Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»
методическая разработка по химии

Нуриева Зульфира Зуферовна

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Учитель химии муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия № 175»

Советского района города Казани

Нуриева Зульфира Зуферовна

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Изучая химию в школе, с точки зрения образовательного процесса, мы, учителя:

- формируем у детей научную картину мира, т.е. формируем системное мышление;

- развиваем умения ориентироваться в огромном потоке информации;

- формируем ценностные отношения к  науке и научным знаниям;

- развиваем умения использования знания на практике;

- формируем творческое мышление;

- воспитываем экологическую культуру.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетенциями:

- научно объяснять явления    

  • применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явлений;
  • распознавать, использовать и создавать объяснительные модели представления;
  • делать и научно обосновывать  прогнозы о протекании процесса или явления;
  • объяснять принцип действия технического устройства или технологии

- оценивать и планировать научные исследования

  • распознавать и формулировать цель данного исследования;
  • предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
  • выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

- научно интерпретировать данные и доказательства

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
  • преобразовывать одну форму представления данных в другую;
  • распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
  • оценивать с научной тоски зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:

  • здоровье
  • природные ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологий

При этом контексты рассматриваются на трех уровнях:

  • Личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями)
  • Местный/национальный (связанный с проблемами данной местности или страны)
  • Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

При выполнении заданий от учителя требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях:

  • с точки зрения содержания – экологические вопросы,
  • с точки зрения компетенций – методы научного использования.

Уровни познавательных действий:

  • низкий
  • средний
  • высокий

В чем сложность заданий, которые формируют естественнонаучную грамотность?

Нам, учителям необходимо опираться на базу знаний – это знания о веществах, это умения обращаться с веществами, это умения делать расчет. Это знание химии и химической кинетики. И все это складывается в интеллектуальную сложность, которая определяет трудность того или иного задания.

Примеры практико-ориентированных заданий (задач)

Тема «Растворы»

Задача 1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793,2 мл воды.)

Задача 2. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

Вопросы:

1. Какую формулу имеет кристаллический йод?

2. Что значит «приготовить раствор»?

3. Сделайте по условию задачи необходимые расчёты для приготовления раствора.

Тема: «Типы химических реакций»

Задание 1. Все знают перекись водорода, вещество, которое используется для обработки ран. Оно имеет формулу H2O2 . При хранении этого вещества на свету оно разлагается на воду и газообразный кислород. Напишите уравнение химической реакции разложения перекиси водорода. Расставьте коэффициенты. Определите тип реакции обработки ран.

Задание 2. Пользуясь таблицей растворимости,

1) найдите реакции ионного обмена, которые идут до конца:

  1. BaCl2 + AgNO3→Ba(NO3)2 + AgCl↓
  2. Cu(ОН )2 + НCl→CuCl2 + H2O
  3. Pb(NO3 )2 + Na2S→PbS↓ + Na NO3
  4.  MgCl2 + K2SO4→MgSO4 + KCl
  5. HNO3 + ZnSO4→H2SO4 + Zn(NO3 )2
  6. Ca(NO3 )2 + H3PO4→Ca3 (PO4 )2↓ + HNO3
  7. Ba(NO3 )2 + Na2SO4→BaSO4↓ + NaNO3

2) Расставьте коэффициенты.

3) Составьте  уравнения этих реакций в полном и сокращенном ионном виде.

Задания ВПР

Задание №4.  Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А  содержится 4 протона, а в атоме элемента Б – протонов в 4 раза больше.

4.1. Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, определите химические элементы А и Б.

4.2. Укажите номер периода и номер группы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен каждый химический элемент.

4.3. Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами.

4.4. Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б.

Ответы запишите в таблицу.

Элемент

Название химического элемента

Номер

Металл или неметалл

Формула высшего оксида

периода

группы

А

Б

Задание №5.  

Восьмиклассница Даша съела на полдник одно яблоко массой 140 грамм.

5.1. Используя данные приведенной ниже таблицы, определите, какую массу витамина С (в мг.) получил организм ученицы. Ответ подтвердите расчетом.

Содержания витамина С в некоторых фруктах

Фрукт

апельсин

груша

Мандарин

Хурма

Яблоко

Содержания витамина С, мг на 100г

60

5

38

15

10

Решение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания ЕГЭ

Задание №29

Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование воды в качестве среды протекания реакции

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH = Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O

2  Mn+7 + ē → Mn+6

1  S+4 – 2ē → S+6

Сульфит натрия (или сера в степени окисления +4) является восстановителем.

Перманганат калия (или марганец в степени окисления +7) – окислителем

Критерии оценивания

Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

• выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции;

• составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель 2балла

Правильно записан один элемент ответа - 1балл

Все элементы ответа записаны неверно - 0 баллов

Максимальный балл 2

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, которое вступает с этой кислой солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

2NaHCO3 + 2KOH = Na2CO3 + K2CO3 + 2H2O

 2Na+ + 2HCO3+ 2K+ + 2OH= 2Na+ + 2K+ + 2CO32– + 2H2O

 HCO3 + OH = CO32– + H2O

Критерии оценивания

Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

 • выбраны вещества и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена;

 • записаны полное и сокращённое ионное уравнения реакций - 2 балла

 Правильно записан один элемент ответа – 1 балл

Все элементы ответа записаны неверно - 0 баллов

Максимальный балл - 2

    Интегративные задания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии, биологии, физике, географии и повседневной жизнью человека, а также физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся понимают о том, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. Интегративные задания способствуют развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления

  • Естественнонаучная грамотность -  это составляющее звено в формировании функциональной грамотности.
  • Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира

Список литературы:

1. Блинова Е. Что такое контекстная задача? http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815

  1. Добротин Д.Ю. Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ по химии 2022 год
  2. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47.
  3. Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 класс, Москва, «Вако», 2014
  4. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А., Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№175» Советского района города Казани Учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №175» Советского района г. Казани Нуриева Зульфира Зуферовна Казань 2022 год

Слайд 2

Цель Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии через практико-ориентированные задания (задачи) Задача Повышение уровня естественнонаучной грамотности учащихся, через модернизацию содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования

Слайд 3

Изучая химию в школе, с точки зрения образовательного процесса, мы учителя: - формируем у детей научную картину мира, т.е. формируем системное мышление; - развиваем умения ориентироваться в огромном потоке информации; - формируем ценностные отношения к науке и научным знаниям; - развиваем умения использования знания на практике; - формируем творческое мышление; - воспитываем экологическую культуру.

Слайд 4

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Слайд 5

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетенциями: научно объяснять явления применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явлений; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели представления; делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления; объяснять принцип действия технического устройства или технологии оценивать и планировать научные исследования распознавать и формулировать цель данного исследования; предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки научно интерпретировать данные и доказательства анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; преобразовывать одну форму представления данных в другую; распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; оценивать с научной тоски зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Слайд 6

Основное требование к заданиям по оцениванию ЕНГ Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих ЕНГ, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам . : Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям: • умение, на оценивание которого направлен вопрос; • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе; • контекст; • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса. Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности

Слайд 7

Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу , а относится к одному из следующих контекстов : здоровье природные ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологий : При этом контексты рассматриваются на одном из трех уровней : Личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями) Местный/национальный (связанный с проблемами данной местности или страны) Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Слайд 8

Уровни познавательных действий: Низкий Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице. Средний Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков. Высокий Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Слайд 9

Практико-ориентированные задания (задачи) Тема «Растворы» В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793,2 мл воды.) Задача2 Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл? Вопросы: 1. Какую формулу имеет кристаллический йод? 2. Что значит «приготовить раствор»? 3. Сделайте по условию задачи необходимые расчёты для приготовления раствора. Задача1

Слайд 10

Практико-ориентированные задания (задачи) Тема «Типы химических реакций» Все знают перекись водорода, вещество, которое используется для обработки ран. Оно имеет формулу H 2 O 2 . При хранении этого вещества на свету оно разлагается на воду и газообразный кислород. Напишите уравнение химической реакции разложения перекиси водорода. Расставьте коэффициенты. Определите тип реакции обработки ран. Задание2 Задание 2. Пользуясь таблицей растворимости, 1) найдите реакции ионного обмена, которые идут до конца: BaCl 2 + AgNO 3 →Ba(NO 3 ) 2 + AgCl↓ Cu( ОН ) 2 + Н Cl→CuCl 2 + H 2 O Pb(NO 3 ) 2 + Na 2 S→PbS↓ + Na NO 3 MgCl 2 + K 2 SO 4 →MgSO 4 + KCl Ba(NO 3 ) 2 + Na 2 SO 4 →BaSO 4 ↓ + NaNO3 2) Расставьте коэффициенты. 3) Составьте уравнения этих реакций в полном и сокращенном ионном виде. Задание1

Слайд 11

Задания ВПР . : Задание №4 . Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А содержится 4 протона, а в атоме элемента Б – протонов в 4 раза больше 4.1. Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, определите химические элементы А и Б. 4.2. Укажите номер периода и номер группы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен каждый химический элемент. 4.3. Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами. 4.4. Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б . Ответы запишите в таблицу Элемент Название химического элемента Номер Металл или неметалл Формула высшего оксида периода группы А Б

Слайд 12

Задания ВПР . : Задание №5 . Восьмиклассница Даша съела на полдник одно яблоко массой 140 грамм. 5.1. Используя данные приведенной ниже таблицы, определите, какую массу витамина С (в мг.) получил организм ученицы. Ответ подтвердите расчетом. Содержания витамина С в некоторых фруктах Решение______________________________________________________________________________________________________________________________ Фрукт апельсин груша Мандарин Хурма Яблоко Содержания витамина С, мг на 100г 60 5 38 15 10

Слайд 13

Задания ЕГЭ Задание №29 Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование воды в качестве среды протекания реакции : Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель .

Слайд 14

Задания ЕГЭ Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: • выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции; • составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель 2балла Правильно записан один элемент ответа - 1балл Все элементы ответа записаны неверно - 0 баллов Максимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + 2KOH = Na 2 SO 4 + 2K 2 MnO 4 + H 2 O 2 Mn +7 + ē → Mn +6 1 S +4 – 2ē → S +6 Сульфит натрия (или сера в степени окисления +4) является восстановителем. Перманганат калия (или марганец в степени окисления +7) – окислителем : Критерии оценивания

Слайд 15

Задания ЕГЭ Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: • выбраны вещества и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена; • записаны полное и сокращённое ионное уравнения реакций - 2 балла Правильно записан один элемент ответа – 1 балл Все элементы ответа записаны неверно - 0 баллов Максимальный балл - 2 Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, которое вступает с этой кислой солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ. допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 2NaHCO 3 + 2KOH = Na 2 CO 3 + K 2 CO 3 + 2H 2 O 2Na + + 2HCO 3 – + 2K + + 2OH – = 2Na + + 2K + + 2CO 3 2– + 2H 2 O HCO 3 – + OH – = CO 3 2– + H 2 O : Критерии оценивания Задание №30

Слайд 16

Комментарий к заданиям • Сама описанная в задании ситуация представляет собой не знакомый учащимся материал, и именно на этом новом материале им предлагается для демонстрации естественнонаучной грамотности. • В соответствии с этой же моделью могут разрабатываться новые задания: как опирающиеся в основном на содержание какого-то одного предмета, так и межпредметные.

Слайд 17

Заключение Естественнонаучная грамотность - это составляющее звено в формировании функциональной грамотности. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Подборка задач на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии....

Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии...

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии...

серия уроков по химии, направленная на формирование и развитие читательской грамотности

Химия - довольно сложный предмет для освоения учащимися. В своей педагогической практике столкнулась с проблемой: дети  заучивают правила, формулы, уравнения и не находят дальнейшего применения з...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Материал по обобщению опыта по формированию функциональной грамотности на уроках химии...