Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7
тест по географии (7 класс)

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халхарова Н.Д., учитель географии

МБОУ «Сосново – Озерская СОШ№2»

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ТЕМА «МИРОВОЙ ОКЕАН»

Прочтите текст и выполните задания.

Исследование морских глубин с помощью батискафов

Первый батискаф был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром в 1948 г. Батискаф – это самоуправляемый аппарат, состоящий из прочного шара (гондолы) для размещения экипажа и аппаратуры, баллона (поплавка), наполненного бензином, и бункера с балластом (см. рисунок). В качестве балласта используется стальная дробь.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/DD315F57F5879D224ADA79B2F81CBFAE/xs3docsrcDD315F57F5879D224ADA79B2F81CBFAE_1_1611862251.jpg

 

Поплавок играет такую же роль, как и спасательный круг для тонущего человека или баллон с гелием у дирижабля (аэростата). В отсеках поплавка находится вещество, плотность которого меньше плотности воды. На батискафах середины XX в. использовался бензин, имеющий плотность около 700 кг/м3. Бензин отделён от воды эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься. По наблюдениям, проведённым при погружении батискафа «Триест» в 1960 г. на дно Марианской впадины, на глубине 10 км объём бензина в поплавке уменьшился на 30%.

На поверхности батискаф удерживается за счёт отсеков, заполненных бензином, а также благодаря тому, что цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполнены воздухом. После того как цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполняются водой, начинается погружение. Эти объёмы сохраняют постоянное сообщение с забортным пространством для выравнивания гидростатического давления во избежание деформации корпуса. Если батискаф попадает в плотные слои воды и «зависает», выпускается часть бензина из компенсирующего отсека, и погружение возобновляется. После проведения научных экспериментов экипаж сбрасывает балласт (стальную дробь), начинается подъём.

Исследования морских глубин показали, что на дне океана обитают миллионы видов живых существ, хотя уже на глубине 180 м царствует мрак.

1. Глубина Марианской впадины составляет более 10 км. Какое утверждение о гидростатическом давлении на дне впадины верно?

Давление на дне впадины

  

 1) 

превышает 100 МПа

  

 2) 

составляет около 100 кПа

  

 3) 

менее 10 МПа

  

 4) 

превышает 1 ГПа

2. Выберите все верные утверждения об устройстве и принципе действия батискафа.

  

 1) 

С помощью поплавка регулируется погружение батискафа на дно.

  

 2) 

При поднятии батискафа из бункеров сбрасывается балласт.

  

 3) 

По мере погружения батискафа плотность бензина в отсеках поплавка уменьшается.

  

 4) 

До начала погружения цистерны водяного балласта полностью заполнены водой.

  

 5) 

Вещество, заполняющее поплавок, имеет плотность, меньшую плотности морской воды.

3. До второй половины ХХ в. все наши знания об обитателях глубин ограничивались редкими экземплярами глубоководных животных, но и они попадали в руки исследователей, сильно искалеченными. С чем это было связано?

4. Открытые учёными обитатели морских глубин относятся преимущественно к хищникам. С чем это связано?

5. Ниже приведены отрывки из статей о морских глубоководных животных.

 

Источники информации

Отрывки

1

Несмотря на огромное давление, в морских глубинах обитают различные животные: иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, глубоководные рыбы

2

Глубоководные рыбы или слепы, или, наоборот имеют огромные телескопические глаза, улавливающие слабый свет, испускаемый другими глубоководными животными

3

Более 50 % глубоководных рыб, наряду с некоторыми видами креветок и кальмаров, обладают биолюминесценцией. Около 80 % из этих организмов имеют специальные клетки (фотофоры), которые содержат бактерии, вырабатывающие свет. Некоторые фотофоры могут регулировать интенсивность свечения

4

Все глубоководные рыбы имеют особое строение тканей и отличаются слабым развитием скелета и мускулатуры. Благодаря проницаемости тканей давление внутри тела рыбы устанавливается столь же высокое, как и в наружной среде

В каком(-их) отрывке(-ах) речь идёт о приспособленности рыб к жизни без света?

Критерии оценивания

1.

Ответ: 1

Выбран верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

2.

Ответ: 1, 2, 5

Выбраны все три верных элемента ответа

2 балла

Выбраны только два верных элемента ответа и другие элементы не выбраны

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

3.

Возможный ответ

Ответ: из-за огромного перепада гидростатического давления ткани животных при подъёме сильно деформировались

Дан верный ответ и приведено пояснение

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

4.

Возможный ответ

Ответ: отсутствие солнечного света на глубине делает фотосинтез невозможным. Из-за отсутствия солнечного света на глубине отсутствуют даже водоросли

Дан верный ответ и приведено пояснение

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

5.

Ответ: 2, 3

Выбраны два верных элемента ответа

2 балла

Выбран только один верный элемент ответа и другие элементы не выбраны

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

Источник: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5 классе

Представлены тексты и задания по развитию функциональной грамотности...

Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках географии

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную  позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными ...

Разработка урока по теме "Мировой океан. Части суши в Мировом океане."

Урок  соответствует УМК "Полярная звезда", в разделе "Гидросфера"...

Задания для оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс:7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...