Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
    статья по теме

    Ковехова Анна Ивановна

    Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо" дает ответ на этот вопрос.  Описан опыт  работы по данной теме самообразования. Представлены особенности данной технологии, ее методы, актуальность и результативность использования данной современной технологии на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_shkolnikov.docx28.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Ковехова Анна Ивановна,

    учитель английского языка

    МОУ СОШ №23 МО Ейский район

    Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Как зажечь искорку в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным?

    Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) постановки конечной цели деятельности; 2) поиска соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

    Целью своей педагогической деятельности я вижу воспитание ученика как иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией через использование  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая была разработана в конце 20 в в США.

    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (critical thinking) была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).

    Русские отечественные технологии коллективных и  групповых способов

     обучения.

    Технология сотрудничества.

    Технология развивающего обучения.

    Что же такое критическое мышление?

    – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, созданием собственных концепций.

    Методы СРКМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

    Конечный результат:

    1. умение мыслить критически, формировать собственное мнение, принимать взвешенные решения,   ответственно относиться к учёбе, труду.
    1. Когда учащиеся понимают, что их мысли, убеждения «имеют ценность, когда они знают, что учитель уважает их идеи и убеждения, обычно они проявляют большую ответственность и заботу о своих идеях и уважительнее относятся к своему мышлению.
    2.  Без уверенности в их собственной полезности и значимости учащиеся будут уклоняться от полного участия в критическом мышлении.

    Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

    - Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

    - Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

    Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте.

    - Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

    - Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

    В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

    Первый этап заключается в том, чтобы преподаватель вызвал на поверхность  представления ученика по изученной теме и пробудил интерес.  

    Это нелегкая задача, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.

    Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Лучше – письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения.

    Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть.

     По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

    Функции вызова:

    1. мотивационная(побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
    2. Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)
    3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

    Например, при изучении новой темы после создания проблемной ситуации предлагаю учащимся составить кластер с ключевыми понятиями сперва самостоятельно, затем в парах, группах составить совместную ассоциограмму-плакат, в которую информация заносится не только словами, но и рисунками. Далее предлагаю им рассказать о том, что они изобразили.

    Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит активное осмысление учебной информации, поиск ответов. Учащиеся слушают или читают текст по данной теме и дополняют свой кластер новыми понятиями.

    Здесь происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

    Большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.

    Одними из эффективных приемов, используемых на данном этапе, являются чтение с остановками, инсерт, диаграмма Венн.

    В процессе чтения с остановками информацию переводим в чувства (Что вы чувствовали, когда…?).

    Инсерт заключается в маркировке текста символами: “v” – знаю, “+” – новая информация, “-” –  что я узнал, не совпадает с тем, что я знал; “?” – сомнительная или недостаточная информация, надо узнать побольше. Предлагаю учащимся в процессе работы с текстом занести данные в таблицу и озвучить их.

    Диаграмму Венн очень любят младшие школьники. Она помогает разграничить понятия о чем-либо. Например, «Погода в России» и «Погода в Британии». Общая информация заносится в среднюю часть наложения кругов.

    Функции стадии рефлексии

    1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
    2.  Информационная (приобретение нового знания)
    3.   Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
    4.   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

    Третья стадия – «рефлексия» - размышления, во время которой происходит соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

    На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.

    Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

    Наиболее эффективным в старших классах на стадии рефлексии является написание пятиминутного эссе по «горячим следам». Учащимся среднего звена  предлагаю на данном этапе составить синквейн (пятистишие).

    Этапы составления синквейна

    1. Первая строка – одно слово,  описывающее тему (обычно существительное).
    2. Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных).
    3. Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (обычно три –ing слова).
    4. Четвёртая  строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка – одно слово-синоним, которое ещё раз подчёркивает сущность темы.

    Подобная работа не только обогащает словарный запас ученика, но и подготавливает его к краткому пересказу,  учит формулировать идею произведения, позволяет каждому ученику почувствовать себя творцом и философом, так как написать синквейн может каждый.

    Синквейны очень полезны в качестве:

    1. инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
    2. средства оценки словарного запаса учащихся;
    3. средства творческого самовыражения.

    В классах с сильной языковой подготовкой  целесообразно использовать  Метод континиума

    1.Этот метод эффективен и даёт хорошие результаты, развивая познавательную  активность учащихся, когда учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого.

    2. Определите своё место на отрезке за – против и обоснуйте свой ответ.

            Даётся время на обдумывание, и приглашаются к доске 5-6 чел.: они ставят свои точки и аргументируют. Вызвать и того, чья точка зрения не совпадает. Учитель при этом говорит: «Если вы даже на противоположной позиции, вам необходимо выслушать аргументы всех». Если после этого вы сдвинули свою позицию, это свидетельствует не о слабости, а является признаком мужества.

    =   учитель мощно встаёт на позицию «да», тогда противоположная группа очень сильно активизируется, высказывается в пользу своей точки зрения, тогда учитель говорит: «А теперь, где вы?» - отметьте (можно другим цветом или цифрой у себя в тетради, чтобы проследить ход своей мысли, позиции).

    =   учитель мощно встаёт на позицию «нет» (против) – класс замирает, встаёт вопрос: «Так где же Вы?»

    Чем закончить?   Учитель говорит: «Согласитесь, трудно сделать выбор позиции? И надо уважать себя за то, что вам дано понять и «за» и «против». Чем вдумчивее мы относимся к проблеме, тем труднее определить позицию. Поэтому накапливайте информацию, вырабатывайте свою точку зрения. А моя позиция такова...».

    Итог: предложить классу (группам) сделать вывод.

       В ходе такой работы происходит тренировка ума, сердца,     воспитание толерантности не на словах, а на деле.

    Таким образом, развивая на своих уроках критическое мышление, учитель способствует не только развитию интеллектуальных способностей учащихся, но и совершенствованию их коммуникативной компетентности.

                Практическое использование  современных технологий  способствовало повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения иностранному языку. Произошел рост качества знаний по предмету.

                Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания

    В очередной раз вспоминаются слова французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

    И я каждый урок искренне желаю своим ученикам приятного аппетита!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

    Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

    представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

    Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

    Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

    Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...

    Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

    В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

    Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

    Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....