Эссе педагога логопеда Лисюк Ольги Александровны
статья на тему

Лисюк Ольга Александровна

Эссе педагога логопеда, взгляд на современные методы и приемы логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе19.92 КБ

Предварительный просмотр:

   Постоянно размышляю на тему «Я – педагог», смотрю  на свою профессию со стороны, попытаюсь осмыслить её важность для себя (своей реализации), значимость для других людей. Моё любимое дело в жизни – это быть учителем-логопедом. Мой путь был долгим: работала педагогом – организатором, причем мне казалось, что это дело моей жизни, были и уроки технологии швейного дела, но чего-то мне не хватало…. Посетив занятия Калюшиной Л.Н, опытного педагога логопеда, которая очень любит свою профессию - логопеда школы я поняла – вот оно мое родное… В моём случае – профессия выбрала меня, а я её.

   

   Учить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, помочь ему адаптироваться в современном обществе, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога -  логопеда. 

   Календарный год для логопеда длиться от сентября до сентября. Активный поиск путей решения творческих задач: постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения  детей. Эти аспекты современного образования есть и в моей деятельности. 

    По моему мнению, самое важное и интересное занятие в жизни - вести ребёнка - олигофрена уверенно за руку по ступенькам его развития. «Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. «Сопровождение - это помощь ребенку в ситуации развития (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова)».

Процесс обучения в коррекционной школе – интернате 8 вида многогранен: 

   Во-первых, это специально созданная среда, в которой развивается ребёнок. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет предметно-развивающая среда группы и логопедического кабинета. Определение, которое дано в концепции доктора педагогических наук С.Л. Новоселовой: «...развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности...», предусматривает создание развивающей предметной среды логопедического кабинета. На мой взгляд, логопедический кабинет не должен быть похож на официальный кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: шторы, игрушки, мебель, мягкий палас – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребёнок с ограниченными возможностями здоровья  не чувствует себя скованным, зажатым. Комфортность и безопасность, развитие сенсорных способностей, создание ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, обеспечение среды индивидуального «стиля» развития ребёнка, ситуации успеха - эти характеристики являются условиями создания развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

 Во-вторых, совокупность технологий в работе по преодолению нарушения речи, межпредметная связь, использование инновационных методов и приёмов  затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлениях, основы личностной культуры. 

    В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей, их адаптации в общество. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся – развиваемся», музыкальные голосилки, пальчиковый  театр, как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей.     Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). 

  На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. 

      Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Мой опыт использования арсенала игр и игровых упражнений: фонопедические и дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация. Главное свойство этих методов – развивать мимические, мелко моторные и общие двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи, т.е ребенок озвучивает каждое свое движение. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. 

    «Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» 

                                                                                   Л. Генералова. 

  Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные модели  ситуаций общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Дружат гласные и согласные» под тематикой: «Учимся говорить правильно» способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

    Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированной логопедической компьютерной программы  показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей, но дает положительный результат. 

    В-третьих, осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс. Уход от практики дистанцирования родителей, активное участие их в коррекционно-образовательном процессе, позволяют значительно повысить эффективность работы (домашнее задание, встречи и обсуждения успехов детей).  Начала работу по направлению взаимодействия с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды нашей школы». 

        Технология организации коррекционно-логопедической работы в коррекционной школе 8 вида на основе поэтапного использования традиционных и инновационных форм, методов взаимодействия межпредметной связи, тесного контакта с мед. работниками школы, родителями позволила мне: 

- создать среду психолого-педагогической поддержкиребенка, максимально влияющей на развитие коммуникативно-речевых способностей ребёнка; 

- использовать потенциал семьи и школы с учетом её особенностей в системе комплексного коррекционного воздействия на ребенка.[3] 

   Оптимизм, терпение и целеустремлённость, любовь к детям  – эти качества помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». В детстве мечтала стать врачом, но разве логопед не помогает выздороветь ребёнку. Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление». 

    Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы. Такое чувство, что за спиной растут крылья, хочется лететь к ним, моим дорогим, любимым деткам, которые ждут мои уроки. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути. 

   Учитель – звучит гордо! Это налагает на меня огромную ответственность за

то дело, которое я выбрала в своей жизни. Очень надеюсь, что труды мои не пропадут даром.

Литература: 
1. Афонькина Ю. А. Технология комплексного сопровождения детей / Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с. 
2. Щелконогова Е. Н. «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции» журнал «Логопед» № 2, 2011. с. 118. 
3. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Е. И. Ждакаева, Л. В. Воронина, Е. Н. Щелконогова [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О.А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с тех...

Разработка занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О. А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с те...

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку 3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы УМК: БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», ФГОС, 2013 год Составитель: Ольга Александровна Булатошкина, у

Календарно-тематическое планирование по английскому языку3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы:  БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», 2013 год(рас...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку 3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы УМК: БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», ФГОС, 2013 год Составитель: Ольга Александровна Булатошкина, у

Календарно-тематическое планирование по английскому языку3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы:  БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», 2013 год(рас...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку 3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы УМК: БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», ФГОС, 2013 год Составитель: Ольга Александровна Булатошкина, у

Календарно-тематическое планирование по английскому языку3 класс УМК «Английский с удовольствием», авторы:  БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», 2013 год(рас...

Эссе педагога психолога Клименко Ольги Сергеевны

Что такое дорога жизни? Этот вопрос задают все поколения, ибо он является одним из самых актуальных и сложных вопросов, на который предстоит ответить каждому человеку в своей жизни....