Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
методическая разработка по географии по теме

Вилесова Лариса Евгеньевна

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_zanyatii2.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2

Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

            Педагогическая мысль всегда была занята поиском путей повышения эффективности учебного процесса. В школьную жизнь входил опыт отдельных учителей и целых педагогических коллективов. Что-то оставалось, принималось и приживалось в школьном обучении, но большая часть из этих новшеств уходила бесследно. Был ли положительный результат от этих нововведений? Безусловно, школа и учительство были в выигрыше: пополнялся банк педагогических знаний, развивались наши представления о закономерностях школьного учения.

            Основные идеи образовательного стандарта (заявленные ЮНЕСКО): научить учиться, научить общаться, научить создавать комфорт и пользу для себя и окружающих, научить пользоваться информацией.

           По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,

33% увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

         Результаты социологического исследования показывают, что в современном обществе меняется система общесоциальных и образовательных ценностей. Например, при приёме на работу специалистов, кроме профессиональных умений, наиболее важными качествами для работодателя являются умения решать проблемы, способность к самообразованию и саморазвитию.

Требования к выпускникам:

Современный социальный заказ в сфере образования требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся, адаптировать систему образования к рынку труда, преодолеть отставание российских школьников от уровня обученности учащихся развитых стран. Современное общество ожидает от школы создание условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни. Обеспечение условий для формирования у школьников самостоятельности, активности, мобильности, оперативности знаний невозможно в условиях приоритета знаниевого подхода, авторитарной модели преподавания.

Современное информационное общество ставит  перед школой задачу подготовки выпускников, способных: 

  1. ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  2. самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  3. грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения      определенной проблемы факты, анализировать их, устанавливать закономерности, делать выводы, применять полученный опыт);
  4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  5. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Успешная профессиональная деятельность современного человека требует высокой степени сформированности коммуникативной и проективной культуры личности, что обусловлено интегративным характером цивилизованных проблем – экономических, политических, экологических, требующих объединения усилий различных специалистов науки и практики. Гражданин постиндустриального общества должен быть инициативным, мобильным, готовым переучиваться и перестраиваться на новый вид деятельности, проявлять конкурентоспособность на рынке труда.

Критерии современного выпускника: умение действовать автономно (защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания); способность работать с разными видами информации (символами, текстами, таблицами и т. д.), критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; умение работать в группе (устанавливать взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.).

Жизнь показывает что преуспевает только тот, кто умеет активно применять свои знания и опыт. Сейчас уже никого не удовлетворяет простой пересказ фактов. Требования к умениям воспитанников совершенно изменились: раньше читать, писать, считать; а теперь — уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию.

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках.

Сравнение традиционного и исследовательского метода.

Традиционные уроки воспитывают не активную и не творческую личность, а пассивного и инфантильного потребителя, привыкающего в ходе такого обучения к тому, что учитель обязан давать ему знания, развлекая, увеселяя и «приплясывая» у доски. Наши выпускники входят в жизнь после такого обучения с твердой уверенностью, что и в дальнейшем будет также весело, увлекательно и, главное, беззаботно. Но в современном обществе ничего не дается просто так. В реальной жизни всего надо добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства.

Лучше запоминаются и усваиваются знания, добытые самим учащимся и использованные им при решении практических задач. Роль исследователя – первооткрывателя, несомненно, интереснее и продуктивнее, чем роль запоминающего устройства. При этом развиваются мыслительные способности учащегося, так необходимые при выполнении заданий централизованного тестирования и ЕГЭ.

Изменяется при этом и роль преподавателя, он отходит на второй план, освобождаясь от роли лица, вещающего истины. Вместо «няньки», которая должна «разжевывать» учебный материал и «вложить его в голову» учащегося, он выполняет роль консультанта, помощника, советчика в усвоении знаний.

         Цель использования метода исследовательских проектов — самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.

        Эта деятельность дает возможность активного участия в решении реальных проблем, позволяет учащимся раскрыть творческий потенциал, почувствовать личную сопричастность к судьбам человечества и ответственность за его благополучие.

        Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

       Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Что получают школьники?

  1. школьники становятся в позицию исследователя, экспериментатора;
  2. на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов пользуются научными методами;
  3. своеобразный итог их творческой деятельности, совершенствования их труда;
  4. сотрудничество учителя и ученика;
  5. получают навыки участия в настоящей научной дискуссии;  осваивают методику ведения научных исследований, знакомятся с особенностями работы с литературными источниками;
  6. публикации.

        Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность  исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

        Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

         Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, не сформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях.

         Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

        Существуют специальные условия и приемы, способствующие развитию творческо-исследовательских способностей учащихся.  

       Этапы ученической исследовательской деятельности:

  1. I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно- исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов.
  2. II уровень – эмпирико-практический – включает усложнённый элемент прохождения через экскурсии, экспедиции, коллекционирование, экспонирование и др.
  3. III уровень – исследовательский, экспериментальный (через спецкурсы, семинары, творческие и научные лаборатории).
  4. IV уровень – творческий, продуктивно-деятельностный (через систему НОУ, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую, экспериментальную работу).

         Отличительные особенности метода.

         Основные требования к использованию метода:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду). Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

          Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:

  1. Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный,  а настоящий)
  2. Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)
  3. Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)
  4. Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)

         Ведущие подходы: инновационный, деятельный, дифференцированный, индивидуальный, компетентностный, личностно ориентированный (учащийся – субъект жизни, способный к саморазвитию и самоизменению). Оптимальный комплекс педагогических ситуаций общения, позволяющий каждому учащемуся независимо от его готовности к уроку, уровня способностей, своеобразия интереса и склонностей проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

         В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии.

1. Содержание проекта: Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие и др.

2. Уровень интеграции: монопредметные (выполняются на базе и материале одного предмета), межпредметные или междисциплинарные (происходит интеграция смежных тематик нескольких предметов) и надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу, носят исследовательский характер).

3. Включенность проектов в учебные планы: текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) и итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

4. Сроки реализации (выполнения) проекта: краткосрочные (несколько недель), среднесрочные (несколько месяцев, но не более полугодия) и долгосрочные (в течение года).

5. Количество участников проекта: коллективные, индивидуальные и групповые.

6. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные проекты. Их всех отличает то, что они реализуются в творческой, самостоятельной обстановке.

7. «По использованию средств обучения различают проекты, в которых применяют «классические» - дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярная и художественная литература), наглядные (таблицы, схемы, рисунки и карты), технические средства и т. д. и средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.

          Географическая специфика различных видов проектов:

 Информационно-исследовательский проект ориентирован на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они могут осуществляться в урочной деятельности, но чаще всего и удобнее во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, решение конкретных экологических проблем своего края, изучение этнических традиций своего региона, направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Творческо-исследовательский проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, создание праздника, научного географического журнала, видеофильм, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек и т. д.  Чаще всего используются в рамках географических недель, декадников и месячников географии.               

Исследовательские игры: учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории; моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту. 

Практико-ориентированный проект направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. Он нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета географии до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Познавательно-исследовательские проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые реки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д.

         Форма организации.

Групповая работа, или обучение в сотрудничестве — это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.
Работа в группах становится привлекательной для учащихся только в случае специальной ее организации, если

  1. создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества (по общей цели, по разумному и справедливому распределению объема работы, по награде, по ресурсам, по ролям),
  2. обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом,
  3. учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушивать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.

Необходимо выработать определенные методические рекомендации для групп.

           План, включающий этапы деятельности учителя и учащихся.  

Большую подготовительную работу проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

В педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознает свою значимость нестереотипностью самого мышления, осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных.

            Критерии творческо-исследовательских способностей: В качестве критерий используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности: быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество; гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, например, связанные с использованием объектов, методов; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых; точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности. Восприятия себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта (люди из мира искусства боятся клейма ремесленника, а лучшая похвала для представителя любой «земной» профессии – назвать его артистом в своем деле). При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную незаурядность – очень важное условие для реализации творческих  способностей человека (не следует путать это чувство со стремлением продемонстрировать свое превосходство перед другими людьми).

             Этапы и сроки проведения проекта.

             Недостатки.  Как любая новая образовательная технология, методика проектного обучения не лишена недостатков или рисков, которые могут снизить эффективность технологии: проблема «безбилетника»; затраты на координацию; недостаточная техническая оснащенность учебных заведений; некомпетентность преподавателей, руководящих процессом проектирования.    Самая насущная проблема – проблема «безбилетника». Безбилетником называют человека, который пользуется всеми преимуществами членства  в команде, но вносит непропорционально низкий вклад в достижение результатов. Некоторые учащиеся работают над проектом, а некоторые просто числятся в нем, и уж во всяком случае любой ученик заинтересован не столько в проекте, сколько в своей оценке. Но вероятность появления такой проблемы в небольших командах, проектных группах (а ученические проектные группы нельзя относить к большим) невысока. Пример, исследования показывают, что когда человека просят хлопать в ладоши, он делает это громче в одиночку или в небольшой группе, нежели в составе большого коллектива.

Затраты на координацию. Время и энергия, необходимые для координации работы группы учащихся, носят название затрат на координацию. Участники ученической проектной группы должны встретиться после занятий просто для того, чтобы решить, когда они соберутся вместе и начнут работу над заданием. Так, ученики могут считать, что лучше бы они выполнили порученный проект самостоятельно, причем быстрее, чем в группе. Недостаточная техническая оснащенность учебных заведений. Эта проблема существует давно, решается медленно, можно с уверенностью заявлять, что «благодаря» этому не может развиваться даже традиционное образование. Однако положительные тенденции наметились, так что с течением времени проблема самоустранится. Выход из такого положения может найти и сам учащийся за счет домашней техники, используемой на презентации.

Некомпетентность преподавателя. Стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам. Как отметил один из педагогов, «главный ограничитель – учительский консерватизм, нежелание менять уже отлаженные методики, учиться новому, перестраивать отношения с учащимися из объект – субъектных в субъект – субъектные, партнерские».    Технология проектного обучения выставляет жесткие требования к профессионализму преподавателя: знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности учащихся; владение методикой и организацией учебного проектирования;  умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом; организация систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов; особой подготовительной работы; хорошего знания предмета обсуждения; умения руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс обсуждения неактивных учащихся; принятия учителем неизбежного оживления учащихся; умение устанавливать более тесные контакты с учеником, как на уроке, так и во внеурочное время; принятие высокой степени эмоционального напряжение на уроке из-за возникающих постоянно нештатных ситуаций; умение координировать работу группы учащихся, способность оказать содействие в администрировании работы (обязанностей) членов всей группы; подготовка необходимых методических и дидактических материалов. Ученики будут с удовольствием и упорством трудиться над осуществлением учебного проекта, если учитель является их вдохновителем на этом пути и сам энтузиаст своего дела.

          Диагностика креативности (тесты по различным методикам (Е.Торренса, С.Медника, тест Белбина).

Условия развития исследовательских способностей:

  1. умение видеть проблемы - это интегральное свойство, характеризующее мышление человека, развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Задания: «Посмотри на мир чужими глазами», «Рассмотри предмет с различных точек зрения»;

  1. умение ставить вопросы - в процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы: уточняющие (прямые или “ли”-вопросы) «верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…». Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: «Правда ли, что ...?» – простой безусловный вопрос. «Верно ли, что ...?» – простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты … или тебе …?» Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: «Кто, когда, и где может …?» – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов;

Задания: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?», «Найдите причину события с помощью вопросов», вопросы установления сходства и различия, вопросы установления причинно-следственных связей, различить характер вопросов на воспроизведение, творческое осмысление, на применение и ответить в соответствии с ним; поставить различные по характеру вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика;

  1. умение выдвигать гипотезы - гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

Задания: «Давайте вместе подумаем», «Почему летом снег в горах не тает? Почему течёт вода? Почему дует ветер?», «Что бы произошло, если бы…».

Задания типа «Найди возможную причину события: трава во дворе пожелтела»;

  1. умение давать определение понятиям - понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.

Задания: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка определения понятий, «Каков ближайший родовой признак понятия?», «Сколько видовых признаков можно назвать?», «Какие из них существенные?» «Выдели среди группы объектов изучаемый, дай его характеристику», «Найди ключевые слова и понятия в тексте», «Выдели главное (основные положения, понятия) в учебной теме»;

  1. умение классифицировать - классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Правила классификации:

- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);

- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

- деление должно быть соразмерным;

- объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.

Задания: «Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй», «Раздели информацию на логические части и сравни их», «Отсортируй материал, отделяя главное от второстепенного», «Произведи группировку материала»;

  1. умение наблюдать – это целенаправленное и организованное восприятие и регистрация поведения изучаемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным. 2. Внешним и внутренним. 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным. 4. Прямым и косвенным. 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам). 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным;

Задания: описать соседа; описать предмет (камень…); посмотреть на картину (в окно…) и описать, что увидели.

  1. умения и навыки проведения экспериментов - зксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем;
  2. умение делать умозаключения и выводы - сравнение на основе таблиц, схем, сравнивать компоненты и способы решения разнотипных задач, динамичную и статичную информацию, составлять план (схему, модель) обобщения, расшифровывать информацию на основе простых таблиц, схем, моделей, решать задачи по сокращенному плану;
  1. умение структурировать материал - проводить сравнение по данному плану, соблюдая его последовательность, заполнять обобщающие таблицы по готовым данным, оформлять результаты простейших обобщений в виде схемы, плана, модели, формулы, таблицы, слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана, пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, излагать текст по простому или сложному, самостоятельно составленному плану, реконструировать различную по источникам, сложности, объему и назначению информацию;
  2. умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи - доказывать и опровергать на учебных занятиях проблемные вопросы, требующие доказательства;
  3. поисковая активность - выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Она характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к проявлению поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность — необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности;
  4. дивергентное мышление - дивергентная продуктивность (способность к дивергентному мышлению) представляется чрезвычайно важным качеством, совершенно необходимым в проблемных ситуациях, активизирующих механизм исследовательского поведения. Это требуется и на этапе выявления проблем, и на этапе поиска возможных вариантов решения (гипотез). Такие важные характеристики дивергентного мышления, как продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность к разработке идей, выступают совершенно необходимыми условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Например, способность находить и формулировать проблемы, способность генерировать максимально большее количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом, все это — неотъемлемые составляющие исследовательского поведения. И их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей. Тренируется на задачах, имеющих не одно, а несколько правильных ответов. Развитие воображения и дивергентного мышления связано с умением замечать необычное вокруг себя, т.е. с умением видеть проблемы. Работа над формированием этого умения проводится через развитие наблюдательности и внимания;
  5. конвергентное мышление - тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов. Конвергентное мышление принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений, умозаключений и выводов. Оно выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации), оценки найденной информации и рефлексии. Активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ: «Решить задачи по инструкции», «Составить план решения задач по инструкции», «Проверить по образцу, схеме результат решения», «Анализировать ответы учеников по определенному плану».

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

  1. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
  2. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
  3. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

  1. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
  1. отсутствие ограничения по времени;
  2. минимизация мотивации достижения;
  3. отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
  4. отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов [9, 10].

 

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

  1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
  2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

1    0%  20%  40%  60%  80%  100%

2  0,95  0,76  0.67  0,58   0,48    0,00

3      4      2       1        1      0       0

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

 

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:

1    0%    20%     40%      60%      80%       100%

2   1,00   0,94    0,91       0,86      0,81         0,61

3   19        6         4             3            2               0

4   49       20        15          12          10              1

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная - гора - долгожданная

2. вечерняя - бумага - стенная

3. обратно - родина - путь

4. далеко - слепой - будущее

5. народная - страх - мировая

6. деньги - билет - свободное

7. человек - погоны - завод

8. дверь - доверие - быстро

9. друг - город - круг

10. поезд - купить - бумажный

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ

(варианты ответов и их оригинальность)

Тройка слов № 1

Случайная - гора - долгожданная

Беседа

0,99

Письмо

0,99

Вершина

0,98

Победа

0,92

Восхождение

0,98

Подарок

0,99

Встреча

0,00

Поездка

0,79

Высота

0,97

Покорение

0,99

Газета

0,99

Помощь

0,98

Гроза

0,99

Поход

0,98

Деньги

0,99

Привал

0,98

Дождь

0,99

Прогулка

0,98

Дорога

0,91

Птица

0,99

Женщина

0,97

Путевка

0,98

Знакомство

0,98

Путешествие

0,97

Лавина

0,99

Путь

0,98

Любовь

0,95

Работа

0,98

Мечта

0,97

Радость

0,98

Находка

0,99

Снег

0,96

Обвал

0,99

Событие

0,99

Облако

0,99

Тропа

0,96

Отдых

0,98

Удача

0,96

Отпуск

0,98

Человек

0,99

Падение

0,99

 

 

Тест на определение логического мышления.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).  

Ответы (ключ).

1. Растения, земля.                                   11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода.                                              12. Бумага, текст.

3. Здания, улица.                                         13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены                                          14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона.                                         15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель.                                 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность.                            17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст.                                             18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор.                                     19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила.                                   20. Родина, человек.

Тест Белбина на выявление командных ролей

Как работать с тестом

В каждом разделе распределите 10 баллов между данными утверждениями. Какие из них, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Баллы можно ставить напротив нескольких утверждений или, в крайних случаях, напротив всех или только одного.

Раздел I — Какой вклад я, по моему мнению, могу внести в работу команды

  1. Я думаю, что могу быстро определять и получать выгоду от новых возможностей.
  2. Я могу работать с разными типами людей.
  3. Вырабатывать идеи — моя естественная черта.
  4. Я могу определять в людях нечто значимое, что может способствовать достижению общей цели и привлекать их к совместной работе.
  5. Способность до конца осуществлять задуманное во многом имеет отношение к моей личной результативности.
  6. Я готов испытать негативное отношение к себе, если результат будет этого стоить.
  7. Обычно я чувствую, что является реальным в исполнении и наверняка сработает.
  8. Я могу аргументированно изложить преимущества альтернативных вариантов действия, не будучи при этом предвзятым.

Раздел II — Моими слабыми сторонами в командной работе могут быть следующие

  1. Мне сложно работать в нормальном режиме, пока собрания проходят без должной организации и контроля.
  2. Я склонен быть слишком великодушным по отношению к тем, кто имеет убедительную точку зрения, но не освещает ее должным образом.
  3. У меня есть склонность слишком много говорить, стоит только команде подойти к воплощению новых идей.
  4. Задачи, которые я ставлю перед собой не всегда соответствуют целям всей команды, поэтому мне не так легко присоединиться к коллегам.
  5. Когда нужно сделать какое-либо задание, я иногда могу казаться слишком напористым и требовательным.
  6. Мне сложно быть первым, вероятно потому, что я слишком сильно реагирую на мнение других.
  7. Когда мне в голову приходят какие-либо идеи, я так увлекаюсь ими, что теряю связь с реальной действительностью.
  8. Мои коллеги склонны упрекать меня в том, что я слишком переживаю за тот или иной момент в работе без всяких на то оснований.

РАЗДЕЛ III — Когда я работаю над проектом вместе с другими

  1. Я могу влиять на людей без всякого давления на них.
  2. Присущая мне бдительность помогает избежать ошибок и оплошностей.
  3. Я готов прибегнуть к давлению, чтобы быть уверенным, что время на собраниях не тратится впустую, и что дискуссия не уходит в сторону от решения поставленной задачи.
  4. На меня можно рассчитывать как на человека, всегда имеющего в запасе свежие идеи.
  5. А всегда готов поддержать дельное предложение, которое принимается в общих интересах.
  6. Я всегда стремлюсь быть в курсе последних событий, новых идей и разработок.
  7. Я полагаю, что моя рассудительность и способность трезво оценивать ситуацию может помочь в принятии верных решений.
  8. На меня можно положиться, когда нужно организовать и проследить за выполнением серьезной работы.

РАЗДЕЛ IV — Мой подход к работе в группе

  1. Я не слишком заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих коллег.
  2. Я не боюсь оспаривать взгляды других или остаться в меньшинстве.
  3. Я обычно могу найти нужный аргумент, чтобы доказать несостоятельность той или иной идеи, или необоснованного предложения.
  4. Я полагаю, что у меня есть талант заставить всех и все работать, когда надо привести намеченный план в исполнение.
  5. У меня есть склонность избегать очевидные вещи и выступать с неожиданными идеями.
  6. Любую работу я стараюсь выполнить в совершенстве.
  7. В работе я готов использовать связи и контакты за пределами самой команды.
  8. Хотя для меня важны и интересны все мнения, я не колеблюсь в принятии решения, когда это надо сделать.

РАЗДЕЛ V — Я получаю удовлетворение от работы потому , что

  1. Мне нравится анализировать различные ситуации и просчитывать всевозможные варианты.
  2. Мне интересно находить практическое решение проблем.
  3. Мне нравится думать, что я способствую налаживанию хороших рабочих взаимоотношений.
  4. Я могу влиять на принятие решений.
  5. Я могу встречать с людей, у которых имеются свежие предложения, идеи и разработки.
  6. Я могу склонять людей к согласию принять необходимый в данной ситуации план действий.
  7. Я внутренне чувствую тот момент, когда должен бросить все свои силы на выполнение того или иного задания.
  8. Мне нравится находить в работе моменты, когда требуется подстегнуть свое воображение, чтобы найти верное решение.

РАЗДЕЛ VI — Если бы мне неожиданно дали трудное задание, которое я должен выполнить в ограниченный период времени и с незнакомыми мне людьми

  1. Перед тем как предпринимать какие-либо действия, я бы на время «отошел в сторону», чтобы найти выход из создавшегося положения.
  2. Я стал бы работать вместе с человеком, у которого наиболее конструктивный подход к делу.
  3. Я бы нашел способ уменьшить объем работы, с учетом того, какой вклад в выполнение задания могут внести другие участники.
  4. Не откладывать дело в долгий ящик — моя врожденная черта, которая в данном случае помогла бы мне не отстать от графика.
  5. Полагаю, что я оставался бы спокойным и хладнокровным, при этом сохраняя присущую мне способность ясно и правильно мыслить.
  6. Я бы сохранил приверженность поставленной цели даже под давлением со стороны других.
  7. Я был бы готов взять инициативу в свои руки, если бы почувствовал, что группа не продвигается вперед в выполнении задания.
  8. Я бы открыл дискуссию, чтобы стимулировать появление новых идей и, таким образом, сдвинуть дело с мертвой точки.

РАЗДЕЛ VII — Работая в группе, я испытываю следующие проблемы

  1. Я склонен выказывать свое нетерпение к тем, кто, по моему мнению, тормозит продвижение вперед.
  2. Другие могут критиковать за то, что у меня слишком аналитический подход к делу и что я не достаточно доверяю свой интуиции.
  3. Мое желание каждый раз быть уверенным ,что работа сделана так как надо, может сдерживать сам процесс ее выполнения.
  4. Я склонен легко впадать в скуку при выполнении той или иной работы, и поэтому могу рассчитывать только на остальных участников, которые могут меня приободрить.
  5. Мне очень сложно браться за работу, пока не ясна ее цель.
  6. Иногда мне трудно донести до других суть моих мыслей и идей.
  7. Мне неловко требовать от других то, чего я не могу сделать сам.
  8. Я не решаюсь «скрещивать шпаги», когда дело доходит до настоящего противостояния.

Подсчет баллов

Пожалуйста, перенесите баллы, набранные по каждому разделу в таблицу А. Таким образом, вам потом будет легче разместить их в таблице В, буквы в которой расположены в произвольном порядке.

 

Выделите 3 роли в команде по Белбину предпочтительные для вас.

Председатель/Координатор

Черты: Спокойствие, уверенность в себе

Положительные качества: Отношения с людьми строит по принципу — человек познается не на словах, а в делах.

Возможные недостатки: Может иметь заурядный ум и низкий творческий потенциал

Формирователь

Черты: Энергичный, дружелюбный, активный

Положительные качества: Напористость и готовность бросить вызов бездействию

Возможные недостатки: Склонен к провокациям. Нетерпелив

Гуру

Черты: Индивидуалист, глубоко мыслит, не такой как все

Положительные качества: Одаренность, талант, воображение, ум, знания

Возможные недостатки: Витает в облаках, не склонен вдаваться в практические детали или правила протокола

Контролер/ Оценщик

Черты: Рассудительный, неэмоциональный, предусмотрительность

Положительные качества: Верность суждений, благоразумие, непробиваемость

Возможные недостатки: Нехватка вдохновения неспособность заинтересовать других

Внедренец

Черты: Консервативный, предсказуемый, трудолюбивый

Положительные качества: Организаторские способности, практический ум

Возможные недостатки: Тяжело воспринимает новые идеи и предложения

Исследователь ресурсов

Черты: Экстраверт, увлеченный, любопытный

Положительные качества: Способность сходиться с людьми, исследовательские способности

Возможные недостатки: Быстро гаснет интерес к деятельности, как только теряется цель

Исполнитель

Черты: Кропотливый, организованный, добросовестный

Положительные качества: Способность блестяще доводить дела до конца

Возможные недостатки: Много волнуется по пустякам

Командный игрок

Черты: Общительный, чуткий

Положительные качества: Способность реагировать на людей и культивировать сообщество

Возможные недостатки: Нерешительный в трудные моменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

laquo;Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»...