Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии
материал по химии

Франковская Евгения Николаевна

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Франковская Е.Н.

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии (из опыта работы)

        Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии; образец информационного листа, использующийся учителем для понимания учащимися целей и задач, поставленных на уроке. Описаны возможные варианты использования ситуационных задач для развития естественнонаучной грамотности обучающихся.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, информационный лист, ситуационная задача.

        В рамках реализации муниципального проекта «Компетентный учитель – функционально грамотный ученик» БОУ «Воскресенская СОШ» с сентября 2021 года является муниципальной стажировочной площадкой по формированию естественнонаучной грамотности.

        Цель деятельности площадки: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников в форме стажировки по проблеме формирования естественнонаучной грамотности.

Древнегреческий философ Аристипп, ученик Сократа, еще в V веке до нашей эры говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

На каждом уроке химии учитель, планируя развивать компетенции обучающихся, применяет умения использовать знания в ситуациях, близким к реальным. В дальнейшем подобные навыки будут способствовать активному участию выпускника школы в жизнедеятельности общества, в условиях быстро меняющегося социума, помогут ему развиваться как личности.

В практике по формированию естественнонаучной грамотности, для понимания учащимися цели и задач, поставленных на урок, я, как учитель, часто использую информационные листы.

        Пример, информационного листа по теме: «Кислоты», урок химии 8 класс (УМК Габриелян О.С.):

Прочитать рассказ о соляной кислоте, страница 77 учебника, ответить на следующие вопросы:

Задание 1. Вычислите массовую долю каждого элемента в соляной кислоте. Полученные данные выразите в процентах, округленных до сотых.

Задание 2. Определите среду и окраску индикатора. Для этого выполните лабораторный опыт. Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами.

1. Нельзя пробовать вещества на вкус

2. Вещества нельзя брать руками, использовать для этого специальные шпатели.

3. Нельзя наливать и перемешивать реактив вблизи лица

4. При получении травмы сразу сообщить учителю.

Лабораторный опыт: «Определение среды раствора кислоты»

В пробирку налейте  1 мл соляной кислотой,  прилейте две капли индикатора лакмус.

Среда желудочного сока…………., поэтому индикатор лакмус будет окрашен в ……………….цвет.

3. Неправильное питание – плохое пережевывание пищи, любовь к острым и маринованным блюдам, «сухомятка», длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению изжоги.

Как вы думаете почему возникает «изжога»?

______________________________________________________________

Одним из бытовых способов избавления от изжоги является употребление пищевой соды.

Задание 3: Предложите механизм действия пищевой соды при изжоге._______________________________________________________

Задание 4. Выполните лабораторный опыт «Гашение изжоги»

Аккуратно добавьте 1-2 лопаточки пищевой соды к раствору соляной кислоты. Отметьте наблюдения и изменения, произошедшие в пробирке. Сделайте вывод.

 Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие……..

5. На острове Кунашир (Курильские острова) есть молочно-белое озеро. Это озеро кипящее. Установлено, что оно заполнено концентрированными растворами серной и соляной кислот. а со дна поднимаются горячие вулканические газы, которые подогревают воду до кипения.

Задание 5. Может ли озеро на острове Кунашир являться источником попадания в атмосферу вредных газов?  Что такое кислотные дожди?

Домашнее задание: повторите п.16

Задание оценка «3»: упр.4 стр.78

Задание оценка «4»: упр.5 стр.78

Задание оценка «5»: Составьте тест, помощь: ответ на вопрос: Какие я задал бы вопросы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они изученный материал?

        Практикуя аналогичные задания на уроках разных типов, учащиеся могут оценивать свои функциональные компетенции. Используя формирующее оценивание, максимально увеличиваю включенность учеников во все виды учебной работы, чтобы изменить их роль в учебном процессе из пассивной в активную.

        Еще один компонент формирования естественнонаучной грамотности являются ситуационные задачи: это создание проблемной ситуации на уроке и внеурочной деятельности. На этапе мотивации педагог пробуждает познавательный интерес к изучаемому материалу, помогает учащимся самим определить направление в изучении темы. Нет образца решения таких задач, так как каждое утверждение ребенка универсально.

        Выполнение проектных работ на уроках способствует развитию познавательной активности учащихся, их самореализации, накоплению собственного опыта.

        Одна из главных позиций учебного процесса в условиях реализации ФГОС – это проектная деятельность. Индивидуальный проект выпускников 9 классов представляет собой исследовательскую работу. Ученик сталкивается с трудностями при выборе темы проекта и постановки цели. Для решения данной проблемы я предлагаю ряд ситуационных задач.

        Одна из таких задач: у химика, прежде всего, вызывает недоумение термин «известка». Этим словом в просторечии обозначают группу строительных материалов, применяемых для побелки. В нее входят гашеная известь Сa(OH)2 и мел CaCO3. Во-первых, непонятно, что имели в виду авторы рекламного текста- известь или мел; во-вторых, абсолютно некорректно отождествлять все соли кальция, в виде которых этот элемент может находиться в организме с «известкой», что сделали авторы, написав: «…с кальцием, то бишь с известкой». Правильно здесь только то, что любая «известка» действительно содержит кальций. [1, с.48].

        Используя для решения подобных ситуационных задач естественнонаучные знания, ученики осознанно приходят к выбору темы проекта, делают обоснованные выводы.

        Представленные мною в статье компоненты естественнонаучной грамотности это лишь один из шагов по формированию функционально грамотной личности.

        Список литературы

1. Пичугина Г.В. «Ситуационные задания по химии 8-11 классы»-М.: «Вако», 2014.

        Сведения об авторе:

Франковская Е.Н., учитель БОУ «Воскресенская СОШ» Калачинского МР.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Подборка задач на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии....

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики

Способы формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики в 7 классе....

Формирование естественнонаучной грамотности при изучении химии

В условиях реализации ФГОС способствует формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии....

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Материал по обобщению опыта по формированию функциональной грамотности на уроках химии...

Аукцион методических разработок по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии

Функциональная грамотность - способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний....