Примеры компетентностно-ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД
статья на тему

Апрельская Валентина Ивановна

На конкретных примерах разбираются в статье приёмы компетентностно - ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД. Материал представляет интерес для преподавателей физики при рассмотрении вопросов, связанных с формированием метапредметных компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.ru_primery_zadaniy_po_formirovaniyu_uud.docx379.93 КБ

Предварительный просмотр:

Апрельская В.И.Задание 5.209.02.2015

Примеры компетентностно-ориентированных заданий по физике, направленных

на формирование и развитие УУД.

Примеры заданий

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Пример 1.

Работа в группах, 8 класс.

Проект

 (Практико-ориентированный )

Интерактивный модуль «Тепловые явления»

с возможностями:

  • Контроля знаний – интерактивный диктант
  • Самоконтроля - самопроверкой диктанта
  • Взаимоконтроля (в паре)
  • Повторения темы с раскрывающими понятия слайдами в ответах и видео вставками

    Ценность

 такого проекта заключается  в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Или, пример вот такого задания:

«Подготовьте презентацию по теме «Спутниковая связь и её роль в жизни человека»

Работа в группе,

 7 класс

(учебник физики для 7 класса А.В. Пёрышкина , соответствующий ФГОС)

УУД

  • Развитие своих способностей (практически любых в этом проекте)
  • Создание  интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному
  • Развитие своих личных пристрастий к тому или иному виду деятельности
  • Развитие

   творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремлённости, высокой мотивации.

  • Формирование  значимой для себя мотивации
  • Формирование любви к своей Родине (отбор видеоматериала с природой России в разное время года)

УУД

  • Овладение новыми  видами деятельности: использование различных управляющих кнопок в презентации, триггеров, анимации,..
  • овладение школьниками компетенциями в области ИКТ, сбора информации, пользования Интернет
  • умение анализировать актуальность темы, значимость проекта
  • умение выбора средств и методов, адекватных поставленным  целям
  • умение планировать, проводить проектные работы, оформлять и представлять результаты
  • умение приобретать компетенцию в выбранной сфере проекта
  • умение оценить значимость проекта, аргументирование актуальности проблемы
  • выработка рефлексии способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • формирование

 способности осознавать познавательную задачу

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации

УУД

  • Умение ставить конкретные и содержательные  цели
  • Умение ставить краткосрочные и перспективные цели
  • Умение прогнозировать
  • Умение оценить результат
  • Умение корректировать
  • Умение самоорганизации
  • Формирование ответственности
  • Формирование

 навыков адекватно воспринимать предложения

 и оценку учителей и одноклассников

  • Умение анализировать  достигнутые результаты в сравнении их с

планируемыми

  • Умения представлять результаты деятельности
  • Умения вносить необходимые коррективы в процессе деятельности
  • Умения осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
  • Умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность

выполнения действия

  • Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя
  • Умения планирования (в сотрудничестве) своей деятельности

УУД

  • навыки взаимодействия в группе
  • навыки восприятия и понимания различных людей
  • навыки самопознания
  • преодоление  эгоцентризма
  • совершенствование рефлексивных способностей
  • отработка ситуации предотвращения конфликтов
  • умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • допускать возможность существования у одноклассников

   различных точек зрения, в том числе не совпадающих со

   своей собственной

  • способность учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве

  • умение вести диалог, принимать точку зрения собеседника
  • умения высказывать свою точку зрения и

пытаться её обосновать, приводя аргументы

Пример  2.

Работа в паре,

 7 класс

(по учебнику физики для 7 класса А.В. Пёрышкина , соответствующий ФГОС)

    Исследовать,

 как зависит сила трения скольжения от рода соприкасающихся поверхностей;

выясните,  от чего зависит её модуль?

  • Выбрать необходимое оборудование,
  • составить и выполнить план исследования с подведением итогов
  • проанализируй и выбери только необходимые действия

УУД

  • способность к самооценке своих действий;
  • желание приобретать новые знания, умения,
  • совершенствовать имеющиеся
  • осознавать свои трудности стремиться к их преодолению
  • формирование  внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения

к обучению

  • развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам

 решения новой учебной задачи

УУД

  • Умение видеть проблему и ставить проблему,
  • Умение создания

 проблемной ситуации,

обеспечивающей возникновение вопроса;

  • умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
  • Умения искать решения проблемы, проводить исследования с поэтапным контролем и коррекцией
  • Умения и навыки проведения экспериментов
  • Умения делать выводы и умозаключения
  • Умение формулирования нового знания
  • Владение  рядом общих приёмов решения практических задач
  • Умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

   следственных связей

УУД

  • формирование умений учитывать выделенные учителем

  ориентиры    действия в

   новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  • формирование  активности  в учебном сотрудничестве
  • умения выполнять  необходимые действия, операции,
  • умения действовать по плану
  • умения вносить необходимые коррективы в процессе деятельности
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

  оценки и учёта характера сделанных ошибок

УУД

  • положительное отношение друг к другу
  • навыки взаимодействия в паре
  • коррекция самооценки и уровня притязаний
  • совершенствование  рефлексивных способностей
  • развитие  положительной самооценки
  • формирование  чувства уверенности в себе и осознание себя в новом качестве
  • умение снижать при работе в паре уровень конфликтности
  • ориентироваться на позицию партнёра в

   общении и взаимодействии

  • умение вести диалог, принимать точку зрения собеседника

C:\Users\Aipril\Desktop\МИНИ сайт\1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Статья: «Инновационные педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода на уроках физики"

Компетентностно-ориентированный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...

Примеры заданий по физике направленные на формирование естественно - научной грамотности.

Приведены примеры заданий, которые можно применять на уроках  физики по формированию естественно- научной грамотности....

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...