Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)
статья (7 класс) на тему

Федотова Любовь Алексеевна

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)

Метод проектов во внеурочной деятельности

Актуальность проекта
Выпускнику средней школы жизнь предъявляет такие требования, которые заставляют его искать свое место в жизни, конкурируя не только со сверстниками, но и со всем обществом в целом.
• Необходимо обладать достаточным интеллектуальным, нравственным, культурологическим багажом.
• Требуется социально-психологическая подготовка.
• Нужны достаточные навыки для самостоятельного поиска, обработки, анализа, хранения и использования потока информации.
• Необходим
а способность к самовоспитанию, для интеграции в современном обществе.
Педагогическое общество, добиваясь максимальной компетентности ученика, в последнее время ищет новые методики и приемы. Одним из таких является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграции фактических знаний, но и на применении новых.
Цели новой образовательной области будут достигнуты, если учащиеся будут  выполнять проекты, которые включают усвоении информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Таким образом, актуальность темы нашего проекта обусловлена:
• Во-первых, необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого к требованиям выпускника;
• Во-вторых, методически необходимо различать выше названный метод работы от известной работы в группах.
Целью проекта: разработка и апробация модели внедрения метода проектов в практику внеурочной деятельности.
Задачи:
1 .Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта..
2. Экспериментально проверить эффективность условий формирования навыков проектной деятельности учащихся.
3. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в практике.
Планирование деятельности по реализации проекта.
Поисковый этап.
1 . Поиск и анализ проблемы.
2 . Выбор темы проекта.
3.  Планирование проектной деятельности по этапам.
4.  Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1. Исследование вариантов конструкции с учетом плана.
1.2. Выбор способа реализации.
1.3. Экономическая оценка.
1.4. Культурологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап.
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проектов.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Ожидаемые результаты
• Развитие логического мышления и речи учащихся;
• Совершенствование всех видов речевой деятельности;
• Овладение нормами русского литературного языка;
• Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
• Обучение самостоятельному анализу используемого материала;
• Написание сочинений литературоведческого характера;
• Учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
• Учиться писать тексты – размышления на разные темы;
• Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
• Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
              В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.  Поэтому, если мы говорим о методе проектов , то имеем в виду именно способ достижения  дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
         В последнее время метод проектов становится в нашей стране популярным
 и востребованным.  Метод проектов может быть  индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.  Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
        Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
           Список литературы

  1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 2010г
  2. Интернет в гуманитарном образовании /Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологию-М.,1989
  4. Гершунский Б.С. Философия образования.-М.,1998.-428с.
  5. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия.М.,1999.-600с.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.1997.
  7. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9-12 ноября 1999 г.). – М.,1999.
  8. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. – М.,1999.-263с.
  9. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации //Информатика и образование, 1993,№4
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  /Под ред. Е.С.Полат. – М., 1999/
  11. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций /Иностранные языки в школе, 1998,№5,6
  12. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов  //Наука и школа, 1997, №4
  13. Полат Е.С. Педагогические технологии ХХI века //Современные проблемы образования . – Тула,1997.
  14. Полат Е.С.,Петров А.Е. Дистанционное обучение. Каким ему быть? //Педагогика ,1999,№7
  15. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе,2000,№1.
  16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе,2000,№2,3
  17. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000
  18. Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. – М., 1998.
  19. Хоффман Пол Е. Тнтернет.Краткий справочникю- М.,1995. -313 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей....

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...