Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.
статья по биологии

Папуш Ольга Анатольевна

В данной статье описываются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо , применяемые на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.

В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное. Часто мы говорим о том, что учебники не соответствуют тому содержанию, которое научит наших детей мыслить нестандартно. Не зря самой популярной фразой сейчас является то, что учебник, программа это всего лишь инструмент в руках педагога, и то как мы им воспользуемся напрямую отразиться на качестве подготовки наших учащихся. Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию и т.д. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания посредством чтения и письма.

 Поэтому время диктует нам свои правила и мы вынуждены постоянно находиться в творческом поиске, находя пути повышения качества образования, причем как можно выгоднее с экономической точки зрения. И вот таким инструментом по моему мнению и является ТРКМЧП. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников  эффективно читать и писать. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

 Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а  не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

 Критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.  В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.

Технология развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технология развития критического мышления позволяет научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную и неверную информацию; понимать, как различные части полученной информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждении; уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек; избегать категоричности в суждениях; быть честным в своих суждениях; определять ложные стереотипы; выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение; отличать факт от предположения или мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного.   

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека  открытого информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Перед нами технологический алгоритм урока (серии уроков), а на поверхности — набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях (таб.1)

Технология развития критического мышления — стадии и методические   приемы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов (evocation)

Направлена на вызов    у    учащихся уже имеющихся знаний по   изучаемому вопросу,    активизацию их деятельности,    мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает»,       что ему известно по изучаемому вопросу        (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает  вопросы,   на которые    хочет получить ответы

Составление списка «известной     информации»:

рассказ-предположение     по ключевым  словам;

систематизация   материала (графическая): кластеры,   таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические   цепочки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

II.   Осмысление     содержания (realization of      meaning)

Направлена на    сохранение интереса к теме при     непосредственной работе с новой информацией,   постепенное продвижение   от   знания «старого» к «новому»

Ученик читает       (слушает) текст,    используя предложенные     учителем активные методы чтения,  делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой     информации

Методы      активного чтения:

маркировка с использованием значков      «V», «+»,    «—»,    «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

ведение     различных записей типа      двойных дневников,   бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии        осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст,  фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

III.      Рефлексия-(reflection)

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изучения информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно- следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по       отдельным вопросам     темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Использование приемов технологии  развития критического мышления на уроках биологии.

Стадия вызова

1. Прием «Буквенный диктант»  применяется при изучении новой темы. Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных  заданий сами ее определяют. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Учитывая возраст учеников, задача учителя состоит в том, чтобы подобрать такое задание, которое не только решалось бы в игровой форме, но и побуждало к познавательной деятельности. Учитель предлагает определить значимое слово, о котором будет идти речь на уроке, отгадав загадки.

 Пример. Биология, 5 класс

(Строение клетки)

 К - Без винта и без штурвала Океаны бороздит, Не страшась штормов и шквала.

На волнах он сладко спит, Исполин могучий – (кит)

Л - Моя обычная работа –На мух и комаров охота.

Мне кочка мшистая – подушка. Я – голосистая ..(лягушка)

Е - Он колючий, словно еж, Житель речек – юркий (ерш)

Т – Этот зверь - большая кошка, Смелый он и ловкий

В зоопарке он бывает, Страх на всех он напускает. (тигр)

К – Кто в кладовке лучше всех мышку догоняет? Кто на кухне громче всех молоко лакает? (кошка)

А  - сам алый,  сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз);        

 2. Кластер. Учитель использует следующий рассказ. Платон (ученик Аристотеля), древнегреческий ученый, сказал: «Человек – это двуногое существо, лишенное перьев». Ученик Сократа принес ему ощипанного петуха.

Учитель обращается к ученикам: как бы вы определили, что  такое человек? Ученики составляют кластер.

                                                      венец творения               умный               двуногий

                   

   мыслит                   говорит                    творит

   

интеллектуальный                                                          

                                                         ЧЕЛОВЕК

        3. Прием «Ключевые слова»  можно использовать на стадии вызова или рефлексии.

Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют  предложение или небольшой текст.

Эволюция

Дарвин

Экспедиция

Бигль

Исследования

Идея.

На корабле «Бигль» Чарльз Дарвин отправился в кругосветную экспедицию.

Проведенные исследования подтолкнули его к идее эволюции.

4. Для развития зрительной памяти, быстроты реакции и внимания можно использовать прием  «Задание со сменой установки». Учитель предлагает ученикам  выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка  качества усвоения программного материала.  

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны  постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.          

Пример. Биология, 7 класс

(Многообразие млекопитающих.

Отряды Копытные и Приматы)

На доске написаны слова  коала,  тигр, крот,  ушан, белка,  кит, лошадь.  Учащиеся в течение

30 секунд  видят их,  затем доска закрывается и  учитель предлагает ответить на  вопросы.                     

  1. Сколько всего животных?
  2. На каком месте стоит животное, которое относится к отряду Грызуны?
  3. На каком месте стоит животное, способное к полету?
  4. Название какого животного записано после тигра?
  5. Название какого животного стоит первым?
  6. Какое животное вынашивает своих детенышей в сумке?
  7. Какое животное ошибочно называют рыбой?

Стадия осмысления

1. В начале изучения новой темы можно использовать прием «Восстанови текст».  Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова.  Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе  и сравнить с образцом.

     Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из капсулы и системы канальцев, длина которых в каждом нефроне составляет … мм. В каждой почке насчитывается около … нефронов.

     В процессе мочеобразования выделяют два этапа. На первом этапе образуется первичная моча в количестве … литров в сутки. В результате второй фазы образуется … литра вторичной мочи. Вторичная моча стекает по мочеточникам и накапливается в течение … часов в мочевом пузыре емкостью … мл.

3,  170,  1 000 000,  750,   50,  1,5.

2. Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения ученик ставит соответствующий значок: «+» – согласен, « - » - не согласен, «?» - сомневаюсь.

Утверждения

+

-

?

  1. У самки  птицы развивается  один левый яичник.
  2. Оплодотворение происходит в яичнике.
  3. Желток подвешен на двух белковых канатиках.
  4. Источником питательных веществ  служит белок.
  5. На остром конце яйца образуется воздушная камера.
  6. В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен.
  7. Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических повреждений.
  8. Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента насиживания.
  9. Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры.
  10.  Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны самостоятельно двигаться.
  11.  Птенцовые птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в заботе.

Далее ученикам предлагается учебный текст, работая с которым, они находят подтверждение или опровержение утверждений.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ

В полости тела самцов имеются парные бобовидные семенники. В период размножения их объем возрастает в 300-1000 раз. В связи с откладкой крупных яиц, утяжеляющих птиц, у самок развивается только левый яичник и отходящий от него яйцевод, открывающийся в клоаку. Яйцеклетки в яичнике развиваются постепенно. Созревая, они увеличиваются в размере, в них накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. По мере созревания яйцеклетки поступают в яйцевод, где и происходит оплодотворение. Стенки яйцевода богаты железами, которые выделяют вещества, формирующие белок и оболочки яйца.

В центре яйца находится желток, окруженный тонкой желточной оболочкой. На поверхности желтка оплодотворенного яйца расположен зародышевый диск. Это зародыш птицы. Желток подвешен на двух плотных белковых канатиках. Нижняя часть желтка более тяжелая, чем верхняя. Поэтому независимо от положения яйца в гнезде зародышевый диск всегда находится сверху, ближе к теплому телу насиживающей птицы. Желток погружен в прозрачную вязкую жидкость — белок, который защищает развивающийся зародыш от механических повреждений, резких толчков и служит источником воды. Белок окружен мягкой кожистой подскорлуповой оболочкой, состоящей из двух слоев. В отложенном яйце из-за потерь влаги эти слои расходятся и на его тупом конце образуется воздушная камера.

Наружная известковая оболочка — скорлупа — пронизана мелкими порами. Через поры осуществляется газообмен между развивающимся зародышем и атмосферным воздухом. Плотная известковая скорлупа имеет защитное значение. Во время развития зародыша она частично используется на формирование его скелета. Снаружи скорлупа покрыта тонким матовым слоем — надскорлуповой оболочкой. Она защищает яйцо от проникновения в него бактерий. Поэтому яйца, предназначенные для длительного хранения, не следует мыть и протирать.

Развитие зародыша начинается еще в яйцеводе. Однако его быстрый рост и формирование происходят после откладки яйца в процессе насиживания, обеспечивающем оптимальную температуру (около 39 °С) и необходимую влажность.  Зародыш быстро развивается. К концу развития птенец заполняет собой всю полость яйца, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать легкими. Затем при помощи рогового бугорка на конце надклювья, называемого «яйцевым зубом», птенец пробивает скорлупу и выходит наружу.

У одних птиц (тетерева, рябчики, куры, утки,  страусы, журавли, дрофы, лебеди) птенцы вылупляются из яиц, одетые пухом, с открытыми глазами, они способны самостоятельно  передвигаться и следовать за взрослыми птицами. Таких птиц называют выводковыми. Птенцы другой группы выходят из яйца беспомощными, слепыми, голыми или слабо опушенными. В гнезде остаются долго (от 10 суток до 2 месяцев у разных видов птиц), нуждаются в выкарм-ливании, обогреве и защите. Такой тип развития птенцов называют птенцовым, или гнездовым. Количество откладываемых яиц у гнездовых птиц, как правило, меньшее,  чем у выводковых.

3. При изучении учебного текста используется прием  «Маркировочная таблица».

Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы

Учебный текст

Заботливые родители и необыкновенные дети

Саламандра-мать почти год, до следующей весны или лета, носит в яйцеводах несколько десятков развивающихся яиц. Собираясь рожать, приходит к ручью, и  освобождается от яиц. Личинки в них уже вполне сформировались, разрывают «скорлупки» и уплывают.

Саламандры альпийские рождают только двух потомков,  но зато вполне готовых для жизни на суше и крупных. Метаморфоз они прошли его еще до рождения в яйцеводых. Здесь случается следующее. Несколько десятков более поздних яиц слипаются в общую желточную массу. Получается питательный «бульон», в нем не рожденная еще личинка саламандры плавает, им же и кормится.

У исполинской саламандры самцы, выдворив самок, дежурят у яиц, вентилируют помещение, взмахами хвоста загоняя в норы свежую воду. Месяца через два отцовские заботы кончаются: личинки вывелись.

У амбистом личинки через год и позже превращаются во взрослых саламандр, а некоторые никогда не превращаются! Личинка, которая называются аксолотль, способны размножаться. Неотения (способность личинки размножаться) у него наследственная.

Некоторые южноамериканские лягушки  роют ямку в земле и в нее помещают икру в пенистой «упаковке». Затем засыпают землей. В воде, получающейся из пены, головастики быстро заканчивают превращение, и крохотные лягушата забираются на спину к отцу. Он терпеливо сидит рядом и ждет их появления, а потом носит на себе.

Пипа — существо в известной мере легендарное.  В начале XVIII века путешественники, вернувшиеся из-за океана,  писали о жабе, которая, чтобы уберечь детей от жизненных невзгод, превращается живую колыбель.                                    

Кожа на спине самки начинает  распухать и становится похожа  на надутую подушку. Икринки медленно погружаются в кожу спины.  Каждая ячейка с икринкой прикрыта сверху полупрозрачной крышечкой. Через 11—13 недель  лягушата (около двух сантиметров длиной), расстаются с матерью. Изгнание со спины может быть ускорено преждевременной линькой пипы: вместе со старой кожей теряет она тогда и детей.

Западной Европе есть еще и жабы-повитухи.  Икра «упакована» в длинные слизистые шнуры (до метра и больше). Самец тут же наматывает их на... свои бедра!  Потом вскидывает нелегкую ношу повыше на спину  прячется под корнями, в норах.

В Африке и в Южной Азии живут  жабы, для которых характерно живорождение.  У самок расширенные концы яйцеводов образовали некое подобие матки. Здесь   развиваются оплодотворенные яйца, затем зародыши. Рождаются они вполне сформированными.

Древесная лягушка квакша обитает среди листвы деревьев. Только весной плавают квакши в воде. Здесь и размножаются.   Дней через десять после икрометания  будут головастики. Интересно, что  у квакш перед метаморфозом они уж очень большие. У лягушки длиной в 3 см головастики достигают в длину

5 сантиметров. Это парадоксальное явление (личиночный гигантизм) у другой лягушки, южноамериканского псевдиса, еще более выражено: сама лягушка —

7,5 сантиметра, а головастик — 28 см.

4.  С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы.  «Толстый» вопрос предполагает развернутый  ответ (Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если?), а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ (Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли?). Этот прием может быть использован как на стадии вызова, так и на смысловой стадии.

5. Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда  ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока  учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них.  Если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.

Стадия рефлексии

1. Для развития зрительной памяти, быстроты реакции и внимания можно использовать прием  «Задание со сменой установки». Учитель предлагает ученикам  выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка  качества усвоения программного материала.  

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны  постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.          2. Прием «Синквейн» – это стихотворение, которое требует изложение большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

        Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств, выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строчка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия. Четвертая строка – фраза из  четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.   В пятой строчке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.  

1.        Лист

2.        Простой и сложный

3.        Поглощает, выделяет, испаряет.

4.        Создает органические вещества.

5.        Фотосинтез.

3.  Для  совместной рефлексии или активного повторения изученного можно использовать методический прием «Письмо по кругу». Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить  свою работу. Для этого в группу даются листы,  и на каждом записан свой вопрос (Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы предложили?). Ответы могут касаться не только изученного материала, но и самой организации  урока.

     4.        Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии: Что главное? Что новое? Что интересное? Чему научились?

Список литературы

1.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

3.      Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504

4.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

5.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.

6.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

7.      Зачесова Е.В. Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи». http://doob-054.narod.ru/RCMChP.html

8.      Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.

9.      Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.

10.  Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....