задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)

Тыквенко Наталья Вениаминовна

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_estestvenno-nauchnoy_gramotnosti.doc636.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии.                   Учитель Тыквенко Н.В

1.

Учебные предметы

География

Биология

2.

Основные средства формирования ЕНГ (УМК)

География: Е.М.Домогацких

Биология: И.Н. Пономарева

3.

Дополнительные средства формирования ЕНГ

4.

Технологии формирования ЕНГ

 Технология критического мышления

Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты  как к  стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам

Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений

Систематическая оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях

Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

2.Проблемно-диалогическое обучение  

Использование   проблемно-диалоговой  технологии  позволяет  обучающимся  вступать  во  взаимодействие  не  только  с  учителем,  но  и  с  другим  учеником,  работать  сообща,  при  этом  овладевая  разнообразными  речевыми  средствами  в  различных  ситуациях  общения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

3.  Критериальное оценивание.  

Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.

5.

Методы формирования ЕНГ

Исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

6.

Примерный перечень общеучебных умений и навыков.

-Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

-Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

-Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

-Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

-Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

-Понимать методы научных исследований.

-Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

-Перечислять явления, факты, события.

-Сравнивать объекты, события, факты.

-Объяснять явления, события, факты.

-Характеризовать объекты, события, факты.

-Анализировать события, явления и т.д.

-Видеть суть проблемы.

-Составлять конспект, план и т.д.

7.

Уровни ЕНГ

Высокий уровень грамотности.

Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения

Средний уровень грамотности.

Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

Нижний уровень грамотности.

Воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий

8.

Примеры заданий

В приложении 1.

Упражнения и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности.

Модель 1. На формирование знаний учебного материала.  Определение истинно или ложно суждение.

1).Тема «Природные зоны России» 8 класс

1. .Выбрать правильные суждения, которые характеризуют природную зону степей.

                А. Находится к югу от лесной зоны

                Б. Выращивание сельскохозяйственных растений вызывает затруднения.

                В.  Почвы серо –бурые.

                Г. Много болот и мелких речушек.

                Д. Испаряемость ниже, чем количество выпавших осадков.

                Е. Преобладает травянистая растительность.

                Ж. Во время таяния снега случаются наводнения.

                З. Здесь довольно тепло: летом температура достигает до +23, зимой от -5 до -18

                И. Из животных обитают: тушканчики, полёвки, суслики.

                К. Главный земледельческий район России.

                Л. Здесь преобладают: умеренный, арктический, а летом и тропический воздух.

                М. Почвы чернозёмные.

2. География.  5 класс Тема «Методы географических исследований». Использование дополнительной литературы

Модель 2.  На формирование понимания изучаемого материала.

1).Тема «Воздушные массы и атмосферные фронты» География 8 класс.

Задание 1. Дать определение понятий по теме.

Задание 2. Прочитать  текст и заполнить таблицу:

Сравнение атмосферных фронтов.

Тип атмосферного фронта

Особенности движения и взаимодействия воздушных масс

Характерная погода при прохождении фронта

1.Холодный

Образуется при перемещении холодного воздуха в сторону тёплого.

Воздух холодный, идёт по поверхности, выталкивая тёплый воздух . Тёплый воздух (лёгкий)поднимается к верху. Движется быстро. Происходит конденсация воздуха, образуются кучевые облака

Сопровождается резким шквальным ветром, сильным ливнем и грозами.

Затем наступает сухая и тёплая погода летом;  сухая, морозная погода зимой.

2 Тёплый

Образуется при активном движении тёплого воздуха в сторону холодного. Тёплый воздух, лёгкий, накатывает на волну холодного воздуха. Фронт движется медленно. Появление перистых облаков, затем слоистых облаков.

 Сопровождается потеплением, выпадение обложных, моросящих осадков. Приносит ухудшение погоды. Устанавливается тёплая, но сырая и пасмурная погода.

2).Тема «Виды горных пород» 6 класс.

Составление схемы по теме.

1.Составить таблицу по теме:

3.Тема «Система географических координат» 6 класс.

Используя текст параграфа, составить понимание географических понятий.

1).Географическая широта.

Линии- экватор, параллели. Г.Ш.-координата объекта- показывает расстояние от экватора до заданной точки; измеряется в градусах; измеряется от 0 до 90°; бывает северная и южная.

2).Географическая долгота.

Линии –меридианы. Г.Д.-координата объекта- показывает расстояние от Гринвичского меридиана до заданной точки; выражается в градусах; измеряется от 0до180°; бывает западная и восточная

4.Тема «Городская форма расселения».  География 9 класс.

Выполнить задания:

1.Расставьте города –миллионеры в порядке их следования с запада на восток.

Город

Численность населения на 1.01.2013

Город

Численность населения на 1.01.2013

Город

Численность населения на 1.01.2013

Москва

11612943

Самара

1171685

Уфа

1072291

Санкт-Петербург

5030900

Казань

1176187

Волгоград

1018830

Новосибирск

1523801

Омск

1160670

Пермь

1013890

Екатеринбург

1396074

Челябинск

1156471

Красноярск

1016385

Нижний Новгород

1259921

Ростов-на Дону

1103700

Воронеж

1003638

2..Перечень федеральных округов России по количеству городов-миллионеров

Приволжский ФО-5; Сибирский ФО-3;  Уральский ФО-2;  Южный ФО-2; Центральный ФО-2; Северо-Западный ФО-1; Северо-Кавказский ФО-

Модель 3. На формирование умений и навыков.

1)География 8 класс.

Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте».

1.С помощью карт распределения летних и зимних температур (рис.56 и 57), рассчитайте годовые амплитуды изменения температуры воздуха для Москвы, Красноярска, Читы и Якутска.  Объясните выявленные причины сходства и различия

2.С помощью карты (рис.58) определите коэффициенты увлажнения для  Москвы, Красноярска, Читы и Якутска.  Объясните выявленные причины сходства и различия

.Используя карты атласа, определите типы климатов в Москве, Екатеринбурге, Якутске, Магадане Владивостоке

2.Используя климатограммы в картах атласа, определите:

1).город  с наибольшей годовой амплитудой температур;

2). город  с наименьшей годовой амплитудой температур;

3). Город с наибольшим среднегодовым количеством осадков

4). Город с наименьшим среднегодовым количеством осадков

3. Рассмотрите фрагмент синоптической карты России и ответьте на вопросы: 1).Карта погоды составлена на _________________( число). В каком из показанных на карте городов в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание ( или потепление). Какой из перечисленных городов (…..) может находиться  в зоне действия антициклона (циклона).

2.Тема «Форма, размеры и движения Земли» География .  5 класс

Модель 4 .  На развитие внимания.

1. Тема «Движение земной коры»6 класс. Продолжить предложенный текст. Самостоятельная работа.

І. Закончите предложение.

        1.Место на глубине, где образуются разрыв и смещение горных пород, называется _______________

        2.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения, называется ______________

        3.Прибор, записывающий малейшие сотрясения земной коры, называется ______

2.Что обозначено на   рисунке цифрами 1, 2           3.Что на рисунке обозначено цифрами 3, 4

2. Тема «ЖИВОТНЫЕ» Биология 5 класс.  Задайте вопросы по данному тексту

Задайте вопросы по данному тексту

1.Одноклеточные животные.

1.)Как по другому называются одноклеточные животные?

2).Где обитают простейшие?

3).Сколько видов простейших известно?

4).Почему они получили такое название?

5).Каких размеров бывают одноклеточные животные?

6).Чем питаются простейшие?

7).Каковы особенности внешнего вида у простейших

8).Какое значение имеют простейшие в природе?

9).Какое значение имеют простейшие для других животных?

3. География 8 класс тема «Природные зоны России»

Укажите правильную последовательность природных зон на территории России.

        А) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь -пустыня;

        Б) арктическая пустыня -тундра –лесотундра –тайга –смешанные и                                  широколиственные леса - лесостепь –степь –полупустыня-пустыня;

        В) арктическая пустыня -тайга –лесотундра –лесостепь –степь;

        Г) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь.

        

Модель 5 « На развитие мировозрения.

1).Тема: «Климаты Земли». 7 класс

Задание 1. Прочитайте текст. В каждом абзаце определите главную мысль, запишите ее в тетрадь.

Климат и человеческое общество.

Деятельность человеческого общества в сильной степени зависит от климата, но, чем выше развитие общества, чем больше достижения науки и техники, тем меньше становится эта зависимость, хотя исчезнуть совсем она не может.

Климат способствует возделыванию сельскохозяйственных культур и плодовых деревьев, разведению животных и т.д., а в некоторых местностях затрудняет или исключает эту возможность. Осваивая природные богатства люди не могут не считаться с климатом. Сейчас человек живет на Земле всюду, даже в таком климате, как антарктический. Но это стало возможно потому, что появились самолеты и океанские суда, способные регулярно преодолевать пространство, отделяющее Антарктиду от других материков, а также потому, что люди создали все необходимое для жизни в столь суровых климатических условиях.

Человечество постоянно, сознательно или стихийно, изменяет климат, и, чем выше уровень развития человеческого общества, тем сильнее и целенаправленнее его влияние на климат. Поскольку человек не в состоянии изменить количество солнечной радиации, поступающей на Землю, не в состоянии повернуть мощные воздушные потоки, влияние это осуществляется через посредство подстилающей поверхности. При этом изменениям подвергается главным образом микроклимат (в результате уничтожения участков леса и, наоборот, насаждения лесных полос, создания водоемов и т.д.) Местные особенности климата могут измениться на большом пространстве; однако это не вызовет изменений макроклимата. Для того чтобы это произошло, нужно, например, изменить направление океанских течений, уничтожить ледяной покров Северного Ледовитого океана или растопить льды Антарктиды и т.п.

Существует немало проектов искусственного изменения макроклимата. Пока они технически неосуществимы, но развитие науки и техники непрерывно увеличивает возможность их осуществления. Однако прежде, чем тот или иной проект будет принят, необходимо учесть все изменения в географической оболочке, которые может вызвать претворение его в жизнь. Нужно помнить, что изменения одного компонента природы неизбежно повлекут за собой изменения других компонентов, а следовательно, и изменение природных комплексов в целом. Если эти изменения в одних районах окажутся благоприятными, то сопряженные с ними нарушения состояния природных комплексов в других районах могут быть просто вредными. Для правильного решения вопроса о преобразовании климата в каждом конкретном случае требуются серьезные географические исследования.

Задание 2. Включите воображение:

  1. Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).
  2. Представьте себе, что Вы – существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться?
  3. Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты?

2).Создание и описание гипотетического материка по плану описания материка.

1.Географическое положение материка

2.Геологическое строение и рельеф.

3.Климатические условия.

4.Гидрография

5. Природные зоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней  Функциональная грамотность - способност...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Виды и приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии и биологии

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.Её смысл – в метапредметности, в осознанном выхо...