Самоанализ педагогической деятельности
статья на тему

Сокольникова Галина Александровна

Самоанализ педагогической деятельности необходим учителю во время процедуры аттестации, по модели аттестационная сессия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности учителя.

       Сокольникова   Галина   Александровна -    учитель  географии,  химии   МКОУ   Невельская ООШ, Тайшетский район - высшая квалификационной категория.

Успеваемость по географии и химии составляет 100%, качество знаний представлено в таблице:

Годы

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

География

67%

70%

72%

74%

84%

Муниципальный уровень

63,7%

65,1%

69,9%

Химия

46,5%

49%

51,5%

52%

54%

Муниципальный уровень

51,2%

50,7%

53,4%

   С 2009 года я исполняла обязанности ответственного организатора на экзаменах по математике и русскому языку, т.к. учитель географии и химии  подходит  по требованиям, предъявляемым к данной обязанности. На экзаменах по математике, я обратила внимание, что есть задания, которые очень напоминают практические работы по географии или расчётные задачи по химии, многие ученики  не помнят как их делать, или считают, что это вообще задания не по математике и не понимают, что от них требуется. В результате появляется проблема – учащиеся плохо справляются с заданиями интегрированного характера, не применяют свои знания, приобретённые на уроках географии и химии, в жизненных ситуациях. Эту проблему я решала на протяжении четырёх последних лет и хочу представить вашему вниманию всё, что у меня получилось.

 Свою деятельность я распланировала следующим образом:

  1. Диагностика учащихся с целью выявления и развития их интеллектуальных способностей.
  2. Самообразование и продуктивное использование новых образовательных технологий.
  3. Профессиональное творчество и участие в конкурсах.
  4. Внеурочная деятельность по предмету.
  5. Результаты работы.

       Входная диагностика учащихся проводилась  для шестиклассников в сентябре 2010 – 2011 учебного  года,  с целью выявления особенностей интеллектуального и психологического развития. В классе было 9 детей. Мною  использовался тест «Диагностика интеллектуального развития» опросник  Г. Дэвиса, по ответам которого можно судить о наличии творческих особенностей у учащихся.  Психологические особенности учащихся изучались совместно со школьным психологом. Результаты диагностики представлены  на диаграммах и свидетельствуют о недостаточном уровне развития интеллектуальных и творческих способностей.

Для решения  проблемы я начала со своего самообразования, которое  распределила на работу по методической теме, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах и РМО.

     Методическая тема, по которой я работала в течении межаттестационного периода, начиная с 2010-2011 учебного года: – «Интеграция предметов естественного цикла для развития познавательных способностей и успешной социализации учащихся», эта тема дополняет методическую тему школы «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования». Интеграция предметов естественного цикла, является актуальной для меня, т.к. я веду несколько предметов, являюсь руководителем ШМО естественно – математического цикла и прохожу профессиональную переподготовку по специальности «математика в образовании» в ИДО ВСГАО с 2012 года.

     Я изучила теоретические основы методики введения межпредметных понятий. Проанализировала программы по математики, географии, химии на предмет интеграции понятий. Проанализировала задания ЕГЭ и ГИА предметов естественно – математического цикла демонстрационных версий за 2013 и 2014  годы,  и пришла к  выводу, что задания имеют одинаковые формы ( Таблица№1. Задания  ЕГЭ и ГИА, которые имеют общий ход решения  по предметам  естественно – математического цикла).   В среднем 3-4 задания из ГИА и ЕГЭ по всем предметам естественно – математического цикла имеют одинаковый ход решения,  и зная об этом, мы можем оптимизировать подготовку к учащихся к государственной итоговой аттестации, не только по математике, но и по химии, физики,  биологии, географии.

      Свою работу я обобщила  и написала программу интегрированного элективного курса для 9 класса  «Естественно реальная математика», включающего подготовку учащихся не только по математике, но и по предметам естественного цикла.   Кроме того,  данный курс знакомит учащихся с некоторыми профессиями  естественно – математической направленности, для успешной социализации учащихся. Курс рассчитан на 34 часа и содержит три модуля: интеграция естественных наук с математикой; статистические характеристики; графики и диаграммы.

Учащиеся получат возможность более качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации по предметам естественно – математического цикла, решая задания интегрированного характера.

    Программа была написана в декабре 2013 года и ведётся с сентября 2014 года,  имеет рецензию ЦДО «Снейл», город Омск – рецензент:  кандидат  педагогических наук, доцент Ом ГПУ Н.А. Курганова.  Данная программа является частью моей дипломной работы «Развитие УУД – моделирование, посредством интегрированного элективного курса «Естественно – реальная математика», руководитель кандидат педагогических наук, доцент ВСГАО О.И. Бычкова.

24.03.14  –я представила программу на РМО учителей географии.

18.08.2014 – ЦДО «Снейл» г. Омск. I Всероссийский конкурс авторских программ - всего 158 программ по результатам ранжирования - 7 место из 15.

   Для меня самообразование не ограничено методической темой, когда вокруг так много интересного, а именно интернет технологии. Я прошла добровольную сертификацию в области ИКТ учителя естественно – математического профиля, участвую в проектах издательского дома «Первое сентября» - учитель цифрового века, имею личные кабинеты в интернет проектах всероссийских олимпиад «Олимпус», «ФГОС тест», «Центр талантливой молодёжи». С 2013 года в  соц. сетях работников образования имею свой мини сайт http://nsportal.ru/sokolnikova-galina-aleksandrovna  -для обмена опытом.  Имею профессиональное портфолио учителя от издательского  дома «Первое сентября»  - учителя.1сентября.рф/249-163-494/ обновляется раз в год по результатам совместной работы за учебный год – накопление результатов участие в проектах издательского дома «Первое сентября».

       Ещё одно направление в моей работе изучение и продуктивное использование новых образовательных технологий – для  повышение эффективности образовательного процесса. Из  современных педагогических технологий, которых  я использую в своей работе, наиболее значимая, для развития интеллекта и творческих способностей учащихся, является технология развивающего обучения (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), которая строится на следующих принципах:

- целенаправленное развитие личности на основе организации комплексной развивающей системы;

- активизация в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы личности учащегося;

-  вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

-  работа  над развитием всех детей.

– системность и целостность содержания; 
– ведущая роль теоретических знаний; 
– обучение на высоком уровне трудности; 
– продвижение в изучении материала быстрыми темпами; 
– осознание ребенком процесса обучения;

– проблематизация содержания.

Технология развивающего обучения позволяет не просто формировать знания основ наук, но осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Развивает ученика не знание, а специальное его конструирование.

       Профессиональное творчество и участие в конкурсах – ещё одно из направлений моей работы.

     Свои наработки по  методической теме я представляла среди учителей Тайшетского района. В 2012 году принимала участие в районном конкурсе «Мастер – класс» в номинации «Интеграция  содержания образования» - получила диплом II степени. 21.08.12 на РМО учителей географии протокол №1. Мастер – класс по теме: «Реализация комплексного подхода в обучении географии». 23.11.2010. - участие в районных педагогических чтениях «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» как руководитель ШМО -   грамота.

      На  уроках я использую огромное количество  демонстраций: видео роликов, анимаций, презентаций. Многие презентации к урокам я делаю сама. В  2011-2012 учебном году участвовала в конкурсе «Презентация к уроку»   от издательского дома «Первое сентября» - была  отмечена диплом лауреата конкурса. В декабре 2013г. участвовала в районном конкурсе учебно – методических разработок «Информационно – коммуникационные технологии в педагогической деятельности».

    В 2013-2014 учебном  году я принимала участие  I Международной  дистанционной общепедагогической олимпиаде для учителей «Современные вопросы педагогики». Ответы практической части олимпиады, данные мною, вошли в сборник лучших ответов, присланных учителями.

     В течение нескольких лет я разработала серию уроков о воде: «Реки», «Водные ресурсы», «Охрана вод Мирового океана», «Вода, растворы», данные уроки были опубликованы на «Фестивале педагогических идей» издательского дома  «Первое сентября», а также на сайте соц. сетей работников образования.

 Тема – «Вода» имеет и другой практический выход. В 2012 году,   ученица 9 класса Зюзька Наталья   с исследовательской работой «Химический анализ воды в реке Бирюса»,  на районной  НПК  была отмечена дипломом III степени,  на всероссийском  фестивале  исследовательских работ учащихся «Портфолио» - более интегрированная работа  «Экологический мониторинг воды в реке Бирюса» была отмечена дипломом лауреата  конкурса. В ходе подготовки этой исследовательской работы, мною была  написала адаптационная программа элективного курса для 9 класса «Экологический мониторинг поверхностных вод родного края» - 10 часов, одобрена для использования на МЭС протокол №46 от 27.04.2012.  В 2013 году в школе была проведена мета - предметная неделя «Вода на Земле», все предметники провели открытые уроки о воде (химия, физика, биология, история, русский язык, литература, технология) данная работа имела очень хороший результат , этом году запланировали подобный проект по теме «Земля – мать родная».

       Интеграция естественно – математических предметов отражается и в моём творчестве, мною разработаны интегрированные уроки «Вокруг света за…», «В гостях у функции». Урок  для 9 класса  по географии Иркутской области: «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере лесной зоны Иркутской области»,  о строительстве Тайшетского алюминиевого завода  был представлен мною в ИИПКРО,  на курсах повышения квалификации для учителей географии в 2014 году, в рамках уроков, которые построены исходя из требований ФГОС и я была отмечена благодарственным письмо  «за активное участие в проведении областных курсов повышения квалификации для учителей географии».

     Внеурочная деятельность по предмету проводится для более успешной социализации учащихся. Предметные  недели, проводимыми в школе, олимпиады, конкурсы, викторины, проекты, именно во время подготовки к этим мероприятиям даже у слабеньких ребят проявляется интерес к географии и химии, когда ребята видят,  где в жизни понадобятся знания, приобретённые ими на моих уроках. Кроссворды, туристические маршруты, проекты – лучшие работы учащихся выставляются в кабинете, для того, чтобы все могли посмотреть на работы и может быть,  кто то захочет сделать лучше!?

           Внеурочная деятельность по предмету представлена также факультативными занятиями –  для 5 класса – «я исследователь». Для  6 класса – «обж», программа факультатива написана мною, адаптационная, рассчитанная на 34 часа, рекомендована для использования на МЭС протокол №46 от 27.04.2012. Данная программа также интегрирована география – ориентирование, выживание в условиях автономии, биология – лекарственные растения, аптечка, первая медицинская помощь. Для 7 класса – химия пропедевтический курс.  Для 8 класса и 9 класса – элективные курсы – «экологический мониторинг поверхностных вод родного края» и «естественно – реальная математика».

      Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах, как внутри школьных, так и всероссийских и имеют следующие результаты:

2011-2012 учебный год  - Всероссийский конкурс   -«ЧИП», г. Новосибирск – 3 ученика.

2012-2013 учебный год – Всероссийский  конкурс «ЧИП», г. Новосибирск; «Гелиантус», г. Киров;  «Мультитест», г. Калининград -27 учеников.

2013-2014 учебный год – Всероссийские олимпиады -  «ФГОС тест»; «Олимпус» – г. Калининград; «Центр талантливой молодёжи» – г. Бийск; «Эрудиты планеты» г, Москва – 31 ученик.

Рожкова Виктория победитель олимпиады по географии «ФГОС тест»

   За организацию внепрограммных олимпиад и конкурсов имею благодарности и дипломы от орг. комитетов.

     Моё личное увлечение летом – это занятие на приусадебном участке и есть у меня ученики, которые с удовольствием откликаются на мою просьбу вырастить летом необычное растение и свой результат представить в виде проекта.  2013 году Шевченко Александра ученица 8 класса с работой «Выращивание рассады мелкоплодной ремонтантной земляники в торфяных таблетках» на районной конференции «Урожай 2013» заняла II место, а на всероссийском конкурсе  проектов учащихся «Портфолио» - диплом победителя. В 2014 году Рожкова Виктория ученица 8 класса с работой «Выращивание томатов в теплицах из сотового поликарбоната» на районной конференции «Урожай 2014» заняла III место.

    Ещё одно  моё увлечение – это вязание на спицах и крючком, в марте 2012 года, я принимала участие на выставке «Русь мастеровая» среди профсоюзных коллективов образовательных учреждений –  выставила данные работы и отмечена диплом II степени.

    Подходя к завершению самоанализа, я хотела бы представить  свою работу в виде ментальной карты. Ментальная карта – диаграмма связей, это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Впервые я познакомилась с данной формой записи, участвуя в интернет олимпиаде «Современные вопросы педагогики». В центре – стоит проблема «Учащиеся не применяют знания в жизненных ситуациях». От проблемы расходятся решения, которые в свою очередь расходятся на более конкретные дела, а в совокупности появилась целостная система и в моём случае  ещё одно условие: «один учитель – несколько предметов». Ведение в старших классах несколько предметов одним учителем приносит свои,  положительные результаты – прежде всего – я лучше узнаю своих учеников, на разных предметах одни и те же дети раскрываются по разному, а это способствует раскрытию их талантов.

     В заключении хотелось бы отметить, что по результатам итоговой диагностики, проведённой в 9 классе в 2013-2014 учебном году, видно, что у учащихся значительно повысился уровень интеллектуального развития. Из 9  учащихся, к выпускному классу осталось только семь, из  которых -  трое продолжили обучение в  10 классе, одна ученица поступила в медицинское училище и трое учащихся продолжают обучение в ПТУ №21 г. Тайшета на разных специальностях.

    На будущее планирую со следующего года, начинать работу по ФГОС, т.к. у пятиклассников появится география. Планирую работать по УМК «География 5-9 классы» под ред. В.П. Дронова, издательства «Дрофа».  

   Планирую поучаствовать в эксперименте от издательства «Дрофа» по апробации электронных учебников, которая стартует с сентября 2014 года.

«25» октября 2014    

Директор школы Л.М. Костробатова     _____________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоанализ педагогической деятельности учителя географии и химии МКОУ Невельская ООШ Сокольниковой Галины Александровны высшая квалификационная категория

Слайд 2

Успеваемость по географии и химии составляет 100%, качество знаний представлено в таблице: Годы 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 География 67% 70% 72% 74% 84% Муниципальный уровень 63,7% 65,1% 69,9% Химия 46,5% 49% 51,5% 52% 54% Муниципальный уровень 51,2% 50,7% 53,4%

Слайд 3

учащиеся плохо справляются с заданиями интегрированного характера, не применяют знания, приобретённые на уроках географии и химии, в жизненных ситуациях Проблема

Слайд 4

Диагностика учащихся с целью выявления и развития их интеллектуальных способностей. Самообразование и продуктивное использование новых образовательных технологий. профессиональное творчество и участие в конкурсах. Внеурочная деятельность по предмету. Результаты работы. Свою деятельность я распланировала следующим образом:

Слайд 5

Начиная с 2010-2011 учебного года работаю по методической теме: «Интеграция предметов естественного цикла для развития познавательных способностей и успешной социализации учащихся» методическая тема школы: « Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» Формирование у учащихся межпредметных понятий является одним из направлений достижения метапредметных образовательных результатов согласно (ФГОС) второго поколения. Интеграция предметов естественного цикла является актуальной для меня, т.к. я веду несколько предметов, являюсь руководителем ШМО естественно – математического цикла и прохожу профессиональную переподготовку по специальности «математика в образовании» в ИДО ВСГАО с 2012 года

Слайд 6

Работая по методической теме Я изучила теоретические основы введения межпредметных понятий. Проанализировала программы по географии, химии, математики на предмет интеграции понятий. Проанализировала задания ЕГЭ и ГИА по этим же предметам.

Слайд 7

П ришла к выводу в среднем 3-4 задания из ГИА и ЕГЭ по всем предметам естественно – математического цикла имеют одинаковый ход решения. мы можем оптимизировать подготовку к учащихся к государственной итоговой аттестации не только по математике, но и по химии, физики, биологии, географии .

Слайд 8

Изучение и продуктивное использование технологии развивающего обучения для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. Принципы развивающего обучения: Целенаправленное развитие личности на основе организации комплексной развивающей системы; Системность и целостность содержания; Ведущая роль теоретических знаний; Обучение на высоком уровне трудности; Продвижение в изучении материала быстрыми темпами; Осознания ребёнком процесса обучения; Активизация в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы личности учащегося; Проблематизация содержания; Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; Работа над развитием всех детей.

Слайд 9

Профессиональное творчество и участие в конкурсах 2012 год – районный конкурс «Мастер – класс» в номинации «Интеграция содержания образования» – диплом II степени. 21.08.12 «Мастер – класс» на РМО учителей географии по теме «Реализация комплексного подхода в обучении географии». 23.11.10. участие в районных педагогических чтениях «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» – грамота.

Слайд 10

2013-2014 учебный год - общероссийская олимпиада для педагогов «Современные вопросы педагогики», ЦДО « Снейл » г. Омск Сертификат участника Ответы практического задания вошли в сборник лучших работ учителей, принявших участие в олимпиаде Научилась составлять «Ментальную карту»

Слайд 11

Внеурочная деятельность по предмету 5 класс – факультатив «Я исследователь». 6 класс – факультатив «ОБЖ» – адаптационная, 34 часа МЭС, протокол №46 от 27.04.12. данная программа интегрированного характера: география – ориентирование в природе, выживание в условиях автономии; биология – первая медицинская помощь, лекарственные растения, ядовитые грибы и ягоды. 7 класс – факультатив «Химия – пропедевтический курс». 8-9 класс – элективные курсы «Экологический мониторинг поверхностных вод родного края», «Естественно – реальная математика».

Слайд 12

Спасибо за внимание

Слайд 13

Автор шаблона для презентации: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области сайт « http :// pedsovet . su /»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...