серия уроков по химии, направленная на формирование и развитие читательской грамотности
план-конспект урока по химии (8, 9 класс)

Вельяминова Наталья Владимировна

Химия - довольно сложный предмет для освоения учащимися. В своей педагогической практике столкнулась с проблемой: дети  заучивают правила, формулы, уравнения и не находят дальнейшего применения знаний в своей жизни. Обучение «на память и ради хорошей оценки, а не на развитие мышления и получение образования», меня крайне не устраивало. Неудовлетворённость  результатами детей, требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), позволили мне пересмотреть деятельность к организации и содержанию  обучения  моих учеников.  Согласно ФГОС, обучение и развитие личности должно быть нацелено на результат: формирование у обучающихся универсальных учебных действий, ключевое положение среди которых занимают познавательные умения (умение извлекать информацию, представлять, анализировать информацию, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.). Именно познавательные умения обеспечивают интеллектуальное развитие обучающегося, что способствует повышению качества усвоения предметных знаний и получению важного метапредметного результата - смыслового чтения.

В логическом ключе обозначенной  цели, мною с 2018 года, проводилась работа над методической темой: «Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения в обучении химии». Условием становления опыта явилось обучение на курсах: «Развитие у обучаемых читательской грамотности дидактическими средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин», «Применение критериальной системы оценивания учебных достижений, обучающихся при реализации ФГОС на основе Способа диалектического обучения», серии семинаров по читательской грамотности, проводимых ККИПКиППРО и вебинаров группы компаний «Просвещение».

В рамках работы над методической темой, мною  разработана серия уроков: «Моль-количество вещества», «Щелочные металлы», «Галогены», «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Принцип Ле Шателье-Брауна», комплект дидактических материалов по теме: «Соли»,  мероприятие по внеурочной деятельности «Научное кафе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щелочные металлы

    В первой группе, в главной подгруппе  Периодической системы химических элементов  Д.И. Менделеева находятся элементы с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами- щелочные металлы: литий Li, натрий Na, калий К, рубидий Rb, цезий Cs и франций Fr. Франций – редкий радиоактивный элемент.

Это серебристо-белые мягкие вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Все они лёгкие и легкоплавкие, причём, как правило, плотность их возрастает от лития к цезию, а температура плавления, наоборот, уменьшается.

На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра (см. рис.1), поэтому они его легко отдают и являются очень сильными восстановителями. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1.

C:\Users\xxx\Desktop\щелочные металлы\img_user_file_54eadb4c1eac1_5.jpg

Рис.1       Радиусы атомов элементов I-А подгруппы

Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами. Однако, при взаимодействии с кислородом, только литий образует оксид:

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F_9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%BD/14.6.jpg

Натрий образует пероксид, а калий – надпероксид.

K + O2 →KO2

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F_9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%BD/14.5.jpg

Все щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют вещество, в котором индикатор фенолфталеин изменяет свою окраску и становится малиновым. Так, в ходе реакции замещения, при взаимодействии лития с водой, образуется LiOH, смазка приготовленная на его основе не замерзает при t= - 50C.  На этой смазке безотказно работают тягачи в посёлке «Мирный» в Антарктиде.

Зная энергичный характер щелочных металлов, автолюбители-химики время от времени используют лайфхак для определения разбавленности бензина водой с помощью металлического натрия.

          В природе, щелочные металлы встречаются в виде солей, наибольшее распространение получили соли калия и натрия.  Натрий занимает шестое место среди всех элементов на нашей планете. Неудивительно, что с соединениями натрия наши предки познакомились давно. Вам хорошо известна поваренная, или каменная, соль (хлорид натрия) NaCl. Без этой соли невозможна жизнь животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец в крови; определяет ритм сердца; в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. В год каждый человек с пищей потребляет около 8 кг поваренной соли. Недаром говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». На самом деле это не так уж много: за год вдвоём и будет съеден пуд соли.

В организме человека и животных калий присутствует в виде солей. Количество данного элемента в организме составляет около 160-250 г, или примерно 0,23% от общего веса человека. Так, находясь в клетках организма,  ионы калия вместе с ионами натрия, регулируют содержание в них уровня воды, поддерживая водный баланс. Эта комбинация элементов также поддерживает постоянство электролитного и кислотно-щелочного баланса, предотвращая различные неблагоприятные реакции во внутренней среде. Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5 г калия. Наиболее богаты калием белые грибы, персик, курага.

Электронная версия учебника О.С. Габриелян. Химия 9 классhttp://xn--24-6kct3an.xnp1ai/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F_9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%BD/14.html

Задания к тексту

1. Прочитайте текст, сформулируйте определение ключевого понятия текста (2 балла  верное определение).

Понятие

Определение понятия

Щелочные металлы

Предполагаемые ответы

Понятие

Определение понятия

Щелочные металлы

Металлы, расположенные в I-А подгруппе ПСХЭ, имеющие на внешнем энергетическом уровне один электрон, выступающие в роли восстановителей в химических реакциях.

2. В восьмом абзаце  текста используется образное выражение «чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Сформулируйте суждение, объяснив, как вы понимаете это высказывание. Рассчитайте, сколько килограммов соли нужно съесть за год, чтобы узнать человека (за суждение 2 балла, за верный расчёт кг 1 балл, макс. 3 балла).

Предполагаемые ответы

Высказывание «пуд соли съесть» означает хорошо узнать человека.

За год один человек съедает 8 кг соли, два человека съедят 16 кг. За год два человека съедят пуд соли. Следовательно, один пуд соли равен 16 кг.  

3. Сравнить свойства калия и натрия. Назвать 2 наиболее важных общих признака и 2 отличительных. Ответ сформулировать в виде суждений по карточке №3 (по 2 балла за каждое верное суждение; макс. 8 б.).

Общие признаки:

1)

2)

 Отличительные признаки:

1)

2)

Предполагаемые ответы

Общие признаки:

1) Так же,  как  и калий, натрий имеют по одному электрону на внешнем  энергетическом уровне.

 2) Так же, как и  калий, натрий выступают в роли восстановителей в химических превращениях.

Отличительные признаки:

1) В отличие от калия, который при взаимодействии с кислородом образует надпероксид, натрий при взаимодействии с кислородом образует пероксид натрия.

2) В отличие от неактивных металлов, которые не взаимодействуют с водой при обычных условиях, щелочные металлы способны вступать во взаимодействие с водой при обычных условиях с образованием щелочей.

  4. Обосновать истинность, или ложность высказывания: «Щелочные металлы получили такое название, потому что их атомы входят в состав щелочей».

(верное рассуждение 1-2 балла).

Предполагаемые ответы

Щелочные металлы – это металлы, которые при взаимодействии с водой образуют щёлочи. Щелочи – это растворимые в воде основания. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогруппы, способной замещаться на кислотный остаток в реакциях обмена. Следовательно, щелочные металлы получили такое название, потому что образуемые продукты реакции в результате взаимодействия щелочных металлов с водой, являются растворимыми основаниями и состоят из атомов щелочных металлов и гидроксогрупп. Значит, данное высказывание является истинным.

5. Ответьте на вопросы-суждения (по 2 балла за каждое суждение, максимально 4 балла).

1) Чем объяснить, что щелочные металлы в природе встречаются в виде солей?

Предполагаемый ответ

Щелочные металлы в природе встречаются в виде солей, потому что они активно вступают во взаимодействие со многими веществами. Наиболее энергично реагируют с водой с образованием щелочей. Щелочи обладают способностью разъедать живые ткани организмов.

2) Вследствие чего химики-автолюбители могут использовать  лайфхак для определения разбавленности бензина водой с помощью металлического натрия?

Предполагаемый ответ

Химики-автолюбители могут использовать  лайфхак для определения разбавленности бензина водой с помощью металлического натрия, потому что натрий активно вступает в реакцию с водой с образованием щелочи и  выделением газа водорода. По выделяющимся пузырькам газа, автолюбитель сможет сделать вывод о наличии воды в бензине.

6. Используя информацию из текста, восстановить пропущенные компоненты в причинно-следственных связях (по 1 баллу за каждый компонент; максимально 3 балла).

Причина

Следствие

Хранят под слоем керосина, или вазелина

Размер радиуса калия, больше, чем размер радиуса атома натрия

Фенолфталеин становится малиновым

Предполагаемый ответ

Причина

Следствие

Щелочные металлы активно взаимодействуют с водой

Хранят под слоем керосина, или вазелина

Размер радиуса калия, больше, чем размер радиуса атома натрия

Калий является более сильным восстановителем (калий легче отдаёт электроны, чем натрий)

К  щелочи добавили фенолфталеин

Фенолфталеин становится малиновым



Предварительный просмотр:

Химия. 9 класс. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье-Брауна.

Вельяминова Наталья Владимировна

 МБОУ «СОШ №1» г.Бородино

Цели урока:

1. Образовательно-развивающие цели:

1.1. применение обучающимися опорных понятий: скорость химической реакции, концентрация, реагенты, продукты реакции, катализатор, ингибитор, химическое равновесие.

1.2. овладение обучающимися универсальных учебных действий (УУД):

познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, поведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения,  классификация объектов, классификация объектов, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах.

регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий с его результатов, самооценка, взаимопроверка и взаимооценка.

коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учащимися и учителем, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и лексическими нормами языка.

1.3. Овладение учащимися специальными (предметными) умениями: выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями ТБ и ПБ, характеризовать факторы, влияющие на скорость химической реакции, приводить единичные примеры.

II. Воспитательные цели:

2.1. формирование мировоззрения обучающихся с использованием философских категорий: причина-следствие, общее-частное.

2.2. формирование  личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивающие.

Заявка на оценку:

«5» 16 б.  и выше

«4» 13-15б.

«3» 9-12б.

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку (наличие принадлежностей)

2. Приветствие

3. Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями

4.Планирование оценки

5. Выбор арбитров

Проверяют готовность к уроку, планируют оценку, выбирают арбитра.

Задание №1

Ярмарка понятий: скорость химической реакции,  концентрация, реагенты, продукты реакции, катализатор, ингибитор, химическое равновесие.

 Раскрыть понятия (фронтальная работа)

1б. за понятие

(всего 7 б.)

Скорость химической реакции- это изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени.

Концентрация- это величина, количественно характеризующая содержание компонента  относительно всей смеси.

Реагенты- вещества, вступающие в химическую реакцию.

Продукты реакции- вещества, образующиеся в результате химической реакции.

Катализатор- вещество, ускоряющее скорость химической реакции, но само при этом не расходуется.

Ингибитор- вещество, замедляющее скорость химической реакции, но само при этом расходуется.

Химическое равновесие- это состояние системы, при котором скорости прямой и обратной реакции равны.

 Сообщение темы урока. Определение познавательных целей

- Тема урока. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1б. за предложение цели.

Задание №2

 Выполнение  демонстрационных опытов в парах (простая кооперация):

1) взаимодействие порошка мела  и кусочка карбоната кальция с соляной кислотой,

2) взаимодействие порошка оксида меди (II) с соляной и серной кислотами,

3) взаимодействие порошка оксида меди (II) с серной кислотой при комнатной температуре и при нагревании,

4) действие  порошка оксида марганца (IV) на пероксид водорода

5) взаимодействие цинка с 10% и 30% растворами соляной кислоты.

Обучающимся необходимо записать видимые признаки химических реакций и факторы, влияющие на скорость реакции) (индивидуальный труд).

После происходит объединение  в группы (сложная кооперация): 1 группа обсуждает первый демонстрационный опыт, вторая-второй демонстрационный опыт и т.д.

Индивидуальная проверка за счёт озвучивания правильных ответов представителями от групп.

1б. за соблюдение ТБ каждой паре,  1б.- выступающий от группы (при правильном ответе),

5 б. ( 1 б. за верное указание фактора, влияющего на скорость химической реакции.)

Задание №3

Решить задачу (индивидуальный труд)

Вычислите, во сколько раз увеличится скорость химической реакции при повышении температуры с 30 до 70 градусов, если температурный коэффициент скорости  равен 2?

Ход решения записывает ученик на доске, верно выполнивший задание.

Самопроверка

Самооценка

2б. (1 б. за верную запись формулы, 1б. за решение)

Решение:

По правилу Вант-Гоффа

υ=υ0·γ(t2-t1)/10

По условию задачи требуется определить υ/υ0:

υ/υ0=2(70-30)/10= 24= 16

Задание №4

 2НВr (г) ↔ Н2 (г) + Вr2 (г) - Q

Используя карточку№3, составить суждения на влияние температуры и концентрации на данную реакцию.

 I вариант – укажите условия смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции (задание выполняют в тетради)

II вариант – укажите условия смещения химического равновесия в сторону обратной реакции (задание выполняют в тетради)

После, представители первого и второго вариантов объединяются в группы. Заслушиваются представители от групп. Верные ответы отражаются на слайде.

Самопроверка и самооценка.

По 2 б. за суждение (4б.)

Также как и увеличение концентрации бро моводорода, так и отвод продуктов реакции из системы (уменьшение концентрации продуктов реакции), смещает равновесие в сторону продуктов реакции.

Помимо увеличения концентрации реагентов, повышение температуры способствует смещению химического равновесия в сторону прямой реакции.

Наряду с уменьшением концентрации реагентов, увеличение концентрации продуктов реакции приводит к смещению химического равновесия в сторону обратной реакции.

Помимо уменьшения концентрации бромоводорода, понижение температуры  смещает химическое равновесие в сторону обратной реакции.

Задание №5

Составить по два вопроса-понятия и два вопроса-суждения к понятиям, которые вы сегодня приобрели на ярмарке понятий.

Ответы сформулировать в форме суждений.

(индивидуальный труд).

1б. за вопрос-понятие, 2 б. за вопрос-суждение

(всего 6 б.)

Что такое скорость химической реакции?

Скорость химической реакции- это изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени.

Что такое катализатор?

Катализатор- вещество, ускоряющее скорость химической реакции, но само при этом не расходуется.

Почему ингибитор замедляет скорость химической реакции?

Ингибитор- вещество, замедляющее скорость химической реакции, но само при этом расходуется.

Поэтому при введении ингибитора в химическая реакция замедляется.

Каким образом температура влияет на скорость химической реакции?

Чем  выше температура, тем быстрее протекает химическая реакция

Подведение итогов работы на уроке

подсчет баллов, соотнесение полученного результата с планируемой оценкой, выявление причин неудач и планирование действий для получения желаемого результата.

Подсчитывают баллы, выявляют причины неудач

Домашнее задание  (п.5,  с.22- 26.  Составить задачу на тему скорость химической реакции, принцип равновесия).



Предварительный просмотр:

Химия. 9 класс. Галогены- химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства галогенов.

Вельяминова Наталья Владимировна

 МБОУ «СОШ №1» г.Бородино

Цели урока:

1. Образовательно-развивающие цели:

1.1. применение обучающимися опорных понятий: галогены, атом, энергетический уровень, простые, сложные вещества, окислитель, восстановитель

1.2. овладение обучающимися универсальных учебных действий (УУД):

познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, поведение под понятие,  осознанное построение речевого высказывания в  письменной форме.

регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий с его результатом.

коммуникативными: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и лексическими нормами языка.

II. Воспитательные цели:

2.1. формирование мировоззрения обучающихся с использованием философских категорий: причина-следствие, общее-частное.

2.2. формирование  личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивающие.

Заявка на оценку:

«5»  20 б.  и выше

«4» 15- 19 б.

«3» 11-14 б.

Галогены

Галогены-это элементы VII A группы главной подгруппы. К ним относятся: фтор, хлор, бром, йод и астат, который очень редко встречается в природе. Все эти элементы являются типичными неметаллами. Галогены, означает «рождающие соли».Так как это элементы VII A группы, значит на внешнем энергетическом уровне у них семь электронов. До завершения уровня им не хватает одного электрона, поэтому они берут этот недостающий электрон у атомов металлов, при этом образуется ионное соединение – соль, где степень окисления галогена -1.

Галогены – сильные окислители, самый сильный из них фтор, который может быть только окислителем и проявлять степень окисления -1.

Остальные галогены могут проявлять и восстановительные свойства при взаимодействии с более электроотрицательным элементом – фтором, кислородом или азотом. Поэтому для них возможны степени окисления +1, +3, +5, +7.

В группе сверху вниз – от фтора к йоду – радиус атома увеличивается, поэтому усиливаются восстановительные и металлические свойства.

Все галогены представляют собой двухатомные молекулы, связь между атомами – ковалентная неполярная. Все галогены имеют молекулярную кристаллическую решётку.

Рассмотрим таблицу, в которой отражены физические свойства галогенов. Фтор является светло-жёлтым газом, хлор – жёлто-зелёный газ, бром – бурая жидкость, а йод – твёрдое вещество чёрно-серого цвета.

Вещество

Агрегатное состояние при н.у.

Цвет

Плотность,

г/см3

Температура

плавления, 0С

Температура кипения, 0С

Фтор F2

Газ

Светло-жёлтый

0,0017

-220

-188

Хлор Cl2

Газ

Жёлто-зелёный

0,0032

-101

-34

Бром Br2

Жидкость

Буровато-коричневый

3,1

-7

+58

Йод I2

Твёрдое вещество

Чёрно-серый (пары фиолетовые)

4,9

+114

+186

От фтора к йоду усиливается интенсивность окраски галогенов, а у кристаллов йода появляется металлический блеск.

Галогены – химически активные соединения, их активность уменьшается от фтора к йоду.

Фтор самый активный галоген, который при нагревании реагирует даже с золотом, серебром и платиной.

Остальные галогены реагируют с металлами в основном только при нагревании.

Галогены также вытесняют друг друга из солей. Так, более активный галоген вытесняет из раствора соли менее активный.

Например, хлор вытесняет бром из раствора его соли, потому что хлор более активный галоген, чем бром. Хлор в данной реакции понижает свою степень окисления с 0 до –1, а бром повышает с –1 до 0. В результате чего, каждый бром отдаёт по 2 электрона молекуле хлора. Образуется новая соль – хлорид натрия и молекулярный бром.  Хлор является окислителем, а бром – восстановителем.

Для фтора эта реакция не характерна, потому что он взаимодействует с водой, а эти реакции протекают в растворе.

Галогены реагируют с водородом с образованием галогеноводородов. Например, с фтором водород реагирует со взрывом, с хлором – в присутствии света, а с бромом – при нагревании. В результате взаимодействия водорода с фтором образуется фтороводород, в результате взаимодействия водорода с хлором – хлороводород, в результате взаимодействия водорода с бромом – бромоводород.

В природе галогены встречаются в виде соединений. Вам хорошо известна поваренная, или каменная, соль (хлорид натрия) NaCl. Без этой соли невозможна жизнь животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец в крови; определяет ритм сердца; в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. В год каждый человек с пищей потребляет около 8 кг поваренной соли. Недаром говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». На самом деле это не так уж много: за год вдвоём и будет съеден пуд соли.

Источник: https://videouroki.net/video/17-galoghieny.html (дата обращения: 06.12.2020 г).

Задания к тексту

1. Прочитайте текст, сформулируйте определение ключевого понятия текста  ( 2 балла за  каждое верное определение; итого 4 балла).

Предполагаемый вариант ответа

Галогены – это химические элементы, расположенные в VII-А подгруппе ПСХЭ, атомы которых  имеют на внешнем энергетическом уровне семь электронов.

Галогены – это простые вещества, молекулы которых состоят из двух атомов, связанных между собой ковалентной неполярной связью.

2. В последнем абзаце  текста используется образное выражение «чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Сформулируйте суждение, объяснив, как вы понимаете это высказывание. Рассчитайте, сколько килограммов соли нужно съесть за год, чтобы узнать человека (за суждение 2 балла, за верный расчёт кг 1 балл, макс. 3 балла).

Предполагаемый ответ

Высказывание «пуд соли съесть» означает хорошо узнать человека.

За год один человек съедает 8 кг соли, два человека съедят 16 кг. За год два человека съедят пуд соли. Следовательно, один пуд соли равен 16 кг.  

  3.Используя данные таблицы и сведения о химических свойствах, сравнить фтор и хлор. Назвать 2 наиболее важных общих признака и 2 отличительных. Ответ сформулировать в виде суждений по карточке №3 (по 2 балла за каждое верное суждение; макс. 8 б.).

Общие признаки:

1)

2)

 Отличительные признаки:

1)

2)

Предполагаемые ответы

Общие признаки:

1) Так же,  как  фтор, так и хлор  являются газами.

2) Так же,  как  фтор, так и хлор способны взаимодействовать  с металлами,  и с водородом с образованием сложных бинарных соединений.

3) Сравнивая фтор и хлор, можно сказать, что эти вещества галогены.

4) Как фтор, так и хлор в природе встречаются в виде соединений.

5) Не только фтор, но и хлор имеют молекулярную кристаллическую решетку.

6) Как фтор, так и хлор взаимодействуют с водой.

 Отличительные признаки:

1) В отличие от хлора, который способен вытеснить менее активный галоген из раствора  соли, фтор не способен вытеснить менее активный галоген из  раствора  соли, потому что начинает вступать во взаимодействие с водой.

2) В отличие  от фтора, который может выступать только в роли окислителя и проявлять степень окисления –1, хлор способен выступать также в роли восстановителя и проявлять степени окисления +1, +3, +5, +7.

3) Если фтор реагирует с водородом со взрывом, то с хлором – в присутствии света.

4) Фтор обладает большими окислительными свойствами, чем хлор.

5) Если фтор при взаимодействии с водой образует фтороводород и кислород, то хлор при взаимодействии с водой образует два вида кислот: HCl и HClO.

 4. Используя информацию из текста, восстановить пропущенные компоненты в причинно-следственных связях (по 1 баллу за каждый компонент; максимально 3 балла).

Причина

Следствие

Усиливаются температуры плавления и кипения, плотность, а также восстановительные и металлические свойства.

Атомы галогенов на внешнем энергетическом уровне содержат семь электронов

Бром вытесняет йод из раствора  соли йодида калия.

Предполагаемый ответ

Причина

Следствие

Увеличение размера атомного радиуса

Усиливаются температуры плавления и кипения, плотность, а также восстановительные и металлические свойства.

Атомы галогенов на внешнем энергетическом уровне содержат семь электронов.

Для завершения энергетического уровня будут принимать один электрон, проявляя при этом окислительные свойства.

Более активный галоген способен вытеснить менее активный галоген из раствора его соли.

Бром вытесняет йод из раствора  соли йодида калия.

5. Обосновать истинность, или ложность высказывания: «Галогены получили  название «солероды», потому что в результате химических реакций, способны образовывать соли». Подтвердите суждение уравнениями реакций.(верное рассуждение 1-2 балла, за каждое уравнение реакции-1 балл), всего: 4 балла.

Предполагаемые ответы

Галогены, вступая в химические реакции с металлами, с водными растворами солей, способны образовывать соли.

 Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанным с ним кислотным остатком. Следовательно, галогены получили такое название, потому что способны в результате химических превращений образовывать соли. Значит, данное высказывание является истинным.



Предварительный просмотр:

Вездесущий моль

В русском языке достаточно часто встречаются слова, у которых не одно, а несколько значений. Например, в толковом словаре Д.Н. Ушакова, можно увидеть следующие значения, которые относятся к одному слову:

1) мелкая бабочка с узкими крыльями, являющаяся вредителем шерстяных вещей и хлебных зерен.

2) мелкая, только что выведшаяся рыбка.

3) лес, сплавляемый брёвнами, не связанным в плоты [1].

Наверняка, вы уже догадались, что речь идёт про моль. У слова моль есть еще одно значение.   Моль происходит от латинского moles, что означает количество, счетное множество, а также масса. Термин “молекула” является уменьшительной формой этого слова и означает “маленькая масса”.

 Как известно, молекулы имеют очень маленький вес и размер, поэтому в веществе может содержаться огромное их количество, обращаться с которыми крайне неудобно. Например, в одном только кубике сахара содержится 1,000,000,000,000,000,000,000 молекул.

Примеры неудобства измерения количества мелких предметов встречаются и в обычной жизни людей. Например, люди не покупают горох в штуках, потому что он имеет маленький размер. И гораздо логичнее сразу приобрести определенную порцию, например, 200 грамм. В повседневной жизни  мы привыкли пользоваться такими понятиями, как пара, десяток, дюжина, сотня. Все это своеобразные единицы измерения определенных объектов: пара ботинок, десяток яиц, сотня скрепок. Чингисхан измерял своё войско с помощью тьмы (тьма составляла 10 000 человек).

Для перерасчёта микрочастиц, например, молекул, 10 000 -слишком малое число, если предположить, что в маленькой капле воды 2300 миллиардов миллиардов. В качестве единицы измерения выбрано число частиц, которое составляет такое количество вещества, которое ощущается органами чувств. Его можно увидеть, взвесить, с ним можно проводить реакции. Это число равно  6,02* 1023  и оно носит название постоянной Авогадро (Na =  6,02* 1023 ).Таким образом моль – это такое количество вещества, которое можно считать “большой массой”, состоящей из 6,02* 1023 “маленьких масс”[2].

 Ученые установили, что 1 моль любого вещества содержит 602 ООО ООО ООО ООО ООО ООО ООО его формульных единиц (атомов, молекул, совокупностей ионов). Если взять 1 моль долларовых бумажек, то они покроют все материки Земли плотным слоем  толщиной 2 км.

Масса одного моль вещества называется молярной массой. Она обозначается буквой М и имеет размерность г/моль. Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).

 

Например, число молей в m г воды составляет: n = m/18. Для m г металлического натрия: n = m/23, и так далее.Молярная масса численно всегда совпадает с молекулярной массой (или атомной массой - если вещество состоит не из молекул, а из атомов) [3].

Используемые источники:

1. https://sanstv.ru/dict/моль

2. https://infourok.ru/urok-na-temu-kolichestvo-veschestva-mol-molyarnaya-massa-3332250.html

3.https://www.evkova.org/kolichestvo-veschestva-v-himii

При выполнении заданий, у обучающихся есть возможность развивать и/или продемонстрировать следующие группы умений:

1) метапредметные:

а)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

б)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач.

в) смысловое чтение.

2) УУД:

личностные— личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и  смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»);

познавательные:

  • общеучебные действия— умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические учебные действия— умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы— умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные— умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивные— целеполагание, планирование, корректировка плана своих действий.

3) предметные умения: знание понятия моль,молярная масса, умение находить массу , число молекул по заданному количеству вещества, применять при решении задач.

Задания к тексту

1. Прочитайте текст, сформулируйте определение ключевого понятия текста (4 балла  верное определение).

Понятие

Определение понятия

Моль

Молярная масса

Предполагаемые ответы

Понятие

Определение понятия

 Моль

Количество вещества, которое содержит 6,02* 1023  структурных частиц.

Молярная масса

Это масса одного моль вещества.

2. В первом абзаце  текста говорится о разных видах моли. В осетинской пословице говорится «мал, как моль, а беды от него большие». Сформулируйте суждение, объяснив, как вы понимаете это высказывание.  (за суждение 2 балла).

Предполагаемые ответы

Высказывание «мал, как моль, а беды от него большие» означает, что человек может быть небольшим по размерам, или мал по возрасту, но принести очень много неприятностей людям, как маленькая моль, которая поедает меховые и шерстяные вещи.

3. Рассчитайте массу соли, о которой говорится в стихотворении:

В магазин приходит Коля:
"Взвесьте десять молей соли!
Деньги сразу вам отдам я.
Сколько это будет граммов?"

Отвечает продавец:
"Ай да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе,
Знаешь массу моля соли!
Соль, конечно, взвешу я -
Здесь ее у нас полно!"

(за верное решение-2 балла)

Предполагаемые ответы

(m (NaCI)= n*M   m (NaCI)=10 моль*58,5 г/моль=585 г)

  4. Обосновать истинность, или ложность высказывания: «Количество вещества - моль получил такое название в честь немецкого ботаника Гюго Моля».

(верное рассуждение 1-2 балла).

Предполагаемые ответы

Моль- это количество вещества, которое  содержит 6,02* 1023  структурных частиц. Число  6,02* 1023   носит название постоянной Авогадро.

Немецкий ботаник Г. Моль является основоположником цитологии. Следовательно, данное высказывание ложно.

5. Ответьте на вопрос-суждения (2 балла за суждение).

Чем объяснить, что для расчета количества вещества используют число Авогадро?

Предполагаемый ответ

 Для расчёта количества вещества,в  качестве единицы измерения выбрано число частиц, которое составляет такое количество вещества, которое ощущается органами чувств. Его можно увидеть, взвесить, с ним можно проводить реакции.

6. Решите задачу

При засолке огурцов на 3-х литровую банку кладут 2 столовых ложки поваренной соли(60 г) и 2 столовых ложки сахара(50г). Хозяйка положила 1 моль соли и 0.2 моль сахара. Какие огурцы у неё получились? (3 балла)

Предполагаемый ответ

Дано:

n (NaCL) – 1 моль

n ( C12H22O11)- 0,2 моль

--------------------------

m(NaCL) -?

m( C12H22O11) -?

Решение

M(NaCL) = 58,5 г/ моль

M( C12H22O11) = 342 г/ моль

n = m/M

m= n*M

m(NaCL) = 1 моль* 58.5 г/моль = 58,5 г.

m( C12H22O11) = 0,2 моль* 342 г/моль = 68,4г

Из условия задачи видно, что сахара немного переложили, поэтому огурцы будут немного сладковатыми



Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия «Научное кафе», приуроченного к 150-летию открытия Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Автор: Вельяминова Наталья Владимировна, учитель химии МБОУ «СОШ №1» г.Бородино

Пояснительная записка

     2019 год в мире науки отмечен одним из грандиозных и величайших событий в истории науки химии – 150-летие  с момента открытия Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым. Идея проведения научного кафе возникла в рамках участия во Всероссийском съезде учителей химии, который проходил в феврале 2019г. в г. Москве. В  докладе Мартина Полякоффа,  британского учёного-химика, вице-президента Лондонского королевского общества, профессора химии в Ноттингемском университете, прозвучало, как он организовывает погружения в модули вместе со своими студентами. Учёным были представлены результаты работ, созданные студентами периодические таблицы, в которых можно было увидеть овощи и фрукты-лидеры по содержанию элементов в своём составе. Мартин поделился своей коллекцией периодических систем: начиная от первоначального варианта, созданного Д.И. Менделеевым, до современных систем, изображенных на веерах, часах, волосе М. Полякоффа.  Таким образом, у меня возникла идея погружения в групповые проекты учащихся школы с 8-11 классы, с целью создания авторских вариантов периодических систем, аналогов которых мы нигде ещё не встретили на просторах Интернета. Продукт их труда был представлен в рамках научного кафе.

Актуальность выбранной формы: научное кафе, построено на коммуникационном взаимодействии между участниками.

Цель мероприятия: обобщение знаний по периодической система химических элементов Д.И. Менделеева через презентацию группового проекта.

Задачи:

воспитательные: вызвать интерес к предмету, развивать  чувство самостоятельности,  дисциплинированности;

образовательные:

обобщить знания по ПСХЭ, совершенствовать умения в поиске и систематизации информации, полученной из разных источников, совершенствовать презентационные умения

развивающие:

развивать навыки  работы в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, совершенствовать рефлексивные умения.

Предварительная работа сводится к тому, что учащимся предлагается:

  1. найти интересные факты из жизни учёного, предпосылки создания ПСХЭ,
  2. каждому классу предлагается определить признак, на основе которого, они будут создавать свою периодическую систему с опорой на ПСХЭ Д.И. Менделеева,
  3. разработать план-карту действий (в которую включены следующие блоки:

мероприятие

задача

сроки

ответственный

результат

факторы риска

  1. сформировать микрогруппы, ответственные за выполнение пошаговых задач,
  2. изготовить авторские системы,
  3. презентовать групповые продукты в рамках научного кафе,
  4. рефлексия проделанной работы.

Ход мероприятия.

  1. Приветственные слова ведущего научного кафе. Приветствие команд, гостей и экспертов научного кафе.
  2. Приглашение команд для участия в разминочном этапе. Предлагаются вопросы, ответив на которые команде присуждается балл. По окончании мероприятия, баллы разминочного этапа суммируются с баллами  экспертов и определяется рейтинг команд.

Вопросы для разминочного этапа.

1. Число попыток классификации химических элементов до Д.И. Менделеева, считая варианты таблиц, достигало 50.  Некоторые из ученых (Л. Мейер, Д. Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех предшественников Д.И. Менделеева.

2. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

3. Что положил в основу классификации химических элементов Д.И. Менделеев?

4. Твердо убежденный в справедливости периодического закона Д.И. Менделеев предпринимает невиданный в истории химической науки шаг. Он описывает свойства трёх из предсказанных им элементов, их соединений и даже методы, которыми эти химические элементы могут быть получены. О каких элементах идет речь?

5. Кого Д.И. Менделеев называл «укрепителями» периодического закона?

6. Английский химик Д. Ньюлэндс (1863 г.), располагая элементы последовательно в порядке возрастания их атомных масс, заметил, что восьмой по счету элемент повторяет свойство первого, подобно повторению звуков в музыкальной октаве и назвал свою таблицу «законом октав»:

7. Названия каких химических элементов происходят от названий частей света?

8. Какой из химических элементов сначала был найден астрономами, а уже позже его открытие подтвердили химики?

9. Если к названию элемента прибавить одну букву, то получится синоним слова «метель». О каком элементе идёт речь?

10. Элемент, название которого в переводе с латинского – «утренняя заря».

11. Три металла имеют магнитные свойства. Назовите порядковые номера химических элементов, из атомов которых эти металлы состоят.

12. В «Алхимическом словаре» Руланда (1612) этот элемент отнесен к металлам и назван «легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом». В России его называли то «нимфой», то «глаурой», то «демогоргоном». Происхождение современного названия элемента тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов «би исмид» — похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает «белый металл». Атомы элемента имеют электронную конфигурацию [Хе] 6s26p3. Что это за элемент?

13. Когда и где родился Д.И. Менделеев?

14. Всем вам известна сказка «Конёк-горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой учился            Д.И. Менделеев. Назовите фамилию автора сказки.

15. Назовите дату открытия периодического закона и его современную формулировку.

16. Кем и где работал Д.И. Менделеев во время своего великого открытия?

17.  Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный поэт А. Блок?

18. Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

– Кто этот почтенный господин?

– Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это знаменитый чемоданных дел мастер.

Кто из русских химиков имел такое необычное  хобби?

  Ответы:

  1. Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор.
  2. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента.
  3. Ответ вытекает из названия первого варианта системы Д.И. Менделеева «Опыт системы элементов, основанной на атомном весе и химическом сходстве».
  4. Речь идет о скандии, галлии, германии
  5. Ученых, которые своими работами подтверждали справедливость периодического закона. Это прежде всего П. Лекок де Буабодран, Л. Нильсон, К. Винклер. Они открыли предсказанные Д.И. Менделеевым галлий, скандий, германий.
  6. В столбцы таблицы попали элементы, далекие по свойствам от тех, которые расположены над ними: хром, титан, марганец и железо. В таблице Ньюлендса не было мест для размещения еще не открытых элементов, отсутствовало деление элементов на группы и периоды, поэтому непонятен физический смысл рядов и столбцов.
  7. Элемент №63 европий назван в честь Европы, элемент №95 америций – в честь Америки.
  8. Это элемент №2 – гелий (от греческого «гелиос» - солнце), открытый астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером, а также химиками У. Рамзаем и П. Клеве.
  9. Об элементе № 92 – уране          (уран – буран )
  10. Элемент № 79 – золото
  11. № 26, 27, 28.(Железо, кобальт, никель)
  12. Элемент-путаник – это висмут, легкоплавкий диамагнитный металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью. Висмут в свободном виде впервые выделил в 1739 году немецкий химик Иоганн Генрих Потт.
  13. Д.И. Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком.  
  14. Петр Павлович Ершов
  15. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менделеевым 1 марта 1869 года, по новому стилю – 17 февраля 1869 года.

Современная формулировка:

Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома или порядкового номера элемента.

  1. В год, когда Д.И. Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии ученым, известным своими работами по физической, органической и технической химии.
  2. А. Блок был женат на дочери ученого – Любови Дмитриевне Менделеевой.
  3. Это Дмитрий Иванович Менделеев

3.Презентация периодических систем проектными группами

             (https://yadi.sk/i/VrdXj4_5sX7W2Q).

4.Рефлексия проделанной работы. Подведение итогов.

В ходе презентации, экспертам предлагается использовать карту:

пп

критерии

оценка

1

Практическая ценность

2

Проявление глубины и широты кругозора по  изучаемой теме

3

Самостоятельное выполнение проектной работы

4

Качественное оформление продукта

5

Свободное владение излагаемым материалом

6

Умение отвечать на незапланированные вопросы

7

Культура речи

8

Умение сотрудничать в команде

ИТОГО

0 баллов- критерий отсутствует полностью, 1 балл- критерий присутствует частично, 2 балла-критерий присутствует полностью.

Вместо заключения. Данное мероприятие было апробировано на базе МБОУ «СОШ №1» г.Бородино в рамках Дня открытых дверей. Среди экспертов были представители компании ОАО СУЭК «Разрез Бородинский», которые командам-победителям вручили денежные сертификаты на изготовление авторских таблиц  на печатной основе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...