"Дисциплина на уроке" выступление на педсовете, январь 2014 г.
статья на тему

Пронина Людмила Федоровна

Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. То есть дисциплина – это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали, учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, работоспособности класса и ученика. Т.о. дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2014.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Дисциплина – это таинство порядка»

Дисциплина на уроке

Характер жизни ребёнка изменяется с поступлением в школу. Содержание новой его деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Школьник, особенно подросткового возраста, нередко не может управлять своими поступками, эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.  

Каждый учитель знает, как трудно работать в классе, который не слушает и не слышит учителя.

Что же такое дисциплина?  

Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. То есть дисциплина – это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали, учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, работоспособности класса и ученика. Т.о. дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе. Дисциплинированный класс не тот, где все сидят под страхом окрика или наказания, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом – все слушают учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают продуктивно, с известным напряжением сил. Дисциплина в классе измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

От кого на уроке зависит порядок – от учителя или ученика? Зачем дисциплина нужна учителю? Зачем она нужна ученику?

Если рассматривать дисциплину с точки зрения младшего школьника, то большая часть детей не имеет представления об истинном смысловом значении этого понятия, не понимает его нравственного значения, испытывает при этом отрицательные переживания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует к себе психологической и профессиональной готовности учителя к работе по-новому. Действительно, «учитель – это самый трудный предмет при входе на ФГОС». Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Чтобы скинуть с себя ореол «полубога», нужно завоевать доверие детей. Нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) – вот уж поистине задача из задач. И учителя должны знать в какой момент важно быть рядом с малышом, а когда лучше отойти в сторонку, дав ему возможность отдохнуть, собраться с мыслями, пофантазировать.

Чем живет ребенок 11-15 лет? В 5-м классе школьники не только переходят в среднюю школу, но и начинают интенсивно двигаться к взрослости. Это движение непростой, полный драматизма и переживания, переход от детства к взрослости, называют переходным возрастом. Уютный дом детства покинут. Впереди манящая и пугающая неизвестность. По пути нужно решить задачи возраста: найти себя, обнаружить и укрепить собственное «Я», понять кто ты есть и чего хочешь в жизни. «Я» человека никогда не формируется без конфликтов. Подростничество – время для занятий конфликтами, внешними и внутренними. Подросток меняется сам и видит как меняются сверстники. Он становится психологом, он все серьезнее вступает в межличностные отношения: с родителями (там отношения полны противоречий), с учителями (там все зависит от личности самого педагога) и со сверстниками – главными людьми в его жизни на данном этапе.

Сверстники – участники того самого драматического перехода, в который он отправляется примерно в 11 лет и заканчивает который к 20… Ведущая деятельность школьника-подростка – межличностное отношение со сверстниками ради становления собственной неповторимой индивидуальности.

Как это необходимо учитывать при организации образовательного и воспитательного процесса?

Исследования нейробиологии последних лет показывают, что эмоциональные процессы не параллельны (или перпендикулярны) когнитивным, как думали ранее. Мышление несомо чувствами. Это означает, что эмоциональная составляющая имеет первостепенное значение для когнитивного развития школьника. Например, для того, чтобы при анализе ситуации у подростка имелся доступ к лобным долям (там, где принимаются решения) в мозгу должен быть активирован центр удовольствия. Оказывается, эндорфины (гормоны радости) не приятное дополнение, а обязательное условие взвешенного анализа ситуации. Страх и гнев исключают такой анализ, поскольку чувства и смыслы приходят из сферы значимых отношений (не только у подростков, у всех людей) игнорировать ее при организации образовательного и воспитательного процесса означает идти против природы. Чтобы учитывать потребности подростка, для начала надо хорошо их знать, понимать, что является главным, а что второстепенным. Например, создать для каждого ребенка ситуацию успеха гораздо важнее, чем добиваться усредненных высоких оценок, игнорируя индивидуальные траектории развития детей. Важно оставлять время для уважительного общения и давать право самостоятельно принимать важные решения. Важно позволять детям делать ошибки. Научить подростков не бояться ошибок, а учиться на них. Вот это должно быть самым главным в компетентностной характеристике воспитателя. Именно за умение такого рода должны платить деньги.

Каковы основные психологические особенности в этом возрасте? Есть ли принципиальные различия между мальчиками и девочками?

На ребенка давят бурные изменения тела, чудовищные на его взгляд, как бы он на самом деле не выглядел. Давят резко изменившиеся социальные ожидания. Часто плохое самочувствие и конфликты, которые он, как правило, порождает сам, будучи потерянным и плохо стоящим на почве реальности. Подросток очень раним и сверхчувствителен. Его настроение меняется катастрофически резко. Он на грани почти все время. Родители сходят с ума вместе с ним, потерявшим внутренние тылы детства и еще не обретшим надежной опоры в виде себя самого. Мышление в решении конфликтов еще помогает плохо, только после 14-ти он привыкает рассуждать здраво. Его самооценка достигает минимума. Она никогда не была и больше никогда не будет такой низкой как в 12 лет. У него много общения, но мало ясности, его «Я» пока еще не окрепло, поэтому в качестве костылей взрослый должен предложить свое «Я», свою спокойную разумную голову, иначе подросток может утонуть в чужих мнениях.

Это в равной мере касается и мальчиков и девочек с той только разницей, что в среднем мальчики попадают в это круговорот на пару лет позднее, не в 11, а в 12-13 лет.  

При организации учебного процесса  необходимо учитывать особую значимость   игровой деятельности   у младших школьников и трудовой – у старших.   В этом отношении  игровой формат проведения некоторых      занятий облегчит усвоение материала   для младших подростков, а понимание того, что учебные знания  необходимы в конкретной избранной профессии, усилят мотивацию старших подростков.  

Очень часто можно встретить мнение  о том, что проведение  учебных занятий в виде игр позволяет  достигать значительных  результатов, и следует проводить как можно больше занятий в виде игры.  Здесь нельзя забывать, что требование зрелости является одним из необходимых компонентов формирования адаптивной и социально компетентной личности.  Одно дело имитационные или деловые игры, когда школьник «примеряет» деятельность профессионала и становится  ответственным   за результат своих действий,  и другое- когда старшие подростки продолжают пребывать в играх, воспринимая мир как продолжение сказки. Инфантильной личности гарантированы  проблемы . Детское мировосприятие старшего подростка или юноши часто ведёт к формированию регрессивных реакций на любые неприятности, незрелая личность не может полноценно справиться с жизненными трудностями, что и является основой самых различных форм деструктивного, саморазрушающего  поведения.  

Представляется, что мотивировать специально никого   не надо, точно так же  как никто никого не может ничему научить, научиться можно только самому.    Ребёнку изначально  свойственно желание  узнать про всё и как можно больше. Подросток-школьник- не покупатель, у которого рекламой можно сформировать желание купить совершенно ненужную ему вещь, учёба - это жизнь школьника. Желание учиться -  производная  от естественной любознательности подростка, потребности   в информации или обладании инструментом  для  достижения  каких-либо жизненных  целей. Отличник, первый ученик-это тоже жизненная цель, достигаемая за счёт успешной учёбы. Мотивированное обучение подростка проистекает из его желания узнавать новое, получать от процесса познания удовольствие и из понимания  конкретной   пользы от полученных знаний.    

В школьной практике задачи интеллектуальных и творческих способностей обычно отодвигаются на второй план, на первом плане оказывается задача овладения «суммой знаний»… По Л.С. Выгодскому, обучение   и развитие происходят эффективно лишь в том случае, если предлагаемые для обсуждения и решения проблемы по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня развития обучаемого.   Школьнику нужно предлагать проблемы, с которыми сегодня он может справиться только с помощью учителя. Тогда завтра он сможет решать их самостоятельно.

Это ориентация на «зону ближайшего развития», на «завтра», а не на «вчера». При  таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить  «трудные проблемы», требующие умственных усилий.

Как мотивировать ученика на решение «трудных проблем»?    

 Прежде всего, необходимо отказаться от однообразности методов обучения и использовать  различные способы возбуждения интереса  учащихся, мотивации их учебной деятельности.  Нельзя начинать  подготовку к уроку с определения перечня элементов знаний и умений, которыми  на уроке каждый учащийся должен овладеть. Это в принципе ошибочная позиция.  Учащийся учителю ничего не должен. А учитель  учащемуся должен помочь  учиться, так как он сам выбрал профессию учителя и заключил трудовой договор с обществом,  поступив на работу.

Проведение любого урока – это искусство. Согласно философу Э.Фромму, практика любого искусства подчиняется определённым общим требованиям (дисциплина, сосредоточенность, терпение, предельная заинтересованность) независимо от  того, имеем  ли мы дело с искусством плотника или врача, с искусством мышления или с педагогическим. Понятие «дисциплина»  Э.Фромм поставил в этом ряду на первое место.

Необходимо с учащимися обсуждать проблему дисциплины на уроке. Дисциплинированность вырабатывается  постепенно, это не врождённое качество. Если сейчас пока у ученика это качество не развито, то его можно у себя воспитать, для чего необходимо некоторое время. Дисциплина – это мера. Она бывает разная. Дисциплинированный человек это тот, кто не позволяет себе вещей, которые показывают его как человека неприличного. Дисциплина – это своего рода приличие.

Дисциплина – это мера, определяющая поведение человека, требующая   устойчивой определённой направленности  на добро, уравновешенность.      Э.Фромм продолжает, что дисциплинированность должна идти не извне, а быть выражением собственной воли. Она должна ощущаться как нечто      приятное. Дисциплинированность помогает нам быть самим собой.  

Каковы же методы предотвращения дисциплинарных проблем на уроке?      Итак, если существуют нарушения в поведении учащихся на  уроках, то существуют определённые методы предотвращения дисциплинарных проблем:  

1. Занятость каждого ученика делом, т.е.вовлечь как можно больше учеников в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких.          

2. Контроль темпа урока. Учитель должен понимать, что ритм жизни его и учеников  различны.    Помня об этом, учитель должен регулировать ритм жизни данного класса и вести урок с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В «сильных группах» ученики особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, учителю нужно избегать ненужных остановок, иначе они теряют интерес к занятию и начинают развлекать себя. Хотя темп жизни у молодых выше, чем у взрослых, со временем люди приспосабливаются друг к другу. Со временем учащиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли учитель с отдельным учеником или обращается ко всем сразу. Не следует затягивать переход от одного задания к другому, тогда урок проходит  «на одном дыхании» не дающим ни на секунду отвлечься от работы.

3.Установка необходимых правил – это важнейшая часть работы. Учитель должен понимать, что ученики в ситуации неопределённости теряются, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение  дисциплины. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем  очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины учитель  должен предъявлять определённую требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого ученика. Создание и закрепление учителем  правил и норм позволит ученикам  помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны учителя.  

4. Мотивирование  учёбы и организация класса. Учитель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение учеников к своей   познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Учитель постоянно должен думать о близости содержания урока и интересов учащихся, учить их сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, организуя самостоятельную активную работу на уроке.

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов . Учитель имеет полный план работы по предмету, программу    и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Учитель объясняет план действий на четверть, сообщает о способах оценивания знаний. Каждый ученик может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост, что даёт чувство удовлетворённости, развивает самоуважение, ощущение собственной компетентности.  

 6. Создание условий для повышения качества знаний. Учителю нужно выбрать такие методы обучения, чтобы ученик смог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых учеников использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно. Практиковать работу в группах и парах смешенного  состава, устраивать консультации.  

Коррекция установок и поведение учителя.  

1. Измените своё восприятие ученика и класса, найдите что-то хорошее и в «трудных»   учениках.  Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщепенцев, поощряйте заслуженной  похвалой и реально значимыми для учащихся стимулами.

2. По возможности  действуйте уверенно. С «трудными» учениками особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.  

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что  появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено учениками и спровоцирует ответную агрессию. Говорите  громким  внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными ученикам словами.  Если ученики  начинают высмеивать учителя  - это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат.  

3. Помните, что все ученики имеют право на то, чтобы с ними  обращались  достойно и уважительно. Подростки нуждаются не столько в любви учителя, сколько в заботе и помощи. Учитель должен показывать ученикам , что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота – это действие, которое  в отличие  от чувств   можно контролировать, даже если  учитель переживает в это время совсем другие чувства.  Учитель должен откликаться  на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если  он действительно хочет, чтобы «трудные» ученики почувствовали себя достойными и начали уважать себя.  

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности ученика, Обсуждая поступок ученика, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки «ты как всегда». Контролируйте свои  негативные эмоции, лишите  желаемой реакции «проблемного» ученика. Например, гнев- это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Мстительному ученику нужны ваш страх и беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.  

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте учеников друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жёстко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте остыть и себе и ученику.

6. Позволяйте ученику «сохранять своё лицо». Если ученик выполняет ваше распоряжение, но  при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласится, делайте какой-то жест, свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого, Не делайте «из мухи  слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь  за  счёт ученика.

7. Демонстрируйте  неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.          

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина  учеников на уроке бывает тогда, когда учитель обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся. Увлечь их не развлекательностью приёмов, а  умением раскрыть значение учебной работы и знаний, чётко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого   ученика в работу.  

КОДЕКС  УЧИТЕЛЯ.

На уроке всё зависит от учителя.  

Помните, что вы существуете ради ребёнка , а не он ради Вас.  

Есть многое  НЕЛЬЗЯ для учителя, то что провоцирует все неурядицы на уроке:  

1.Чтобы урок был скучным;  

2.Быть неготовым к уроку;  

3.Весь урок сидеть в «кресле»;

4.Быть неуверенным в себе и своих знаниях;

5.Быть неопрятным;

6.Пользоваться самому мобильным телефоном во время урока;  

7.Говорить тихо, то есть «мямлить»;      

8.Оскорблять детей, и тем более неуважительно отзываться о семье;    

9.Разговаривать с «трудными» детьми на их «жаргоне»;  

10.Показывать детям свою слабость:  слёзы, обиды и т. д.;    

11.Постоянно  « бегать»  жаловаться и просить помощи у коллег (или администрации).    

Умение предотвратить негативное поведение – один из важнейших организационных навыков педагога. Большинство проблем, связанных с поведением на уроке возникает из-за того, что ученики не знают правил поведения и не следуют им. Взаимопонимание между учителями и учениками создаются похвалами, поощрением  хорошего поведения и управлением доверия.    

В основе воспитания лежит нравственный пример педагога – в противном случае никакие воспитательные программы не будут эффективными. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду – всё это имеет первостепенное значение. Учитель должен быть  уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия – престижной для молодёжи.

Январь 2014 год                                             Пронина Людмила Федоровна, учитель английского языка
высшей категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете январь 2010

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика....

аттестация: вопросы в тесте по ОБЖ. НИРО январь 2014 г

К сожалению запомнил только 27вопросов, а их в тесте 28 (из них 2 двойных). Ответы ищите сами....

Презентация по разъяснению и пропаганде Послания Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года

Предлагаемый материал можно  применить на уроках истории Казахстана, обществознания, на  классных часах в старших классах, внеклассных мероприятиях (круглые столы, в работе информационно-про...

Вопросы к аттестации за январь, 2014 год.

Аттестация учащихся 211, 214, 215, 711 групп....

Выступление на педсовете январь 2018г

laquo;Создание условий для реализации ДОТ в ОУ в рамках НМП»...