        города.        

Кронштадт-особенный город. Колыбель Отечественного флота,он сам говорящая история.Дитя суровой Балтики,он не ослепляет яркими красками и причудливыми формами.В его памятниках преобладают такие обыденные  и не броские тона,как краснокирпичный,серо-розовый с частыми вкраплениями чёрного и шарового цветов.Каналы,доки,стенки гаваней,батарей,фортов облицованы серым и розовым гранитом,известковыми плитами,залиты серым бетоном.Исключением являются суда гидрографии,немного  скрашивающие своей белизной эту суровость.И тем не менее,Кронштадт-это жемчужина и флота,и истории,и архитектуры.И не было бы этой жемчужины,этих кораблей и судов,гаваней и фортов,если бы  в них не не вдохнули жизнь,люди,составившие славу Российского флота.Их имена вошли в анналы мировой и отечественной истории.В Кронштадте помнят своих выдающихся сыновей.Памятники,памятные знаки,мемориальные доски красноречиво доказывают это.Но главное-это люди!Так возникло название проекта.- «Большие сердца маленького Кронштадта».Целью проекта было создание собственного экскурсиооного маршрута.Проект являлся надпредметным.По длительности исполнения-долгосрочным.Выполнялся учащимися 8-в класса.Задачи, которые были поставлены заключались в том,чтобы изучить наиболее посещаемые экскурсантами места;проложить намечаемый  маршрут;изучить биографию людей,в честь которых созданы памятники,мемориальные знаки и доски.Изучить историю самих памятников.Методы решения включали теоретическую и практическую составляющую.А именно:работа с документами,изучение биографий,интервьюирование,создание карты.Продуктом деятельности стала мультимедийная презентация- «заочная экскурсия по городу». Эта презентация была использована  на уроках географии в 8 классе при изучении темы «Население»,урок «Функции городов»-как пример города-порта и города рекреационного значения.Проект помог ребятам не только сформировать основные исследовательские компетенции,но и  воспитать чувство национальной гордости,патриотизма.Позволил подвести учащихся к выводу,что главное действующее лицо цивилизации -человек.И от ценностной направленности его деятельности будет зависить будущее каждого.Пример тому-жизнь выдающихся кронштадцев.

Вывод.Таким образом применяя метод проектов как на уроках так и во внеуровное время, могу отметить, что они повышают качество процесса обучения и воспитательной работы,учат ребят действовать самостоятельно,развивают творческую активность,коммуникативную способность,учат планировать и доводить работу до конца.


Заключение                

Поставив перед собой цель показать значение пректной деятельности в воспитании исследовательской компетенции личности ученика, я обратилась к истории возникновения самого метода, который, по сути, не является новым в педагогике. Но, вместе с тем, является актуальным на сегодняшний день и, более того, введён в концепцию Федеральных государственных стандартов нового поколения как способствующий личностному развитию ребёнка. В своей работе я рассмотрела  основные направления работы учителя по формированию исследовательских умений у учащихся. А также проанализировала использование  технологии проектов в собственной практике работы.

Таким образом я пришла к заключению,что развиетие исследовательских умений  и формирование исследовательской компетенции школьников в процессе проектной работы представляется сложной задачей. Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока и внеурочной деятельности.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.

Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.


Литература

 1.        Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 

 2.        Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников/  -М.:Просвещение, 2011.-157с. – (Работаем по новым стандартам)

 3.        Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия Наук» / автор-составитель Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

 4.        Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004

 5.        Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61

 6.        Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. — с.123.

 7.        Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

 8.        Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http://schools.keldysh.ru/labmro 

 9.        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004.

10. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

11. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

12. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

13. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

14. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.  

15. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.

16. Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.         

17.Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.

18. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

19. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. М., 2003.

20. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т         

21. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158

22. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48

23. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-

24. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184

25. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

26. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Формирование исследовательской компетенции у учащихся на уроках географии

Формирование исследовательской компетенции у учащихся на уроках географии...

Метод проектов как способ формирования ключевых компетенций

Метод проектов помогает сделать уроки не только интересными, но и повысить качество образования...

Формирование исследовательской компетенции у учащихся на уроках географии

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памят...

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Из школы человек должен выносить более или менее  ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, ...

Метод проектов как способ формирования межкультурной толерантности у обучающихся на уроках истории

Из опыта работы учителя. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но сегодня, его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий, умение ада...