Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.
методическая разработка по географии по теме

Вилесова Лариса Евгеньевна

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_zanyatiya_6.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6

Тема: Технология печатного оформления исследовательского проекта.

        (слайд) Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

  1. статья, тезисы;
  2. доклад, сообщение;
  3. реферат;
  4. текст научного сочинения;
  5. отчет.

       (слайд) В науке существуют определенные требования к описанию исследовательских результатов. Сегодня мы рассмотрим общие рекомендации, которых следует придерживаться, несмотря на то, что учебно-исследовательская работа является иногда имитацией «взрослого» исследования специалистов. Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях.

       (слайд) Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

  1. описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
  2. краткие данные о методике исследования;
  3. анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  4. выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
  5. ссылки на цитируемую литературу.

       (слайд) Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

         (слайд) Научный отчет – это документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

       (слайд) Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы. Структура реферата определяется его видом: аналитический обзор, критический анализ дискуссии, развернутая рецензия (слайд).

         (слайд) Исследовательская работа -  на основании собственного исследования получены оригинальные результаты, не встречающиеся в ранее опубликованной литературе. Исследовательская работа – работа творческая, выполненная с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющая полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал (3 слайда).

          (слайд) Виды литературных источников информации.

         (слайд) Учебник – основной вид учебной литературы, содержащий систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с учебной программой. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию учебников, поэтому в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания. Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т.е. в нем рассматривается только часть учебного курса, или больше ориентировано на практическую сторону усвоения материала, содержит больше практических рекомендаций. В отличие от учебника, который должен представлять наиболее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие. К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

           (слайд) Справочно-информационная литература.

  1. Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий – универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности, и отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания.
  1. Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий, обычно однотомный вариант энциклопедии, материал в котором расположен в алфавитном порядке. Энциклопедические словари также бывают универсальные (это, прежде всего, Большой энциклопедический словарь) и отраслевые.
  2. Справочник –  издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. Существует огромное множество различных справочников. Их структура, т. е. расположение материала, определяется назначением справочника (его адресатом могут быть учащиеся, специалисты-практики, любой интересующийся и т. д.), характером содержащейся в нем информации и может быть самой разной.

         (слайд) Научная литература.

  1. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография –  это ведущий жанр научной литературы. Обычно она содержит обширные научные данные, справочные сведения, а также указатель литературы по данной проблеме.
  1. Сборник научных трудов (статей) – также один из самых распространенных видов научных изданий. Он представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной научной проблеме, но в отличие от коллективной монографии, она может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций разных научных школ.
  2. Тезисы докладов (сообщений) – это сборник, содержащий материалы научной конференции, семинара, съезда или симпозиума, опубликованные до начала его работы для предварительного ознакомления. Тезисы представляют собой краткое изложение содержания доклада, отражающее только его основные идеи. Обычно объем тезисов составляет  1-2 страницы.

Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и  обосновать свою позицию.

         (слайд) Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы. Текст должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта, где обязательными являются следующие элементы:

  1. титульный лист
  2. оглавление
  3. введение
  4. основная часть
  5. заключение
  6. список использованной литературы
  7. приложения.

         (слайд) Первой страницей научной работы  является титульный лист. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

        (слайд) Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы. В нем приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими.  

       (слайд) Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение – это своеобразная визитная карточка работы. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты. Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему исследования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информации: архивных, картографических, устных и других, степень изученности данного вопроса. Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2 страницы.

        (слайд) При выборе темы учитываются многие факторы: интересы учащихся, актуальность темы, определение круга нерешенных и слабо освещенных в научной литературе и требующих уточнения вопросов, наличие необходимой литературы и её доступность. Очень часто говорят: «Выбор темы  – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. То есть, она должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться. Например: «НТР – это прогресс или регресс человечества?» Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область  познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое),  как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально  представляющие проект. «Когда звонят колокола…» Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствии формулировка будет неоднократно корректироваться.

(слайд) Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования (2 слайда).

          (слайд) От доказательства актуальности необходимо перейти к формулировке цели исследования, т.е. нужно поставить вопрос, на который надо получить ответ. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей (слайд).

            (слайд) Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

- не включает в себя слишком много положений;

- не содержит не однозначных понятий;

- выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;

- проверяема и подходит к широкому кругу явлений;

- не включает в себя ценностных суждений;

- имеет правильное стилистическое оформление.

         (слайд) Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

          (слайд) Определяя объект исследования, вам необходимо ответить на вопрос: что рассматривается? Устанавливая предмет, вы  определяете, как будете рассматривать объект именно в данном исследовании, ибо предмет обозначает аспект рассмотрения объекта. Предмет исследования определяет точку зрения на объект вашего исследования, акцентирует, какие присущие объекту отношения, аспекты, функции станут изучаться. В предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. В связи с этим объект всегда объективен, а предмет субъективен (слайд - пример).

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследования по нескольким источникам и ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литературного обзора помогает свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Никаких иллюстраций в раздел "Введение" не помещается. Сокращения и аббревиатуры не допускаются.

        (слайд) Делаем вывод, что отражается в введении:

  1. актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
  2. постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;  
  3. разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
  4. цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Цель не стоит формулировать как «изменение общественного мнения», «воспитание другого отношения» - во-первых, непосредственно в результате написания работы не может измениться общественное мнение или отношение других людей к данной проблеме;            во-вторых, такая формулировка цели носит не исследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке - цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п.). Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы;
  5. основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей.  К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач;
  6. методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор.

       (слайд) На первых порах овладения умениями проектной и исследовательской работы, прежде всего, недостает как опыта для ее самоуправления, так и опыта использования различных методов научного познания и способов ведения исследования. Знаменитый французский философ Рене Декарт по этому поводу заметил: «Уж лучше совсем не помышлять об открытии каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют ум». Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.

(слайд) В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. Сокращения в тексте не допускаются. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее 1 - 2 страниц текста. Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему исследования.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить:

- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме;

- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно.

         Во второй части вашего исследования содержится материал, который вы отобрали  для рассмотрения проблемы или для раскрытия темы. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему. Обратите внимание на стиль изложения, пишите просто и понятно, не стройте сложных, запутанных предложений. Избегайте обширных цитат, если они не из собранных вами устных источников, и обязательно делайте библиографические ссылки. В основной части исследования кроме материала, выбранного из разных источников, должно быть свое собственное мнение и свои самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. В основной части исследователь должен показать, умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. В конце каждой структурной части основного текста автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.

        (слайд) Начнем с теоретической части работы, основанной, преимущественно или исключительно, на литературных источниках. Такую работу вполне можно открыть кратким, но впечатляющим обзором этих источников, чтобы показать литературную традицию и обозначить наших предшественников. Одновременно мы не только демонстрируем свою осведомленность, но и вводим читателя в содержательный контекст. Вслед за этим выдвигается тезис, некая идея или концепция, предлагающая вариант объяснения ключевых вопросов, поставленных в нашем исследовании. Эта идея может родиться в нашей собственной голове, а может быть заимствована у других умных людей и предложена в нашем особом прочтении. Изложив подобную идею, мы переходим к наиболее важной части текста - аргументации. Ядром всякого письменного текста является ключевая связка "тезис - аргумент". Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. На основе сравнения и сопоставления различных точек зрения необходимо обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Желательно провести анализ существующих теоретических положений, обосновать и аргументировано выбрать наиболее подходящие концепции и теории. Затем следует методическая часть, раскрывающая характер используемых данных. И, наконец, излагаются собственно результаты эмпирического исследования.

        (слайд) При заимствовании любых теоретических положений, данных, используемых для анализа, необходимо привести ссылку на используемый источник. В обязательном порядке ссылка на литературу приводится в том случае, если автор работы прямо ссылается на мнение другого исследователя. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а)        в круглых скобках;

б)        подстрочно (оформляются как сноски);

в)        после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

  1. библиографическая ссылка;
  2. определение терминов или устаревших слов;
  3. справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
  4. перевод иностранных слов и предложений;
  5. пояснения основного текста.

После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

         (слайд) Виды ссылок:  внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике являются органической частью основного текста. Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы, например: «А. Б. Евстигнеев [13] и В. Е. Гусев [5] считают …»; «В настоящее время, как отмечает М. Черемисина [29, с.125],…». При ссылке на несколько работ (одного или нескольких авторов) в скобках указываются номера этих работ: «Ряд авторов [11, 15, 19] считают, что …». Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь» [3, с. 65]. Это означает, что цитата взята с 65 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под третьим номером.

        (слайд) Затекстовые ссылки указывают на источник цитаты с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце работы. Данный вид ссылки считается наиболее экономным. В этом случае для них следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию.

       Подстрочные сноски располагают под чертой  внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. При дословном цитировании текст автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. Например: «Новочеркасск! Мгла всеобщего неведения так густа осталась, - и большинство наших сограждан даже по имени не знает такого события: Новочеркасск, 2 июня 1962 года».1 

1Солженицын А. Н. Архипелаг ГУЛАК. М., 199. Т. 3. с. 356. (слайд)

        (слайд) При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23].

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цитирую по книге...» и указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: [цитирую по книге (2. с.6)].

Например:


«С января 1962 года на Новочеркасском заводе в очередной раз снижались расценки до 30-35 %. Последним снизили расценки рабочим сталелитейного цеха». 2


2Цит. по: Мардаль И. Б. Хроника необъявленного убийства. Новочеркасск, 1992. С. 6.

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

        (слайд) При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль. Когда на одну страницу попадает две - три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в скобках принято писать (там же) или при цитировании (там же с.309). При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и т. д. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник (запись воспоминаний, книгу, статью и т. д.) с указанием страницы издания. При этом необходимо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных). При проведении анализа данных, включённых в рисунки (таблицу, схему, график…) необходимо сделать ссылку в тексте работы на обсуждаемый рисунок. Она может быть оформлена одним из двух способов:

     1. На рис. 1.1 изображена ...

     2. Динамика развития исследуемого процесса (рис. 1.1) показывает ...

     Ссылка на рисунок производится до него.

     1. В таблице 2.1 показаны суммы  ...

     2. Валовые издержки соответствуют объемам выпускаемой продукции (табл. 2.1) и могут быть сокращены  ...

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в таб.3.2». При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (Составлено по …).

        (слайд) Заключение -  это неотъемлемая часть исследовательской работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано, не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода, последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

          (слайд) Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы -  это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы. Но ведь в исследовательской работе невозможно раскрыть всю полноту научной проблемы. Всегда есть перспективы дальнейшей работы. Об этих перспективах вы можете написать в заключении. Но сначала подумай о том, что ещё можно изучить в рамках своей темы, на какие вопросы ещё можно получить ответы. В итоге получится, что вы обозначаете перспективу поиска не только для себя, но и для другого исследователя – достойного продолжателя вашего дела. То есть здесь можно уточнить: в каком направлении мы лично собираемся продвигаться в своей следующей работе; куда советуем отправиться другим коллегам, разделяющим наш интерес к предмету; какие нераскрытые проблемы поджидают нас за ближайшим поворотом темы; какие новые горизонты нам откроются, если мы за него завернем. Подобные пассажи, во-первых, помогают "закруглить" затянувшееся повествование. Во-вторых, они очерчивают границы того, что нам уже удалось (по нашему мнению) совершить. А в-третьих, они вывешивают метки на будущее, закладывают основы новых исследовательских программ или, по крайней мере, намекают на возможность таких программ.

        (слайд) Заключение целесообразно начать фразой: "В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы: 

1. Видовой состав птиц обследованной территории насчитывает 135 видов.

2. К редким видам относятся …; и т. д.  Или

Данная работа посвящена … (раскрытие проблемы – 2-5 предложений). Далее раскрываются основные понятия, на которые опирались при написании 1 главы, комментируются выводы, сделанные в 1 главе.

Результаты нашего исследования (работы) показали...  На основе выводов 2 главы дается комментарий степени достижения цели, подтверждения, опровержения или корректировки гипотезы.  

Таким образом, … Дается окончательная формулировка утверждения, сделанного в результате подтверждения или опровержения гипотезы.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным… Дается анализ практической значимости  продукта исследования.

          В заключении, так же, как и во введении, не допускается наличие таблиц, графиков, ссылок на литературу. Также в заключение можно поместить благодарность в адрес организаций или конкретных лиц, оказывавших значимую помощь при работе над исследуемой проблемой.

           (слайд) После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). Заголовок этого раздела формулируют на практике по-разному: литература, список литературы, список использованных источников и т.д. Наиболее распространенным вариантом для научных текстов является название «литература». Возможна разбивка источников по подразделам, в этом случае список использованной литературы именуется «библиография». Но библиографией в классических научных работах принято называть полный список всех публикаций по данной тематике.

 В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий. Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.

Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания. После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Работы русских учёных, опубликованные на иностранном языке, помещаются в «иностранной» части списка.

        В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название без кавычек, город, в котором издана книга, издательство, год цифра без буквы «г.» и количество страниц в тексте или конкретные страницы. Фиксируются только те источники (учебные пособия, научные издания, периодические издания, сайты), с которыми работал автор и в тексте имеются на них ссылки. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

       (слайд) Статья из сборника статей записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок (Сб. научн. тр.) /  Редактор (И.О.Фамилия). Составитель. Место (город) издания. Издательство. Год издания. Страницы, на которых размещена статья.

       Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.

    Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Для книг, учебных пособий одного-трех авторов: Фамилия И.О. Название книги. – Город.: Издательство, год издания. - Количество страниц.

Пример: Иванов А.А.,  Петров А.Б. Менеджмент в организации: Учебное пособие. - СПб: Яросвет, 1997. - 120 с.

      Для книг под редакцией: Название книги/ Под ред. И.О. Фамилия. - Город: Издательство, год издания. - Количество страниц.

      Устные источники описываются так: «Воспоминания. Яковлев В.Ф., 1938 г. р. село Темра Шарыповского района». (6 слайдов)

О картографическом источнике, из которого получены сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер листа, для атласа - страница, место и год издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в архиве, указываются также название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения.

Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.

     (слайд) Приложение позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, различные положения, инструкции, схемы, диаграммы, бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним, иллюстративный материал. Можно дать полный текст, обнаруженный вами неопубликованных источников. Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Прикладывать подлинные документы к конкурсной работе не следует. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например:   (см. приложение 5). При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака «номер» и точки в конце.

(слайд) Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем работы не включаются. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ООО «Пульс».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке.

         (слайд) Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представить именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста. Те таблицы, которые имеют больший объем, переносятся в приложение. Анализ этих таблиц проводится со ссылкой на приложение. Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

(слайд) Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал (около 0,5 см). Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. Иногда применяют двойную нумерацию. Первая цифра соответствует номеру главы, в которой находится таблица, вторая цифра - порядковый номер таблицы в этой главе.

(слайд) Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины  (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей. Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк.

         (слайд) Схема – это чертёж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изучаемого объекта и связи между ними. Классификационные схемы выражают отношения между видовыми и родовыми понятиями. Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого либо устройства, предмета, сооружения, явления и показывающее взаимосвязь их главных элементов. (слайд)

       (слайд) Чертеж - основной вид иллюстраций в инженерных работах. Он используется, когда необходимо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения. Чертеж в научной работе не является рабочим чертежом, по которому изготовляют деталь. Это, прежде всего, иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от многих лишних деталей.

        (слайд) Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

- общий заголовок графика;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

- оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки.

Оси абсцисс и ординат графика вычеркиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяются цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. (слайд)

        (слайд) Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. В соответствии с формой построения различают диаграммы и гистограммы:

- плоские;

- линейные;

- объемные.

         (слайд) Фотография - особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях науки и техники фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного и т.д.).

         (слайд) Общие правила оформления текста исследовательской работы: объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности. При печатании текста абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.).

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

- размер шрифта 14, Times New Roman, обычный;

- интервал между строк — 1,5;

- размер полей: левого — 30 мм, правого — 15 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы стандартной белой бумаги формата А 4 (размер – 210 х 297). Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа до последней страницы; цифру номера страницы ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы без точки в конце; на титульном листе номер страницы не ставится.
        (слайд) Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.
Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно 2 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы – строчными буквами.
 Текст форматируется «по ширине». Количество источников литературы для работы в любом случае не менее пяти. Сдается в сброшюрованном виде в пластиковой папке. Схемы, таблицы и рисунки выполняются на компьютере, либо чернилами или тушью. Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых   (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.

          (слайд) Если в тексте нет достаточной ясности, то с большой вероятностью это означает, что автор сам еще не вполне определил, что пишет.  Я понимаю, что так думают не все. Некоторые из нас полагают, что если из их текста половина смысла остается непонятой, то это лучше. Не перегружать текст подробностями и деталями. Мы все это хорошо понимаем, тем не менее чуть ли не каждый раз норовим это сделать, особенно когда речь идет о результатах наших собственных эмпирических исследований. Если у нас появились количественные данные, мы начинаем загружать таблицу за таблицей, вставляя между ними несколько строчек скупых пояснений. Ведь мы столько всего насчитали и все нам так дорого. Максимально использовать возможности великого и могучего русского языка, избегая по возможности излишней "иностранщины" в применяемых терминах. Понятно, что полностью этого избежать - абсолютно нереально, ибо более половины нашего профессионального языка выстроено по принципу кальки с иностранных языков (в первую очередь с английского). Что делать, наш профессиональный язык переполнен словами с латинскими корнями. Но давайте по крайней мере не усугублять ситуацию, хотя бы в тех случаях, когда есть общеупотребительные аналоги в русском языке (пусть иностранного происхождения), которые достаточно внятно все объясняют. Не повторять одних и тех же слов и выражений на ограниченном текстовом пространстве. Если в одном абзаце у нас четыре раза встречается "таким образом" вперемешку с "итак", то текст явно не в порядке - пора прибегать к редактированию. Это касается и всех других слов - повторения навязчивых глаголов и существительных. Лучше, если любое слово (за исключением специальных терминов) употребляется не чаще чем один раз на страницу или по крайней мере на абзац. Говоря "наше" вместо "мое", мы подчеркиваем то, что говорим от лица профессионального сообщества, что мы соединены с этим сообществом, придерживаемся его норм и правил. В своей работе мы обращаемся к этому сообществу и одновременно выступаем его представителями. В этом смысле написанное нами не является исключительно нашим личным продуктом - это продукт сообщества профессионалов. И в этом нет ничего, что бы затрагивало наше самолюбие и принижало наше достоинство. Напротив, это укрепляет нас. Можно, наоборот, придерживаться нейтрального стиля, например, ссылаться на себя в третьем лице: "Автор данных строк считает, что..." Это неплохой выход. Но частить с третьим лицом, к сожалению, не очень удобно с точки зрения стилистики. Наиболее "спокойным" вариантом остается форма первого лица множественного числа.

       (слайд) Особенности научного стиля:

  1. подчеркнутая строгая логичность, проявляющаяся в том, что все  предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
  2. точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;
  3. отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;
  4. объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;
  5. ясность – умение писать доступно и доходчиво;
  6. краткость – умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и «Словесного мусора». (6 слайдов – лексические средства научного произведения)

         (слайд) Распространенные ошибки:

- Пункты оглавления не соответствуют фактически имеющимся в работе.
- Поставленные цели и задачи не соответствуют выполняемым в работе и выводам.
- В работе ставятся глобальные, заведомо невыполнимые задачи.
- Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
- Литературный обзор либо недостаточен по объему, либо избыточен.
- Литературный обзор представлен сплошным текстом без разбивки на смысловые части (пункты и подпункты, разделы и подразделы).
        (слайд) - Нет обоснования выбора использованных в работе методик.
- В исследованиях применяются методики либо непроверенные, либо выведенные самостоятельно, что ставит под сомнение достоверность полученных результатов.
- Участник не владеет хотя бы общей информацией о методиках исследования, проведенными в других лабораториях.
- Методики проведения исследований использованы некорректно, либо подобраны неверно.
 

- Отсутствие собственных (экспериментальных или полевых) исследований.

- Неверная интерпретация полученных результатов исследования.
      (слайд) - В тексте не дается ссылок на литературные источники, на иллюстративный материал, на приложения.
- Недостаточное количество иллюстративного материала.
- Сбивается нумерация иллюстративного материала.
- На картах точки отбора проб не пронумерованы, что затрудняет восприятие результатов.
- Выводы по работе подменяются выводами по результатам, или они суммируются.
- Выводы делаются по небольшой выборке результатов.

      (слайд) - Иногда работа бывает перенасыщена наукообразными терминами и выражениями. Научная работа должна быть написана так, чтобы ее содержание мог понять такой же школьник, а не маститый ученый.

- Не следует помещать в заключение результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги из СМИ.

- Не надо стесняться, если работа не велика по объему.

- Учитывать разницу между детским исследованием и рукоделием. За детскую исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Оговорюсь, что использовать детали детских конструкторов в создании каких-то новых объектов, конечно же, можно, но здесь речь идёт о другом. Детское исследование и детское рукоделие – разные виды деятельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи, и смешивать их неправильно и непрофессионально. В итоге детской исследовательской работы могут появляться макеты, модели, различные приспособления, приборы, при условии, что авторы видели свою задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла. 

- Не следует путать «реферирование» с «теоретическим исследованием». Теоретическим исследованием – это не только умение выделять и пересказывать основные идеи других людей, но и способность к оценочным суждениям, сопоставлению содержащихся в них данных с данными других изысканий и обыденными представлениями, умение найти собственные подтверждения изложенным фактам или обнаружить нарушения в цепи доказательств других авторов.

- Не обязывать учащихся включать в свои детские исследования социально значимые задачи. Ещё одна угроза успешному решению задач исследовательского обучения проистекает из нашего вечного стремления непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Это, конечно, делать надо, но не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу с детьми в русло «добровольно-обязательного труда». Прежде чем направить исследовательскую активность детей на разрешение проблем «уборки мусора на школьной территории», «наведения порядка на переменах в школе» или заучивание и повторение лозунгов и призывов, постоянно звучащих из уст разномастных политических деятелей, подумайте хорошо – интересно ли это самим детям. Будит ли эта важная, с нашей взрослой точки зрения, проблематика познавательные интересы детей. Подчеркну, что главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании – развивать природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. А упаковывать в головы детей стереотипы, которые мы сами считаем «социально-ценными» – другая задача. Изредка их можно совмещать, но злоупотреблять этим не стоит.

        (слайд) Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста, извлечения главной информации. Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. В них представляется обоснование актуальности темы, главный тезис, аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис, основные выводы.

        (2 слайда) Структура тезисов.

        (слайд) Важным этапом подготовки к защите на конференции является написание рецензии руководителем проекта и исследования. В качестве рецензента может выступить и другой человек, являющийся специалистом в данной области исследования. Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.

         (слайд) План написания рецензии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...