Педагогическое эссе "Я учитель"
статья на тему

Челнокова Наталия Алексеевна

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.


Д.С.Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_n.a.chelnokovoy.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Я учитель»

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.


Д.С.Лихачев

   По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

  Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.

   Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.

   О школе я мечтала ещё в раннем детстве. Я всегда представляла себя в роли учителя: всех своих кукол я рассаживала за воображаемые парты и преподавала им «уроки».

   И вот для меня прозвенел «первый звонок», и школа стала моим вторым домом. Сколько в нашей школе было кружков! Кажется, я участвовала во всех. И строки стихотворения Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота», - как будто про меня.

   А когда счастливый случай привёл меня на встречу выпускников с главными специалистами тогда ещё Апастовского района в деревне Бурундуки по теме «Кем быть?», помню, я от имени выпускников Ульянковской средней школы говорила о выборе профессии. Там я поклялась «жизнь свою посвятить детям…». Тогда нам – юным максималистам – было по шестнадцать-семнадцать лет. Большинство выпускников в дальнейшем выбрали различные жизненные дороги: стали строителями, врачами, а я до сих пор верна той юношеской клятве.

«Все начинается с детства», – сказал поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.

Мне везло на прекрасных, ярких педагогов – интересных людей и очаровательных женщин. Это Галина Степановна Сяплина – моя первая учительница, которая заложила всё лучшее, что присуще мне как человеку и педагогу. Уже тогда, где-то на уровне подсознания, хотелось быть похожей на любимого учителя. Меня всегда поражал ее оптимизм. А как приятно смотреть на нее: скромную, со вкусом одетую, энергичную, с доброй улыбкой на лице. Правда-правда, она никогда не бывала унылой или неприветливой. По натуре непосредственная, она, например, не умея сдержать себя, первая смеялась над своей же удачной шуткой, и этот мелодичный смех ее еще долго звучал в классе.Мне всегда очень хотелось быть похожей на любимую учительницу.

   Татьяна Александровна Геллер – преподаватель зарубежной литературы Казанского государственного педагогического института, за которой толпой ходили обожающие её студенты.

   Екатерина Ивановна Елисеева – это имя уже стало легендой в Кайбицком районе, особенно среди учителей-словесников. Её уроки – это «высший пилотаж» учительства.

   Многому меня научили эти педагоги «от бога», но главное я нахожу подтверждение ежедневно: чем богаче внутренний мир учителя, чем он насыщеннее и интереснее, тем охотнее тянутся к нему дети, а значит, и больше любовь к его предмету.

Сейчас понимаю: доброе семя нашло плодородную почву. И раздумий при выборе профессии не было – буду учителем.

Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя самым счастливым человеком на свете.

   Каждое утро, идя на работу, я прохожу «дорогу приветствий», когда все дети и взрослые, встреченные мною, здороваются и улыбаются в ответ. Это ли не счастье?

Я  учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей. 

   Вот уже двадцать третий год я работаю в школе. Это годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала это путь, став учителем. 

Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с  урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.

   Я люблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.

Смотреть на звёзды и повторять до боли знакомые строки: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит». Куда ни посмотришь, о чём ни подумаешь — тут же в памяти всплывают слова какого-либо классика. Литература безгранична, она как родник, из которого можно черпать живительную влагу русского слова.

Я люблю литературу, люблю перелистывать страницы знакомых произведений, с наслаждением перечитываю понравившиеся строки. И мне очень больно оттого, что в последние годы школьники мало читают. Общению с книгами предпочитают переписку «В контакте». Зачастую знание текста сводится к суррогатному краткому содержанию. Как можно в кратком содержании передать чувства героев, их душевные томления, поиски своего места в жизни?Я надеюсь, что объявленныйПрезидентом Российской Федерации В.В.Путиным2015 год Годом литературы  привлечёт внимание общества к данной проблеме.

   «Хороший учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком», - считал В.Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, насколько возможно, сделать каждый урок интересным, развивать творческую активность моих учеников, самостоятельность, формируя ключевые компетенции школьников. Ведь я, педагог по призванию, стараюсь выполнять своё дело не только честно, но и вдохновенно, творчески, с глубокой заинтересованностью в своей работе.
  Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том, что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. 
  Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные возможности творчества.Это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути; профессия, в которой отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников.

Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И как учитель  я вижу свое предназначение не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.
  Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в российской педагогической традиции. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, находок.  
  Сегодня, попрошествии лет, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. 
Что значит школа для меня?
Я всем отвечу однозначно: 
«Жизнь школьная – моя судьба…
Моя судьба…и не иначе».

Я не банкир, не бизнес-леди и не создаю каких-либо материальных ценностей; я представитель сельской интеллигенции, в понятие чего, кроме прямых педагогических обязанностей, входят и такие понятия, как директор школы, общественный деятель, информатор, участник художественной самодеятельности, сельский корреспондент, эколог, то есть «лицо» села. Ведь школа на селе – это очаг культуры, где проходят различные сельские собрания, местные сходы, проводятся праздники, концерты; поэтому у нас всё должно быть на высоте. А это накладывает ещё большую ответственность перед населением. И этим я счастлива, что я педагог.

А пока я продолжаю: совершать добро, учить других хорошему, развивать трудовые навыки (тем более мы живём в деревне); поддерживать здоровье через такие виды спорта, как теннис, лыжи, волейбол, плавание; читать книги, смотреть фильмы, которые несут в себе не зло и насилие, а только добро.

Для чего человек рождён?

Для чего появился на свет?

Весь путь его предопределён –

Чтоб добро дарить людям и свет.

Да! Добро, лишь добро!

И не делать зло ни одно.

Помогать людям, уважать…

И всё, что можно отдавать…

Человек должен быть человеком!

А не существом, которое чем-то похоже на него.

Должен жить не одним днём, а веком

Тогда всё будет хорошо у него!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»

Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...

Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления

Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...

Вариант ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА выполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТвыполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)...