Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"
статья по литературе (9 класс)

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл durova_o.v._chitaemvinstagram_2.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дурова Оксана Владимировна

ГБОУ гимназия № 70

Учитель русского языка и литературы

“Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект “Читаем в Instagram”

Чему можно научиться на площадке: Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент.

Проект “Читаем в Instagram”

Instagram (Инстаграм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Instagram)

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (PISA 2009)

Цель проекта: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную потребность в книге, как средстве познания мира и самого себя.

Задачи проекта:

1.способствовать повышению интереса к чтению у школьников через создание литературного аккаунта в Instagram;

2. разработать и реализовать программу внеурочной деятельности в параллелях 8-9 классов;

3. разработать и реализовать план школьных (классных) мероприятий по созданию и развитию аккаунта;

4. расширить информационно-образовательное взаимодействие учеников, учителей, родителей, социальных партнеров посредством создания литературно аккаунта;

5. оценить эффективность реализации проекта путем проведения мониторинга.

Актуальность

В настоящее время нет сомнений, что культура чтения, находясь в ситуации жесткой конкуренции с возможностями медиа-культуры, нуждается в целенаправленной системной поддержке.

Период обучения в основной школе (5–9 классы) оказывается тем критическим рубежом, на котором мы «теряем» подростков как активных и увлеченных читателей. Об этом наглядно свидетельствуют высокие результаты десятилетних школьников в международном исследовании PIRLS и более чем скромные достижения пятнадцатилетних учащихся в программе PISA.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением, принято считать:

  • снижение интереса к чтению;
  • ограниченность круга чтения;
  • низкий уровень читательской компетентности, неумение находить необходимые источники, отбирать, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать информацию.

Проект нацелен на решение вопросов приобщения к чтению и как средству воспитания и развития учащегося, и как способу работы с информацией.

Краткий замысел проекта

В результате реализации проекта "Читаем в Instagram" будет создан публичный аккаунт в популярной социальной сети. Основная тематика аккаунта – краткий обзор на произведения художественной литературы. Каждая публикация будет сопровождаться не только аннотацией, написанной детьми, но и красочной фотографией. Будут использоваться и другие возможности Instagram: истории с выразительным чтением стихотворений, лекции-трансляции и т.д.

Создание контента

КОНТЕ́НТ - информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др.

Контент:

  • фотографии
  • аннотации
  • опросы ( Instagram Stories и Instagram TV)
  • цитаты
  • видео ( Instagram Stories и Instagram TV)

Аннотация -

  • краткая характеристика книги, статьи и т. п.
  • Главная задача аннотации не просто дать краткое описание, но и рассказать о достоинствах книги, заинтересовать читателя, чтобы ему захотелось изучить произведение.

Бэт Бэкон (известный автор книг о чтении и писательстве) предлагает такую формулу аннотации художественного произведения:

  • Ситуация. Кратко опишите обстоятельства, в которых происходит действие.
  • Проблема. Расскажите о ситуации, после которой ничто не будет так, как прежде.
  • Надежда. Здесь говорим о том, что не все потеряно, а кризис можно преодолеть. Это может быть упоминание исключительного героя или вероятности какого-то важного события.
  • Отсылки и референсы. Чьим поклонникам может понравится книга? На одну полку с какими другими произведениями ее можно поставить? На что она похожа?
  • Настроение. Упомяните те эмоции, которые читатель будет испытывать при прочтении. Так вы сразу привлечете тех, кто любит такие книги, как ваша.

  • ГОСТ предписывает объем 500 знаков или 9 машинописных строк.
  • Не пишите оценочных слов.
  • Не пересказывайте в аннотации сюжет книги.
  • Избегайте канцеляризмов и банальных оборотов.
  • Стиль аннотации должен соответствовать жанру.

Образцы удачных аннотаций (для первичного анализа):

https://www.bookvoed.ru/

https://www.litres.ru/

https://www.ozon.ru/

Образцы удачных фотографий (для первичного анализа):

https://www.pinterest.ru/

Pinterest — социальный интернет-сервис, фотохостинг, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения, помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями.

Результаты реализации проекта (продукты проекта)

  1. Аккаунт в Instagram
  2. «Читательский дневник» (можно использовать на уроках литературы)
  3. Видео (можно использовать на уроках русского языка и литературы)
  4. Тематические фотографии

Материально-техническое обеспечение: компьютер, Интернет, смартфон с камерой, тексты произведений (книги).

Материалы, представленные в виртуальной комнате: презентация

Автор: Дурова Оксана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Использование социальных сетей в обучении биологии. Страничка в Instagram.

В статье я описываю свой опыт ведения страницы в Instagram для обучения биологии....

Использование социальной сети Instagram

Как использовать Instagram в учебных ситуациях? Ответ можно найти в статье....

серия уроков по химии, направленная на формирование и развитие читательской грамотности

Химия - довольно сложный предмет для освоения учащимися. В своей педагогической практике столкнулась с проблемой: дети  заучивают правила, формулы, уравнения и не находят дальнейшего применения з...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...