ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Шахарьянц Елена Васильевна

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. В публикации представлен опыт работы,  целью которого является формирование образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальности обучающихся, их интеллектуального развития, социального взаимодействия и межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Одним из приоритетов российской образовательной политики определено обеспечение качества образования и его соответствие потребностям личности, общества и государства. Школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы.

В современных условиях осуществляется обновление содержания российского образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, поэтому развитие школы невозможно без соответствующего изменения методов и организационных форм педагогического процесса.

Гражданин современного общества должен быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания. Именно поэтому нужно направлять образовательный процесс на гуманное личностное развитие ребёнка.

Анализ учебно-воспитательного процесса на уроках показал, что уровень сложности материала достаточно высок, и его изучение традиционными методами препятствует усвоению знаний и овладению необходимыми умениями. Одной из причин снижения эффективности образовательного процесса является однообразие деятельности учащихся.

Проведя диагностику по изучению степени выраженности коммуникативных барьеров школьников, было выделено три наиболее типичных коммуникативных барьеров, препятствующих формированию коммуникативной компетентности школьников - это страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Нужно было искать пути стимулирующие самостоятельность и саморазвитие учащихся в рамках оптимизации учебного процесса.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека. На практике содержание деятельности, имеющей личностную ориентацию, может быть достижением конкретного результата (продукта) или формирования способа поведения.

Исследования психологов показали, что ведущей деятельностью подросткового возраста является такая учебная деятельность, которая обеспечивает общение подростков между собой по содержанию коллективной деятельности. Была отмечена принципиальная важность чередования различных форм работы: индивидуальных, групповых и фронтальных.

Групповая деятельность на уроке способствует развитию у обучающихся коллективных способностей обучения и общения, а так же подготовке их к жизни в социуме. Фронтальная же работа не рассчитана на использование личностных качеств ученика, и не направлена на реализацию индивидуальности обучающихся. Так же не развиваются коммуникативные способности и личностные качества школьника. Ребёнок теряется в общей массе из-за того, что не может себя проявить.

Организация индивидуально-групповой работы направлена на развитие ребёнка, как личности в системе коллективного взаимодействия, в процессе чего развиваются творческие, ораторские, исследовательские, аналитические способности.

Ведущая идея организации индивидуально-групповой деятельности учащихся на уроках географии формируется  с учетом следующих факторов:

  • выстраивание типологии групп и коллективной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей;
  • эффективное управление развитием коллективного способа обучения;
  • контроль и оценочная деятельность;
  • мониторинг успешности и движения учащихся в процессе обучения

Содержание работы в классе

Инициализация урока: объявление темы, цели, задач, плана урока, состава групп

Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, деление ее на отдельные задачи.

Постановка задач группам

Группа 1

Задача 1

Группа 2

Задача 2

Группа 3

Задача 3

Группа 4

Задача 4

Группа 5

Задача 5

Отчеты групп и их обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение отдельных аспектов и взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач

Заключение: характеристика работы групп и отдельных учащихся.

Резюме нового материала в форме экспресс опроса.

Подведение итогов.

Задание на дом.

Использование групп, создаваемых без учета уровневых достижений

В начале организации групповой работы учащихся с целью выявления сложившихся взаимоотношений в классе проводится среди школьников анкетирование. Затем комплектование групп и определение консультантов осуществляется с учетом ответов детей, а так же с учетом результатов диагностик психолога об уровне тревожности, одаренности и типе темперамента. Школьников объединяют в группы или по однородности (гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.

Можно использовать уроки в форме практикума:

Структура урока в форме практикума

Совместная групповая работа начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой ставится проблема и дается задание группам. Если все группы получают одинаковые задания, то происходит единая групповая работа. Если же групповая работа дифференцирована, то разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Именно дифференцированная групповая работа вносит новые элементы во фронтальную работу. Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы, таким образом устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом.

Совсем иной характер приобретает фронтальная работа, следующая за групповой. Группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Содержание всех отчетов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал. Во время групповой работы учитель выполняет функцию консультанта. Попеременное включение учителя в деятельность групп можно считать ценным как в дидактическом, так и в воспитательном отношении. В группе учитель лучше может ориентироваться в ходе мыслей и затруднений каждого ученика, может более личностно подойти к каждому.

Типология групп, создаваемых на основе уровневых достижений

При организации работы в группах надо обращать пристальное внимание на изменяющиеся параметры, которыми только может быть описан процесс развития каждого учащегося.

Чтобы выстроить такую типологию групп, составляются уровни планируемых результатов обучения.  Достижение в каждый конкретный момент учебного периода того или иного уровня – это временная ситуативная характеристика ученика. В зависимости от множества факторов достижения могут меняться, хотя и статистические закономерности имеют место. В какие-то периоды учебного процесса могут присутствовать учащиеся из 4 типологических множеств:

*Н – некомпетентные, не достигшие еще минимального уровня, не имеющие пока решать шаблонные задачи.

*М – достигшие минимального уровня.

*О – достигшие общего уровня.

*П – вышедшие на продвинутый уровень и совершенствуются в нём.

В ходе учебного процесса каждый школьник должен иметь возможность пройти, насколько он может или хочет, всю схему усвоения материала: Н - М – О – П

Эту схему можно считать первым приближением схемы развития учащегося относительно изучаемого материала. Технология обучения должна всячески способствовать движению ученика по этому пути, учитывая его желания и возможности. По причине наличия в классе представителей разных типологических множеств - групповая техника работы становится неизбежной. Основанием классификации может быть комбинация обучаемых по достигнутому на текущий момент уровню планируемых результатов обучения.

Все группы с участием некомпетентных учащихся составляют 1 тип групп, 2 – однородные группы, а остальные образуют 3 тип:

1 – НМ, НМО, НМОП, НМП, НОП, НО, НП

2 – М, О, П

3 – МО, ОП, МОП, МП

Характерная особенность групп 1 типа – присутствие в них некомпетентных учащихся. Назначение таких групп состоит в том, чтобы «подтянуть» их до минимального уровня, выровнять стартовые условия для дифференцированного развивающего обучения, обеспечить достижение ими образовательного стандарта. Поэтому назовём их группами выравнивания. При построении работы с такими группами, задаются наводящие вопросы, для того чтобы некомпетентные учащиеся решили их совместно с учителем. Если учесть эти задачи как решенные, то умственное развитие этих школьников будет более высокого уровня. Различие этих уровней составляет зону ближайшего развития учащихся, которая определяет возможности и успешность последующего обучения.

Во 2 типе групп отсутствует вид Н. Можно не создавать группы такого состава. Т.к. некомпетентные учащиеся работают с задачами минимального уровня, им должен кто-то помогать.

Исследования показывают, что комплектование гомогенных групп не эффективно: сильные становятся ещё сильнее, а слабые ещё слабее и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Однако опыт работы в области организации индивидуально-групповой деятельности учащихся, показывает, что однородным группам тоже есть место в учебном процессе. Иногда на некоторой стадии, учитель обнаруживает, что большинство учащихся класса по прежнему остаются некомпетентными, но несколько человек достигло минимального уровня. Приходится работать с большинством. Но тем, кто достиг уровня стандарта, продолжать решение задач, подобных уже рассмотренным, нецелесообразно. И тогда создаются из них однородные группы, чтобы, работая над более сложными задачами того же уровня, они закрепили свой успех. Поэтому однородные группы называются  группами поддержки.

В группах  3 типа работают учащиеся, достигшие более высокого уровня, они служат «локомотивами» в зоне ближайшего развития других участников группы, вследствие чего последние развиваются, переходя на следующий уровень. Отсюда и название этого типа групп – группы развития. Среди них можно выделить нормальные, состоящие из учащихся соседних уровней (МО и ОП), и ускоренные, в которых наблюдается как бы скачок через уровень. Группам вида МП и МОП  всегда предлагаются задачи общего уровня, а их применение в образовательном процессе определяется эффективными факторами.

Таким группам, а так же группам поддержки надо  предлагать  проблемно-исследовательские задания. При выполнении заданий такого рода учащиеся, используя знания общих закономерностей, должны найти правильное решение в незнакомой ситуации.

Принципы группового обучения в практике работы используются на различных этапах урока: до изучения нового материала, в ходе его изучения, а так же при обобщении нового материала и его применения.

При индивидуально-групповой организации познавательной деятельности учащихся  подготавливают к восприятию и осмыслению изучаемого материала. Считаю, что школьники должны точно усвоить, какие знания и умения им необходимо получить в результате самостоятельного изучения темы. Поэтому когда  приступаем к изучению нового раздела, вместе с учащимися составляется план предстоящей работы. Школьники должны представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперед. Поэтому единицей учебного процесса в данном случае считается не урок, а целая учебная тема. При ее изучении выделяется несколько этапов:

1 этап- инструктаж, вводная беседа, в ходе которой раскрываются важные идеи, положения, понятия темы: формируются познавательные и проблемные задачи, которые школьникам нужно решить в процессе изучения материала. Это может быть определение проблемы, формирование заданий для проектной работы. Каждой группе предлагается защита проекта в форме презентации.

2 этап: самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением ее результатов внутри каждой группы. Как правило, работа проводится по инструкции, в которой учитываются особенности учащихся класса и состава группы, специфика изучаемого материала, наличие средств обучения. Предусматривается работа не только с учебником, но и с первоисточниками, коллекциями, таблицами, схемами, картами.

3 этап: выступление групп с результатами работы, их презентация.

Формирование знаний в процессе групповой работы школьников предполагает сотрудничество учащихся: они обмениваются мнениями, идеями, информацией, учатся друг у друга.

Таким образом, мы получаем типологию групп:

Виды групп, выделенные на схеме называют нормальными, а остальные – ускоренными.

Рассмотрим еще одну важную особенность работы с группами. Нельзя допускать закрепления социальных ролей (назначение постоянных ассистентов или консультантов). Учащийся уровня О, который был «локомотивом» в группе развития для учеников М, завтра должен попасть в группу ОП, где центральной задачей окажется его развитие. Отсюда следует, что группы создаются на короткое время – ровно на столько, сколько необходимо для решения задачи. Разумеется, если ставится исследовательская задача, для работы над которой требуется несколько уроков, то и группа будет существовать несколько уроков.

При построении индивидуально-групповой работы на уроках надо придерживаться следующих принципов использования групп на основе уровневой структуры их состава:

  1. Группы создаю на этапе закрепления изученного материала. Их состав определяется дидактическими, психологическими и управленческими целями и зависит от результатов контроля.
  2. Каждая группа существует столько, сколько отведено для решения предложенной задачи.
  3. По истечении этого времени группа отчитывается о результатах. При этом не всегда важно, решена ли задача. Процесс важнее результата.
  4. Представителя группы для отчета назначает учитель непосредственно перед отчетом.
  5. Всем участникам группы выставляются оценки.

Показатели результативности обучения школьников в процессе индивидуально-групповой деятельности.

Опыт работы в области организации групповой деятельности учащихся в образовательном процессе в опоре на педагогику сотрудничества показывает в динамике следующее:

  1. учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс;
  2. они более уверены в себе, у них высокий уровень самооценки, а так же степень доверия к учителю и одноклассникам;
  3. в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  4. каждый чувствует себя уверенно, работает в индивидуальном темпе;
  5. повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда
  6. повышается качество  знаний.

Таким образом, индивидуально-групповая форма работы оправдывает себя в плане развития индивидуальных особенностей личности ребёнка. Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к формам работы гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой формы – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Индивидуально-групповая деятельность учащихся формирует не только прочные знания, но и коммуникативные компетенции, способствующие реализации индивидуальности учащихся, их интеллектуального развития, социального взаимодействия и межличностного общения.

Литература

1. Э.А.Левин, О.И.Прокофьева. Методика индивидуально-группового обучения. – М.: Сентябрь, 2007г.

2. Борецкая, И.А. Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001 №7. – с.77-78

3. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. - 2000 №8.

4. Границкая А.С. Научить думать и действовать  М., 1991г.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура  учебного  процесса и ее развитие  М., 1989г.

6. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности школьников.

Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности школьников....

Новые возможности формирования коммуникативной культуры обучающихся на этапе внедрения дистанционных форм обучения

Разработка системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации научно-методического сопровождения большого эксперимента, который проводится Минист...