Рекомендации: Создание на занятии личностно -ориентированной ситуации
учебно-методический материал на тему

Андрущенко Анатолий Никифорович

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Что же такое личностный подход?
Личностный подход - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Создание на занятии личностно – ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков учащихся. 

                                     Раздел 1

Справочно – информационные сведения об опыте

1.      Тема опыта « Создание на занятии личностно – ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков воспитанников»

2.      Автор опыта: Андрущенко А.Н..

3.      Должность автора: педагог дополнительного образования.

4.      Степень новизны опыта:  поисково – изобретательский.

5.      Длительность функционирования опыта: с 2012 года.

6.      Опыт представлен материалами:

·        Настоящим описанием;

                              Раздел 2                                                                                Технологические сведения об опыте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации: Создание на занятии личностно -ориентированной ситуации.

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Что же такое личностный подход?
Личностный подход - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Создание на занятии личностно – ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков учащихся. 

                                     Раздел 1

Справочно – информационные сведения об опыте

1.      Тема опыта « Создание на занятии личностно – ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков воспитанников»

2.      Автор опыта: Андрущенко А.Н..

3.      Должность автора: педагог дополнительного образования.

4.      Степень новизны опыта:  поисково – изобретательский.

5.      Длительность функционирования опыта: с 2012 года.

6.      Опыт представлен материалами:

·        Настоящим описанием;

                              Раздел 2                                                                                Технологические сведения об опыте

1.      Актуальность

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблему использования новых технологий обучения и воспитания.  У педагогов есть возможности выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

  В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Однако часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы учащийся тратит много времени на выполнение, каких – либо заданий, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому необходимо не только познакомить его с системой научных знаний  об окружающей действительности, но и  научить учиться, т. е. вооружить общеучебными умениями и навыками.

 

2.      Цель опыта:      Обеспечить:

-личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося, то есть развитие тех качеств, которые помогут стать ему самоопределяющейся личностью;

-его интеллектуальное развитие, то есть развитие интеллектуальных  способностей, навыков мышления и т.п., которые обеспечат способность к осознанному саморазвитию;

-помощь занимающимся в формировании целостной картины мира как исходного основания для социокультурного самоопределения;

3.      Задачи:

- Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;

- Сравнить традиционный и личностно – ориентированный подходы к  учебно - воспитательному  процессу;

                          

4.Педагогические средства:

·        «Ситуация успеха»

·        «Рекомендации к подготовке, проведению и анализу»

·        «Критерии анализа личностно – ориентированного занятия»            

·        Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальной личности

·        Методическое сопровождение учебного занятия

5.Технология опыта

                               «Ситуация успеха»                                     

Первое место я отвел «ситуации успеха».

    Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой педагога, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше заниматься. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

   Во-первых, у учащихся возникает прилив энергии, они стремяться ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

   Во-вторых, успех, выпавший на долю учащегося, производит большое впечатление на его коллег. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

  В своей работе стремлюсь управлять такими ситуациями и вижу, что можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на всех занимающихся. Младшие учащиеся склонны считать самым главным то, за  что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости  от тех задач, которые стоят передо мною: тщательность выполнения  заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких- либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает мне решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

  В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих ребят, так как они свободно и с желанием выполняют задания, прислушиваются к моим советам. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию учащиеся обычно стараются не участвовать активно в работе команды, поэтому не приходиться и говорить об их успехах.  Редкие вспышки активности у таких занимающихся проходят бесследно и у них  отсутствует интерес к получению дополнительных умений и навыков.

  Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале  можно найти трудные и лёгкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. На занятии стараюсь предложить для начала  лёгкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть учащийся  познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей) повысить требования к нему.

   Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение учащегося будет относительным по сравнению с хорошо успевающими  коллегами, но для самого занимающегося оно будет значительным. Если оценить его относительно достижений более успешных ребят, то эффект воздействия сильно уменьшится. Занимающемуся не будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, я сравниваю  воспитанника не с другими коллегами по команде, а с его прежними результатами, т. е. оцениваю продвижение.

    При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная деловая обстановка занятия, увлечённость, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение педагога. Важен учёт и индивидуальных особенностей: один воспитанник быстрее вовлекается в работу, другой не  любит, чтобы на него обращали особое внимание, и т.д.

  Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова педагога, случайного конфликта с соседом. Продолжить работу можно так: организовать на занятии новые ситуации успеха, не связанные с предыдущими ситуациями; напомнить о предшествующих  успехах и определить новые задачи в рамках того же предмета.

        Личностно- ориентированное образование- это образование,     обеспечивающее развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Оно базируется на признании за каждым воспитанником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно- ориентированного обучения предоставляет каждому занимающемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, опыт, возможность реализовать себя в познании.

  Критериальная база личностно- ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений, и навыков сколько на сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

  «…Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны. Теперь нельзя уже утверждать, будто все люди рождаются с одинаковыми способностями. И не всё зависит только от одного воспитания. Ни один обучаемый нетождествен с другим. Каждый из них уникум в своём роде. Каждый из них не копия, а оригинал. Каждый одарён различными способностями, в различных степенях притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого - в другом.

   Даже родные братья, даже близнецы иногда резко отличаются один от другого во всех отношениях. У каждого своё стремление к развитию».

 Личностно- ориентированный подход в обучении требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Всё положительное, ценное из личных дарований и наклонений, как бы оригинально оно ни было, должно быть развито.

    Можно рассматривать личностно- ориентированное образование как одну из разновидностей развивающего образования. Специфика личностно ориентированного образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъктивность является своего рода побочным  продуктом и условием  развивающего обучения.

                 «Рекомендации к подготовке, проведению и анализу»                                                                                                                                      Важное место при подготовке занятия необходимо отвести разработке гибкого плана.  Он включает в себя:

 - определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов занятий;

 - подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность занимающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;

 - планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);

 - выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий ( пересказ, краткое изложение своими словами, демонстрация).

 - планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:

 - использование разных форм общения (монолога, диалога,) с учётом конкретных целей занятия;

 - проектирование характера взаимодействий в команде на занятии с учётом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.);

 - использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге « педагог- учащийся» и наоборот;

- предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы, коррекция по ходу занятия.

 

           Рекомендации к проведению урока

     Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к занятию, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться и представлятся, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.

Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача педагога - выявить и обобщить «версии» учащихся, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме занятия, целям и задачам предмета. Я в своей работе использую следующие рекомендации:

-Использование  разнообразных форм и методов организации занятия работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

-Создание атмосферы заинтересованности каждого воспитанника;

-Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий;

-Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому игроку, независимо от его готовности к занятию, проявлять инициативу, самостоятельность. Избирательность к способам работы;

-Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того , что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

-При опросе на занятии (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность. Стремление занимающихся искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

-При задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

      Критерии анализа личностно- ориентированного

                                          урока 

       -Создание педагогом в начале занятии положительного эмоционального настроя  на работу;

-Сообщение учащимся не только темы (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;

-Гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей занятий (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей;

-Стимулирование учащихся к выбору различных способов выполнения задания;

-Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего учащимся проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

 

                    Основные   особенности

      Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно- ориентированного занятия, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого учащегося, ставит педагог в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию- быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учащимся в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК ФОРМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ

Из многообразия трактовок «личностно-ориентированная ситуация»,  хочу выделить  ситуацию, где идет упор на своеобразнуюигру, смысл которой не в достижении цели, как у «дела», а в свободном в...

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики...

Методы создания личностно-ориентированной ситуации на уроке

  В свете требований новых ФГОС каждый учитель понимает  необходимость индивидуального, личностно- ориентированного подхода к учащимся, создания индивидуальной траектории развития каж...

Личностно-ориентированные ситуации на уроках математики

Мастерство учителя состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия с учениками на уроке представить и использовать как учебную. Учебные ситуации как элемент педагогической деятельност...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ».

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных...

«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»

Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процес...