Игровой прием "Шапка вопросов"
статья (8 класс) по теме
В данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов» на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль". Читать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 21 г. Владимира
Игровой прием «Шапка вопросов»
В данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов» на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Прием «Шапка вопросов» описан в книге В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя».
Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке.
Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по тексту тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.
Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.
Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием.
Итак, мы попробовали применить данный вид работы во время изучения комедии Д.И, Фонвизина «Недоросль». Вопросы, которые дети приготовили дома, складывались в три « шапки». Класс делился на несколько команд. Выдвигался представитель от команды, который должен был вытащить по одному вопросу из каждой шапки. Далее, обсудив вопросы в течение 3 минут, команда давала ответ. Это очень оживило работу, наблюдался большой интерес.
Любопытно было проверить, насколько внимательны дети, что позволили сделать вопросы 1 группы. Среди них встретились:
Сколько лет было Стародуму?
Кого Простакова хотела женить на Софье?
Кем по национальности является Вральман?
Кому принадлежат слова: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?
Зачем в дом к Простаковой приехал Правдин?
Что произошло с Простаковой в конце комедии?
Какой учебник доучивает Митрофан и какой будет следующий?
В каком чине отставлен из гвардии Скотинин?
Особый интерес представлли вопросы 2 и 3 группы. Многие из них вызвали споры, горячую защиту своей точки зрения, ассоциации с современной жизнью.
Что чувствовал Стародум, когда узнал, что его бывший друг был возведен в чин ни за что?
Митрофан хуже своей матери. Почему?
Почему Цыфиркин отказался от денег за обучение Митрофана?
Справедливо ли поступил Правдин по отношению к госпоже Простаковой в конце произведения?
Какими словами Стародум подчеркивает первостепенную важность духовного воспитания?
Виноват ли Митрофан, что он такой?
Скотинин и Митрофан любили Софью?
Почему Скотинин любит свиней?
Зачем Правдин приехал в дом к Простаковой? Что вы можете сказать об этом герое?
Почему Стародуму понравился Милон?
Митрофанушка – маменькин сынок?
Здесь оценивался и сам вопрос, его значимость и ответ на вопрос. Обратите внимание, многие вопросы содержат и собственную позицию, и обращение к точке зрения другого, многие вызывают на диалог, многие содержат проблему. Сам факт того, что вопрос исходит не от учителя, пробуждает активность и желание работать.
В 3 группу попал вопрос: Для чего Фонвизин написал пьесу?
Вопрос позволил нам логично перейти к обсуждению идеи комедии.
Попробуйте и вы! У вас получится по-другому. Это-то и здорово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концертно-игровая программа "Мульти-пульти вопрос"
Программа расчитана на детей в возрасте 7-10 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-86115-1418789985.jpg)
Игровые моменты на уроках ИЗО викторины, шуточные вопросы
Занимательные игры помогут в разработке сценария внеклассных мероприятий и на уроках ИЗО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477378-1410015726.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»
Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/29/picture-401944-1540817325.jpg)
Час вопросов и ответов с элементами игрового практикума «Ответственность несовершеннолетнего за правонарушение»
Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и направлено на формирование у них правовой грамотности и правовой культуры.Овладение знаниями в области законодательног...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-43115-1364023928.jpg)
База вопросов для игровых занятий «Самый умный» внеурочной деятельности учащихся по курсу «Методы решения творческих задач»
35 вопросов из разных областей знаний предназначен для учащихся, обладающих широким кругозором, смекалкой и определённой базой знаний для игр "самый умный"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-43115-1364023928.jpg)
Подборка вопросов для игрового занятия внеурочной деятельности учащихся «Кулинарная ЧтоГдеКогдайка»
План-конспект занятия содержит 40 вопросов с ответами и комментариями. Предназначен для игрового заняти в формате телеигры "Что? Где? Когда?"...