Здоровый человек - счастливый человек
проект на тему

Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_i_zdorove.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ Новолетниковская СОШ

Здоровый человек - счастливый человек

Автор: Соснова Оксана Алексеевна,

учитель  русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения Новолетниковская средняя школа высшей квалификационной категории

Зиминский район, Иркутская область

с. Новолетники, 2014

                   


                                             Здоровье — это самое ценное, что есть у человека.

                                                                                                       Н.А. Семашко

Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека.  Авторы, занимающиеся этим подходом: педагоги, психологи, медицинские работники: А.М. Амосов, П.К. Анохин, В.В. Колбанова, В.П. Казначеева,  Э.М. Казин,      Ю.П. Шорина, А.Т. Шурин [1,10,9,8,13]. Вопросы подготовки педагогических кадров к решению задач формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся нашли свою реализацию в исследованиях В.Г. Воронцовой, Г.К. Зайцева, И.В. Карнаевой, Н.Э. Касаткиной, Н.А. Литвиновой, Н.Г. Московцева, Т.А. Московцевой, Т.С. Паниной, Н.А. Скляновой [2,6,11,12,18,19]. В городе Иркутск этой проблемой занимались  Игольницина Л.М., Дзятковская Е.Н. [7]. В большинстве научных исследований по проблемам здоровья представлены различные аспекты изучения здоровья обучающихся: охраны здоровья детей, физического воспитания, двигательной активности школьников, формирования здорового образа жизни, создания общешкольной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья школьников.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.    При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

  •  внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
  •  принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной  

 деятельности педагогов;

  •  разработана программа здоровья в школе;
  •  с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся,    продумывается оформление школы;
  • организована медико-психологическая служба;
  • разработан и внедрен комплекс мер по поддержанию здоровья педагогических работников школ;
  • материально-техническая база позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережение участников образовательного процесса: для учащихся и сотрудников работают 11 кабинетов, спортивный зал, столовая, библиотека, компьютерный кабинет.

                  Формирование, укрепление и сохранение здоровья субъектов образования  мы рассматриваем как фактор их жизненного успеха, как одно из главных условий развития личности каждого ребенка. Изучение ценностных ориентаций и жизненных целей учащихся, проведенное в Новолетниковской школе, также показывает, что у 85 % обучающихся поддержание собственного здоровья и здоровья окружающих выступает на первое место. В то же время ежегодный анализ результатов углублённого медицинского осмотра показывает тенденцию к снижению количества здоровых учащихся и учителей.

           Здоровьесберегающая технология в образовании - это система различных целенаправленных воздействий на учебно-воспитательный процесс для психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизических и личностных состояний школьников в рамках системы образования, а именно:

- это образовательный процесс, направленный на интеллектуальное развитие обучающихся, формирующий  устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умения анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения. Ориентация педагогики на формирование у обучающихся ключевых компетенций: мобильности, исследовательского подхода, способности к коммуникации;

- технология психолого-педагогической поддержки личностного развития школьников с целью совершенствования их жизнеспособности;

- формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Предмет изменений:  компетентность педагогов; система оценки достижений обучающихся; учебные результаты школьников.

      Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им   задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.                                         Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им,  сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма;

  во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься доктора, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача;

  в-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. 

    Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство»

школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

     1)эколого-гигиенические (природно-средовые);

    2)организационно-педагогические; 
 3)психолого-педагогические. 
   А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

                      Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением  деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии  должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны  заниматься производительно-полезным трудом.

  Чтобы достичь эти результаты, педагогический коллектив изучал здоровьесберегающие технологии и на практике внедрял в урочную и внеурочную деятельность школы.  

 С 2008 года  стали традиционными:

  • утренняя зарядка под классическую музыку из цикла «Времена года»;
  • дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «В здоровом теле - здоровый дух»; ежегодный туристический слёт;  игра «Зарница»;
  • оформление информационных стендов о здоровом образе жизни «Если хочешь быть здоров»,   «Быстрее, выше, сильнее»,   «Спорт в школе»; «Афоризм на каждый день»: «Ежедневно нужно придумывать хотя бы одну мысль и делать хотя бы одно полезное дело!», «Сегодня самый счастливый день в моей

 жизни», «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди» Б.Шоу.

  • тематические родительские собрания и классные часы с привлечением медицинских работников и учителей: «Соблюдение личной гигиены», « Профилактика простудных заболеваний», «Режим школьника», « Витамины - наши друзья», «Правильное питание младшего школьника»,  «Уроки доктора Айболита»;
  • гимнастика для глаз;  
  • физкультурные минутки во время уроков (с применением  оригинальной гимнастики);  
  • спортивные секции (волейбол, баскетбол, пионербол), хореографический кружок;
  •    подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «Топотушки», «Автомобили», «День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает»;  
  • школьный и районный туристический слет, на котором команда учащихся и учителей  всегда занимают призовые места;
  • организация пришкольного лагеря «Берёзка» (акции «Скажи здоровью – да!», «Лесная аптека»);    
  • создание трудового отряда подростков (с 2006 года)  с целью благоустройства территории, организации занятости детей. Трудовой отряд   создан и для материальной поддержки несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, неполных, многодетных. Охват трудовым лагерем 25,4% от общего числа учащихся;
  • ведение кружков: «Ручная и токарная обработка древесины», «Рукоделие» «Художественная обработка бумаги», «Музыкальный фольклор», «Компьютерная технология и школьная газета»;  
  • ведение факультативных курсов: «Открытые миры», «Жизненные навыки», «Волшебный мир предков», «Основы рационального питания»,     «Этика общения», «Валеология», курс «Этика семейной жизни», «Краеведение», «Полезная прививка».

     Педагоги нашей школы при организации уроков и внеурочной деятельности руководствуются  следующими  принципами:

  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  • Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.
  •   Внедрение комплексных психолого-педагогических и медико-социальных подходов к проблемам профилактики употребления психоактивных веществ позволило определить положительную тенденцию по формированию  культуры здоровья и негативному отношению к употреблению психоактивных веществ: за исследованный период число подростков, употребляющих табачные изделия, уменьшилось на 5%;  не зарегистрировано случаев употребления школьниками  наркотических веществ.

   Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества.

       Несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества образовательного процесса в

целом.  

      Таким образом,  проблема здоровья школьников и сотрудников школы   в общеобразовательном учреждении, формирование, укрепление и сохранение здоровья субъектов образования мы рассматриваем как фактор их жизненного успеха, как одно из главных условий развития личности каждого ребенка.

                                                                                                                           


  1. Механизмы реализации. Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Этап

Задачи

Контроль

 Результат

Критерии результата

Ответственные

1 этап

подготовительный

Ознакомить коллектив учителей с основной концепцией здоровьесберегающих технологий.

Проведен вводный семинар по теме «Организация образовательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий»

90% учителей участие в семинаре

Фролова З.Д.

Разработать документацию по внедрению здоровьесберегающих технологий.

Разработан пакет документов:

- положение о внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;

- приказ  о создании творческой группы по разработке проекта;

- программа методической переподготовки кадров.

Утверждение пакета документов на педагогическом совете

 Соснова О.А.

Фролова З.Д.

Кожевникова Е.Ф.

Создать базу ресурсного обеспечения процесса здоровьесбережения.

Систематизация и подбор программного обеспечения по теме, подбор психологического инструментария.

12 психологических методик, мультимедийное программное обеспечение по всем предметам.

Кожевникова Е.Ф.

Разработать систему стимулирования педагогов и классных руководителей.

Разработаны оценочные показатели эффективности деятельности классного руководителя, учителя-предметника по воспитанию и здоровью

Оценочные показатели эффективности приняты на методическом  совете.

Положение о порядке, условиях и размере компенсационных и стимулирующих выплат работникам МОУ «Новолетниковская СОШ», обсуждено на педагогическом совете.

Соснова О.А.

Фролова З.Д.

2 этап

организационно-теоретический

Обеспечить научно-методическую и управленческую поддержку профессиональной переподготовки учителей в области здоровьесберегающих технологий.

- Выполнение педагогами практической части семинара;

-Написание  проектов классными коллективами в области здоровьесбережения.  

- Проведен годичный методический семинар «Здоровье - ценность образовательная»;

- Проведен семинар классных руководителей по оформлению классных проектов в области здоровьесбережения.

70% педагогов осознанно включились в работу семинаров.

Соснова О.А.

Фролова З.Д.

Зафиксировать уровень познавательных возможностей учащихся на входе в проект

Материалы диагностического среза

Проведена диагностика познавательных возможностей обучающихся 4-11 классов

90% учащихся 4-11 классов прошли  диагностику.

Кожевникова Е.Ф.

Разработка единых требований к уроку по здоровьесберегающим технологиям.

Разработана экспертная карта здоровьесберегающей характеристики учебного занятия  

Экспертная карта принята на методическом совете

 Фролова З.Д.

Разработка единых требований к содержанию классного проекта в области здоровьесбережения.

Разработана экспертная карта здоровьесберегающей характеристики классного проекта

Экспертная карта принята на методическом Совете

Фролова З.Д.

3 этап

практический

Внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Посещение уроков, анализ урока с использованиеметодик здоровьесберегающей характеристики учебного занятия;

анализ содержания и контроль за реализацией классных проектов по здоровьесбережению

Согласование планов уроков, проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий, взаимопосещение и обсуждение занятий;

Подготовка материалов методического сборника.

30 % учителей  открытые уроки по здоровьесберегающим технологиям - 30 % учителей;

 Проведение мастер-классов- 3;

Проведение серии  педагогических советов;

Подготовка    публикаций.

Работа по проекту - 50% классных руководителей

 Соснова О.А.

Фролова З.Д.

Выявить склонности и способности школьников на расширение их творческого потенциала.

Материалы диагностического среза

Проведен диагностика по методике ГИД в 4-11 классах

90% учащихся 4-11 класс прошли  диагностику.

Кожевникова Е.Ф.

4 этап

Заключительно-презентационный

Организовать систему мониторинга результатов внедрения здоровьесберегающих технологий.

Материалы диагностических замеров (тревожности, агрессивности, мотивации), данные углубленного медосмотра.

Снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение мотивации обучения.

Снижение заболеваемости.

Снижение  уровня тревожности на 20%, агрессивности на 25%, повышение качества обучения на 5-8% , увеличение количества творческих работ, представленных на конкурсах и олимпиадах  на 20%.

Снижение количества пропусков по болезни на 2%.

Соснова О.А.

Классные руководители.

Социальный педагог

Обобщить и распространить  опыт.

Издание методического сборника по теме проекта.

обобщение опыта работы -80% учителей

Кожевникова Е.Ф.


  1. Ресурсы

Ресурсы

Кадровые

Педагогический состав:12: 1 учитель – высшая категория;

6 -1 категории

80% педагогов владеют современными инновационными педагогическими технологиями, имеют опыт работы в проектах

Учебно-методические материалы

Дидактические материалы к семинару «Организация образовательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий»

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (материалы Н.К.Смирнова, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования)

Психологический инструментарий для психодиагностики обучающихся:

-диагностический кейс, в состав которого входят методики по диагностике умственных способностей учащихся, личностных отклонений подростков, интеллектуальный тест КЕТТЕЛЛА, тест тревожности, тест ТОРРЕНСА.  

Материально-техническая база

Оборудованные кабинеты: кабинет психологической разгрузки для релаксации; игровая комната, спортивный зал для снятия физического и умственного напряжения.

Для включенности каждого ребенка в исследовательскую деятельность имеются компьютерный кабинет, лаборатории  физики, химии, биологии.

Библиография

1. Амосов Н.М  Анохин. П.К.  Раздумья о здоровье. - М., 1997    

2. Воронцов В.Г. Состояние здоровья детей и задачи по его укреплению //педиатрия.1990, №8.

3. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. – 2008. - №2. – С. 35-39.

 4. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2011. - №2. – С.167 – 169.

5. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.

6. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья  учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.

 7. Игольницина Л.М.,  Дзятковская Е.Н. Программма. Здоровьесберегающие технологии.- Иркутск, 2001

8. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и  прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с

9. Казначеев В.П.Очерки теории и практики экологии человека. – М.,1994.

10. Колбанов В.В.,    Казначеев В.П. Педагогика здоровья. Ростов н/д:Издательство  «Учитель», 2003  

 11. Карнаева И.В. Агрессивность и её влияние на здоровье школьников// Школа здоровья. Т. 5. № 2

 12. Касаткина Н.Э. Трудное счастье совершенства. – СПб., 1997

 13.Казин Э.М.,   Кураев Г.А.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М., 1995

14.  Карсаевская Т. В. , Н.А. ЛитвиноваН.А .   ПанинаТ.С. Организацирнно- педагогические особенности управления детским учреждением. – М., 1995

15. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН) : Метод. пособие. – М., 2013. – 116с.

 16. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 139 с.

17. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 2008. – 221 с

18. Литвинова Н.А. Основы здорового образа жизни. – М., 2009

19. Московцев Н.Г.,   Московцева Т.А. Экология и здоровье. – М. 2002

20. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 56 с.

21. О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно – методическое пособие/ Под ред. В.Ф. Лехтман,  к.п.н., заслуженного учителя РФ. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 91 с. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. презентация "Что делает человека счастливым?"

Данная презентация может использоваться во внеклассной работе с учащимися и их родителями....

Внеклассная работа. презентация "Что делает человека счастливым?"

Данная презентация может использоваться во внеклассной работе с учащимися и их родителями....

Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов

Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...

Разработка классного часа "Проект будущего: счастливый человек"

Классный час на эту тему можно провести среди учащихся 5-7 классов.  Его цель: формирование жизненных приоритетов, стремления к саморазвитию....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

"Я. Мы. Счастливый человек"

Классный час для учащихся 5 класса на сполчение коллектива. Содержит конспект и презентацию....

Родительское собрание "Успешный ребенок" из цикла собраний "Жизненный путь счастливого человека"

Родительское собрание «Успешный ребенок»Холопова Екатерина СергеевнаМОУ «СОШ» с. КорткеросУчитель английского языкаЗА ОСНОВУ ВЗЯТА РАБОТА БОЙКО НАТАЛЬИ ЛЕОНИДОВНЫ "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБИРАНИЕ "УСПЕШНЫЙ РЕБ...