« Развитие творческих способностей учащихся через применение проектной технологии»
статья на тему

Цель данного проекта — создание системы работы по внедрению в образовательный процесс  новой технологии — «метод проектов».

Данный проект направлен на учащихся, педагогов, родителей.

       Использование метода проектов в школьном образовании как одного из методов интегрированного обучения учащихся, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, способствует раскрытию творческого потенциала школьников, приводит к повышению  качества знаний по русскому языку и литературе, а также делает образовательную систему школы открытой для активного участия родителей.

В соответствии с требованиями метода проектов создана предметно-пространственная среда: проект будет реализовываться через обучение учащихся, привлечение   школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, учителей-предметников, педагогов-организаторов и  родителей.

        Практическая значимость данной работы заключается в том, что она  содержит методические рекомендации и  приемы работы по проектной методике и может быть полезна для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_posl_proekt.docx82.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

Профессиональный педагогический проект

« Развитие творческих способностей учащихся

через применение проектной технологии»

Автор-разработчик: Эмер Марина Витальевна,

                                     учитель русского языка и литературы

                      муниципального бюджетного

                                 общеобразовательного учреждения

                                            «Средняя общеобразовательная школа №3

Радужный 2013г.

Оглавление

1.Краткая аннотация проекта……………………………………..2

2.Введение…………………………………………………………..3

3.Обоснование необходимости проекта………………………….3

4.Цели и задачи проекта…………………………………………..5

5 Основное содержание проекта………………………………….6

6.Ресурсы…………………………………………………………..17

7.Партнеры…………………………………………………….......18

8.Целевая аудитория………………………………………….......18

9.План реализации проекта………………………………………19

10.Ожидаемый результат и социальный эффект………………..20

11.Перспектива дальнейшего развития проекта………………..23

11.Литература……………………………………………………..24

12.Приложение…………………………………………………….25

Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта — создание системы работы по внедрению в образовательный процесс  новой технологии — «метод проектов».

Данный проект направлен на учащихся, педагогов, родителей.

       Использование метода проектов в школьном образовании как одного из методов интегрированного обучения учащихся, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, способствует раскрытию творческого потенциала школьников, приводит к повышению  качества знаний по русскому языку и литературе, а также делает образовательную систему школы открытой для активного участия родителей.

В соответствии с требованиями метода проектов создана предметно-пространственная среда: проект будет реализовываться через обучение учащихся, привлечение   школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, учителей-предметников, педагогов-организаторов и  родителей.

        Практическая значимость данной работы заключается в том, что она  содержит методические рекомендации и  приемы работы по проектной методике и может быть полезна для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.

 Л.Н. Толстой

1. Введение

         В настоящее время российская школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности школьника.  Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Поэтому задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия.                   Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому  не случайно сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся стоит особенно актуально,  так как  творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. 

2. Обоснование необходимости проекта 

Цель образования сегодня предопределяется очень широким представлением: не наполненный знаниями, а социализированный человек, способный к успешной жизни в быстро меняющихся условиях, которые характеризуются множеством проблем и противоречий, большим разнообразием, динамикой перемен и информационным прессингом. Об этом  упомянуто  в постановлении правительства ХМАО-Югры от 12.02.2012г.

 № 52-П «О комплексе мер по модернизации общего образования ХМАО-Югры в 2012 году». Отсюда возникает проблема:  в современных социально-экономических условиях диплом об образовании еще не гарантирует выпускнику достойной трудовой занятости. Успешность молодого человека определяется дипломом и компетентностью.  В школе 21 века необходима иная, чем сейчас, логика понимания образования: это не только внешняя по отношению к ребенку деятельность, но и процесс, и результаты деятельности самого ребенка. Результатом так понимаемого образования является сама личность, ее существенные характеристики, то, что реально определяет поведение человека. В связи с этим у меня возникла гипотеза: если в работе использовать  проектно-исследовательскую деятельность, то в ходе такой работы учащиеся самостоятельно смогут приобретать недостающие знания из разных источников, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретут коммуникативные умения, разовьют исследовательские умения, системное мышление и творческие способности.

Мой интерес к обозначенной проблеме продиктован   в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной деятельностной формой обучения, недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой. В то же время анализ содержания  представляемых учениками работ позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Около 50% школьников  не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать  презентацию результатов. Это происходит вследствие того, что школьники в основном пользуются  предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений  проектной и исследовательской деятельности.    В связи с этим, мною сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей учащихся через применение проектной технологии».

           Актуальность проекта вижу в его практической направленности на формирование творческих способностей,  самостоятельного мышления, активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, при использовании проектной технологии могут быть решены следующие противоречия:

- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью  применить их в нестандартной ситуации;

- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.

3. Цели и задачи проекта 

       Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией.

В связи с этим основная  цель данного проекта: создать систему работы по внедрению в образовательный процесс  новой технологии — «метода проектов», способствующей развитию творческих способностей учащихся, формированию  самостоятельной, активно развивающейся личности, способной к самореализации в обществе.

      Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1-исследовать состояние проблемы обучения проектной деятельности в теории и практике обучения в общеобразовательной школе.

2- сформировать системный подход к внедрению в процесс образования метода проекта.

3- на практических примерах показать роль проектирования в развитии самостоятельности, творческой активности учащихся.

 4- представить педагогическому сообществу результаты и методические рекомендации по внедрению и развитию  исследовательской проектной деятельности учащихся.

Для решения поставленных задач  использованы методы:

- анализ литературы по теме исследования;

- анализ опыта, полученного в результате прохождения педагогической
деятельности;

- сравнительный.

 Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся.

 Предмет исследования: метод проектов в обучении как средство развития творческих способностей учащихся.

4. Основное содержание проекта

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту  информацию в своей профессиональной деятельности. Решить данную  проблему можно через использование новых образовательных технологий, что позволит  помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать  самостоятельность,  активизирующую мыслительную и творческую деятельность учащихся, делая учение более результативным. Задача учителя - отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения.

 К осознанию роли и значения проектно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности и формировании творческих способностей школьников я пришла не сразу.
Становлению темы опыта способствовали результаты анализа деятельности: традиционно построенные уроки не приносили должной эффективности, у некоторых учащихся отмечался низкий уровень мотивации к изучению предмета. И, как следствие, не у всех учащихся были хорошие оценки в четвертях. Дополнительные, индивидуальные занятия значительно ситуацию не улучшали, а если улучшали, то ненадолго. Я работала на "среднего" ученика. Но в каждом классе были ученики, чей пытливый детский ум постоянно требовал новой пищи, творческих задач, то есть возникала необходимость создания  условия для развития творческой активности и самостоятельности учащихся. Я  разнообразила формы и методы работы, активнее стала использовать нетрадиционные уроки,  разыгрывали мини-сценки при изучении новой темы, давала задание учащимся придумать рассказ (сказку) на изученную тему. Это были первые попытки приобщить детей не только к творческой, но и исследовательской работе.  

Формирование исследовательской позиции учащихся – тоже задача нелёгкая. Начинаю с  выявления проектных умений, с этой целью обязательно провожу анкетирование (Приложение 1). Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы "не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Я твёрдо убеждена в том, что исследование может быть организовано на всех этапах обучения русскому языку и литературе: уже в 5-м классе приучаю своих воспитанников работать творчески, добывать знания самостоятельно, развиваю навыки исследовательской работы. Например,  при изучении тем

« Приставка» и « Суффикс» учащиеся, зная, что это значимые части слова, выдвинули гипотезу: приставки и суффиксы помогают понять значение слова и служат для образования новых слов. Таким образом, мы вышли на понятие приставочного и суффиксального способов образования слов, опередив программу, так как темы эти изучаются в 6 классе.

          Кроме того, часто на уроках ребята сталкиваются с такой проблемой  незнания лексического значения того или иного слова или неправильного его определения. В этом случае всегда обращаю учащихся к словарям, к самостоятельному поиску. А учитывая факт, что знание  лексического значения слова (в том числе фразеологизмов) проверяется на ЕГЭ, мы решили исследование посвятить слову. Вначале составили план исследования. Выяснили, что исследуя слово, нужно получить как можно больше новых сведений о нем,  собрать всю информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить, обработать имеющуюся информацию,  подготовить сообщение, обсудить его и ответить на вопросы слушателей. В результате  такой работы получился проект «Энциклопедия одного слова».

           Курс литературы также предоставляет много возможностей для формирования исследовательской позиции. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики не сразу обращают внимание на её жанровые особенности, и тогда я обозначаю проблему: почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой, всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Таким образом, возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.  Другой пример: в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского могу озадачить учеников вопросом: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, гипотезы, обсудить их в классе, а потом проверить имеющиеся версии поиском  информации в соответствующих источниках.

           Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы, применить имеющиеся знания и умения.                              

         Активно используя  ИКТ-технологии, ресурсы Интернета, организовываю  уроки  развития речи по сопоставлению иллюстраций, сравнению работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки. Такой урок  становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока  в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

         На развитие творческих способностей учащихся еще влияет участие в различных олимпиадах, конкурсах, в которых обязательно присутствуют задания, с одной стороны, проверяющие теоретические знания учащихся, а с другой стороны - развивающие творческую мыслительную деятельность.

        На повседневных уроках русского языка и литературы, как правило, не отводится много времени практическим работам. А при проведении  уроков определяющим фактором  выступает использование оптимальных форм обучения и организации труда учащихся. Поэтому наряду с традиционными уроками  провожу уроки деятельностного характера.

Деятельностные формы уроков

Применяемые технологии

1

Практикум

Технология проблемного обучения, технология личностно ориентированного обучения

2

Самостоятельная работа

Технология проблемного обучения, технология развивающего обучения

4

Урок - конференция

Технология личностно ориентированного  обучения

5

Урок - презентация

Технология личностно ориентированного  обучения, ИКТ

6

Деловые игры

Технология группового обучения

7

Урок - экскурсия

Технология коллективного обучения

         

          Я обеспечила каждого ученика памятками (Приложение 2), так как составленная мною учебная программа по русскому языку и литературе  включает  выполнение творческого проекта  учащимися. Это особый вид деятельности учащихся и нетрадиционная форма обучения. Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы.

Этапы проектной работы:

1 этап — планирование в классе.  Обсуждается содержание и характер проекта, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.).

2 этап — выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, необходимо посоветовать им определиться, что  они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.

3 этап - возвращение в класс. На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу.

4 этап — презентация проекта. Способ презентации проекта  в значительной степени зависит от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. В любом случае польза для учащегося очевидна. Он работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. А я как учитель  доброжелательно принимаю все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

      Если проект групповой, то каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку, плакаты  и т.д. Остальные группы слушают, смотрят, делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

5 этап - оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка,  оценка других групп,  оценка учителя,  оценка  экспертов.

6 этап. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?  Как мы делали?  Каковы результаты?  Каков мой личный вклад в решение проблемы? Что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем?

         Такая деятельность непосредственно влияет на формирование личности ученика, потому что в основе метода проектов лежит развитие познавательных умений и навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания,  интегрировать знания из различных областей наук,  критически мыслить.

        Если  говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то можно сказать, что эта технология предполагает совокупность исследовательских,  поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой для учащегося проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

       определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

       выдвижение гипотез их решения;

     обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) или способов изготовления.

      обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

       сбор, систематизация и анализ полученных данных;

       подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

       выводы, выдвижение новых проблем.

При  работе над проектом на каждом  этапе деятельности  существенно изменяются роли участников педагогического процесса (Приложение 3).       

            На уроках русского языка и литературы работаю над созданием разных видов учебных проектов. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку учащиеся представляют через информационный проект.

 При изучении басен И.А.Крылова или других произведений учащиеся, участвуя  в ролевом проекте, инсценируют эпизод,  берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

Практико-ориентированный проект направляю на познавательные и социальные  интересы участников проекта. Например, предлагаю ученикам задуматься над вопросом: для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? При изучении раздела  «Лексикология» учащиеся составляли мини-проект «Энциклопедия одного слова», результатом изучения темы «Причины появления неологизмов в русском языке» стала подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия», составление толкового словаря на определенную тематику (словарь плотника, словарь астронома и т.д.).

         Факт совмещения деятельности учителя и классного руководителя дает мне возможность широко использовать  творческий проект, который предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.  Продуктом реализации такого проекта обычно бывают   конкурсные сочинения, различные кроссворды, тематические стенгазеты, плакаты, буклеты. Учениками выпускного класса  был создан видеофильм «Наш класс», участниками конкурса «Спортсмен года», «Звезда школы», «Я ди-джей» и т.д. были  показаны  видеоролики о себе.  В рамках предметных декад были представлены литературно-музыкальные композиции: «Л.Н.Толстой и музыка», « По тающим следам Есенина», «Что скрывается под тремя «А»?» (по творчеству А.А.Ахматовой), «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С.Пушкина), «Вместе к Пушкину» (к юбилею открытия Царскосельского лицея).

В копилке реализованных проектов есть и социальные, имеющие важное воспитательное значение: к юбилею школы был создан проекты «25 добрых дел», к 9 Мая – « Никто не забыт, ничто не забыло», ко дню юного антифашиста для общешкольной линейки сделали  презентацию « Маленькие герои большой войны». По проблемам подросткового суицида провели классный час « Мы выбираем жизнь» со слайдовой презентацией и выпуском буклета, в рамках мероприятий по профориентации в виде кадров кинофильма создали проект « Профессий много, но…»

Проектная деятельность  имеет разновидности по продолжительности. Например, творческие задания «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений» ребята выполняют как индивидуально, так и в группе.  Такие мини-проекты   создаются  за один урок.   Недельные проекты чаще всего   выполняются в группах.

 Годичные проекты по русскому языку  и литературе  выполняются   индивидуально во внеурочное время.  Такая работа проводится в рамках ученических научных обществ и представляется как исследование.  Проекты « Сказание коренных народов наших предков», «Отличие сказок коренных народов от русских народных сказок», « Память пылающих лет» учащиеся  представляли на школьной научно-практической конференции. А победители с проектами  «Отражение городского социокультурного ландшафта в микротопонимике Радужного»  и «Фразеологические единицы как средство создания художественного образа персонажей романа М. Булгакова  «Мастер и Маргарита»   участвовали в городских научно-практических конференциях.

         Но каким бы ни был тип проекта, по своей структуре  проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов, которые можно представить в виде универсальной схемы (Приложение 4).

        Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, способствует повышению уровня компетентности  обучающихся школы в области решения проблем и коммуникации. Персональные или групповые проекты: что эффективней в формировании  самостоятельности учащихся? Единой точки зрения на этот счет у меня нет, так как, используя в практике оба этих вида, могу отметить  преимущества каждого (Приложение 5).

       Немаловажную роль для успешной реализации проекта играет грамотная и квалифицированная организация работы руководителя проекта. Можно предложить  рекомендации, которые помогут обдумать подготовительный этап работы, осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать ожидаемый результат (Приложение 6). 

      Необходимо отметить, что реализация метода проекта предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся, ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, что в значительной степени меняет психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

       Также важно помнить, что у каждого учащегося есть родители, которые порой принимают  активное участие в процессе воспитания и образования своего ребенка. Тогда  они могут стать самыми непосредственными участниками в разработке проекта.  Это факт нельзя оставить без внимания, можно  отправить родителям обращение учителя, в котором будут изложены преимущества проектного обучения (Приложение 7).     

         Анализируя возможные изменения взаимоотношений между участниками проектной деятельности, можно сказать, что метод проекта - это личностно- ориентированная технология, имеющая определенные психолого-педагогические особенности:

-предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании,

- проекты  предусматривают  возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации,  при этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования,

 – запрет на вмешательство в психику, взаимоотношения должны быть мягкими, доброжелательными,  жесткое управление здесь неуместно и недопустимо,

- важно  создать комфортные условия для проявления  познавательной и творческой активности участников проектной деятельности,

-  в процессе творческой работы  все участники  испытывают интерес, а при ощущении видимых результатов получают глубокое удовлетворение.

      Все вышеперечисленные особенности проектной деятельности можно обозначить  и как социальную эффективность метода проекта, потому что, во-первых, главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. А во-вторых, в реализации данного проекта участвовали не только ученики нашей школы, у которых я преподавала уроки  и являлась классным руководителем, но и другие  учителей русского языка и литературы. Они были привлечены в качестве экспертов при проверке творческих конкурсных сочинений, научно-исследовательских работ, школьных олимпиад. Кроме того, при проведении различных внеклассных мероприятий привлекались учителя музыки, руководитель хореографического кружка, учитель изобразительного искусства, что дает возможность профессиональной самореализации педагогов нашего учреждения. 

        Жизнь  показала, что наиболее социально адаптированными оказались выпускники, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативностью, творческим подходом к делу, умением принимать самостоятельные решения.  Формирование таких  качеств как раз  обусловлено  методом проектной деятельности  учащихся.

        Таким образом, мною были сделан вывод:  формирование творческих способностей  учащихся достаточно активно происходит в процессе проектирования, этот вид деятельности позволяет  раскрыть в детях социальную  позицию, развить творческую активность. Метод проектов - это метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, метод стимулирования, и, конечно же, метод формирования познавательного интереса, формирующий комплексные свойства личности, а  в этом и заключается педагогическая целесообразность опыта.

5. Ресурсы

Временной ресурс: 5 лет.

Информационные ресурсы:

- Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы», «Учебные проекты: его возможности», «Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов»

- Абрамова С.В. «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку»

-  Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

технологии обучения.

         Учебно- методические:

1) учебник по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, где особое место отводится заданиям творческого характера «Проба пера»;

 2) рабочие тетради на печатной основе, созданные для  учебно-методического комплекса для 5-9 классов: «Русский язык. Теория»  под редакцией   В. В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой , «Русский язык. Практика» под редакцией А. Ю. Купаловой, С. Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова и «Русская речь» под редакцией Е.И. Никитиной.  

3) дидактический материал: памятки по созданию проекта, рекомендации для участников проектной деятельности;                                        4) в целях усиления практической направленности процесса обучения, урок поддерживаю  элективным курсом  «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста», программой   дополнительного учебного курса «Умейте владеть словом»,    факультативными занятиями  и индивидуальными консультациями.

Кадровые ресурсы:

Имею    первую     квалификационную    категорию    по    должности учитель русского языка и литературы.

В системе повышаю профессиональную и специальную компетентность как в форме самообразования, так и в форме прохождения курсовой подготовки.

- АУ ДПО ХМАО - ЮГРЫ «Институт развития образования», г. Ханты- Мансийск по теме «Преподавание русского языка и литературы на современном этапе»  с 16.09.2010г. по 24.09.2010 г., удостоверение №4700.

          - Прошла курс информационных технологий по программе « Электронный гражданин»,  сдала тест и  получила паспорт электронного гражданина, регистрационный номер: RUCT 26738 от10.11.2012г.

Материально-технические ресурсы:

Учебный кабинет   оснащён современными мультимедийными средствами (интерактивная доска, компьютер, видеомагнитофон). В работе использую  информационные технологии, которые позволяют изменить  процесса обучения учащихся, формировать критическое мышление, рационально организовать познавательную, творческую деятельность школьников, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

6.Партнеры 

Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы,  учителя-предметники  школы, педагоги- организаторы, классные руководители, родители учащихся.

7. Целевая аудитория

      Учащиеся 5-11-х классов, у которых преподаю русский язык и литературу.

8. План реализации проекта

п/п

Этапы реализации проекта

Сроки

Пути реализации проекта

1.

Подготовительный. Информационно-аналитический

2008 г.

  1. Изучение литературы по проблеме.
  2. Изучение основ технологии проектного обучения как средства формирования надпредметных умений

2.

Проектировочный

2008 - 2009 г

  1. Внесение корректив в поурочное планирование с учетом реализации метода проектов.
  2. Разработка рекомендаций для учащихся  (НОТ ученика) по выполнению проекта.
  3. Разработка программ дополнительного образования (факультатив, элективный курс).

3.

Организационно-практический

2009 – 2012г

Внедрение метода проектов в практику работы на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, внеклассной работе ученического коллектива (в качестве классного руководителя).

4.

Обобщающий

2012-2013г.

Анализ полученных результатов. Обобщение и распространение педагогического опыта:

  • регулярные выступления на секциях методических объединений;
  • участие в семинарах;
  • размещение материалов в интернете.

                           Прогнозируемые результаты:

     1. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

    2.  Повышение мотивации учащихся в учебе.

    3.  Активизация познавательных интересов учащихся.

    4. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

    5. Предоставление каждому возможности самореализации.

    6.  Развитие творческих способностей учащихся.

    7.  Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

    8 . Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием технологических средств.

    9 . Формирование дидактического материала: памяток по созданию проекта, рекомендаций для участников проектной деятельности.                        

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект 

         Основным результатом реализации проекта считаю решение всех поставленных задач:

Задачи проекта

Результаты реализации

1.Исследовать состояние проблемы обучения проектной деятельности в теории и практике обучения в общеобразовательной школе.

Проблема исследована, проанализирована  литература по вопросу внедрения метода проекта в образовательный процесс, проанализирована суть метода проекта.

2.Сформировать системный подход к внедрению в процесс образования метода проекта.

Созданы современные материально-технические, информационные, дидактические, учебно-методические ресурсы для организации в обучении  метода проектов и формирования творческих способностей учащихся.

- Активно используются ИКТ технологии.

Образовательный процесс основан на системном применении в программе  активного метода обучения- разработки, создания, представлении и реализации ученических творческих и исследовательских проектов, индивидуальных, групповых.

-разработаны и реализуются программы дополнительного учебного курса « Умейте владеть словом» и  элективного курса  «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста», направленные на развитие самостоятельных творческих способностей учащихся, проводятся факультативные  занятия практико-ориентированного содержания, направленные на развитие умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.

3. На практических примерах показать роль проектирования в развитии самостоятельности, творческой активности учащихся.

Учащиеся активно включаются в проектную деятельность, в том числе и во внеклассной жизни коллектива (сценарии праздников, презентации, видеофильмы и др.), создают готовые продукты в виде мини-проектов (сочинения, творческие работы, дидактический материал и др.), участвуют в научно-практических конференциях разного уровня.

4.Представить педагогическому сообществу результаты по внедрению и развитию  исследовательской проектной деятельности

Выступления на городских заседаниях методического объединения с темами:

 -«Активные формы и методы обучения на уроках русского языка, обеспечивающие высокие результаты сдачи ЕГЭ»;

 -«Метод проектов в практике учителя–предметника как средство формирования ключевых компетенций школьников», проводимой в рамках августовской конференции работников образования по теме «О ходе реализации основных направлений модернизации общего образования муниципальной системы образования в г. Радужный»;

 -«ФГОС второго поколения: некоторые элементы системы работы по формированию УУД, обеспечивающих творческое развитие учащихся».

-Выпуск буклета по теме «Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках русского языка и литературы» в рамках городской августовской конференции педагогических работников.

-На сайтах http://metodsite.edusite.ru и http://nsportal.ru опубликована моя статья «Совершенствование приемов и методов обучения, обеспечивающих мотивацию учебного труда в результате развития навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся», методическая разработка урока « Я хочу стать корректором», две ученические научно-исследовательские работы: «Отражение городского социокультурного ландшафта в микротопонимике Радужного» и « Фразеологические единицы как средство создания художественного образа персонажей романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита».

       Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, вследствие чего заметен практический результат  руководства  проектно-исследовательской и творческой деятельностью учащихся:

Вид, название мероприятия

Уровень

Результат (занятое место)

Год провед

Всероссийская олимп. по русскому языку и литературе

муниципальный

2 место

3 место

2008

2010

Конкурсы тематических сочинений

окружной

1 призер

2 дипломанта

2008

1 дипломант

2010

муниципальный

2 дипломанта

2010

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

международный

3 место в город

1 место в городе    

лучший результат в округе

2010,2013

2011,2013

2013

«Молодежный филологический чемпионат»

всероссийский

3 призера в городе

1 призер по России

2008

2009

Олимпиады  по основам наук по русскому языку (УРФО)

международный

3 дипломанта финального (третьего) тура

2009

5 дипломантов финального тура

2 призера

2011

2 дипломанта финального тура

2012

Научно-практические

конференции

муниципальный

2 место

2 место

2011

2012

всероссийский

2 место  и 3 место

1012

Кроме того, результатом применения педагогической технологии является стабильно позитивная динамика образовательных достижений обучающихся по предмету: заметен рост  качества обучения   по русскому языку до70%, по литературе до 83%;

Результаты успеваемости и качества знаний:

Учебный год

Предмет

Качество обучения (на «4»,«5»)

Успеваемость (%)

2008-2009 г

Русский язык

56 %

100%

2009-2010 г

Русский язык

50 %

100%

2010 – 2011 г

Русский язык

52 %

100%

2011 – 2012 г

Русский язык

70 %

100%

2008-2009 г

Литература

74 %

100%

2009-2010 г

Литература

68 %

100%

2010 – 2011 г

Литература

76 %

100%

2011 – 2012 г

Литература

83 %

100%

С каждым годом повышаются  результаты качества  сдачи ЕГЭ и ГИА,  значительно превышающие результаты по школе, городу и округу.

Результаты сдачи ЕГЭ:

Учебный

год

Предмет

Численность участниковЕГЭ  (чел.,% от общей

численности выпускников)

Численность

участников,не справившихся с ЕГЭ(не набравших миним.балл)

Минимальный допустимый балл

Средний

балл

Средний балл по городу

Средний балл по округу

2008-2009

Рус язык

32 (100%)

0 %

37

68

56

56

2011-2012

Рус язык

46 (100%)

0 %

36

71

63,5

61,7

2008-2009

литерат

1

0 %

30

62

61,3

59,1

Результаты сдачи ГИА по русскому языку:

Учебный

год

Численность участников ГИА  (чел.,% от общей

численности выпускников)

Успеваемость

Качество знаний

Результат по школе

Результат по городу

Результат по

округу

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

2009-2010

19 (100%)

100%

95%

96,5%

77 %

95,5%

63 %

84,4 %

43,6 %

       Результаты контрольного  тестирования учащихся  10 классов в рамках государственной аккредитации образовательного учреждения:

Учебный

год

Предмет

Класс

Численность

участников

тестирования

% от общей численности учащихся

Численность

участников, не справившихся с

тестированием.

Средний %

выполнения

 

Критериальное значение региональных показаний

2010-2011

Рус язык

10А,Б

38(100%)

0

85,17%

57%

           

          Немаловажное значение имеет наличие максимально высоких  результатов   обучающихся при сдаче итоговой аттестации (24 человека), что является показателем  высокой степени самостоятельности, а в случае успешного написания сочинения-рассуждения - еще и творческих способностей, интеллектуального развития ученика:

Учебный год

Вид деятельности

Описание результата,  фамилии учащихся

2008-2009

ЕГЭ по русскому языку

100 баллов-100% :Куприянова Алена,

85 баллов: Гладкая Ирина

82 балла :Кравчук Екатерина

2009-2010

ГИА по русскому языку

44 балла- 100% : Аллахвердиева Зульфия  , Шарапова Элина

43 балла: Кагарманов Руслан, Семенова Алена, Туешина Алла

42 балла: Потрепалов Ярослав

41 балл: Ершов Олег, Иризцев Константин

2011-2012

ЕГЭ по русскому языку

92 балла: Музыченко София, Юрченко Марина

90 баллов: Караваева Дарья

90 баллов: Красняк Евгений

87 баллов: Багаутдинов Камиль, Демчук Ирина, Семенец Анна,Терехова Анна

84 балла: Волкова Дарья, Ширяева Анастасия

82 балла: Сусоева Марина

80 баллов: Иризцев Константин

2012-2013

IэтапIXМеждународной Олимпиады по русскому языку

100 баллов-100%: Баранчиков Владислав

         

         Об успешном применении метода проектов свидетельствуют положительные результаты анкетирования учащихся и родителей. (Приложение8)

10.Перспектива дальнейшего развития проекта

1. Разработать программу взаимодействия с начальной школой для преемственности работы над формированием исследовательской позиции и навыков создания проектов.

2. Создать классный социальный проект «Классные ведомости», цель которого  - систематическое отражение  жизни классного коллектива в целом и успехи отдельных учеников в разных сферах жизни (участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.д.).

Литература

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

технологии обучения. [Текст]  /Директор школы. 1995. № 6.

2. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

3.Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности. /Учитель - №4, 2000.

4. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать

над проектами.  [Текст] /  Ярославль: Академия развития, 2008.

5.Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст]  / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.

6.Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст]  / М.: Просвещение, 2011.

7. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ

учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник

статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.

8. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 www.standart.edu.ru

9.Пахомова,  Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru

10.Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/  http://uchebauchenyh.narod.ru 

11.Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.p


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...