Разработка урока по теме "Мировой океан. Части суши в Мировом океане."
план-конспект урока по географии (6 класс)

Серых Ольга Николаевна

Урок  соответствует УМК "Полярная звезда", в разделе "Гидросфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_6_klass.docx825.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Хазанская СОШ

Урок географии в 6 классе по теме: «Мировой океан. Части  суши в Мировом океане»

Серых Ольга Николаевна,

учитель географии

 МОУ Хазанская СОШ

Цель урока:

Сформировать представление о Мировом океане, о размещении суши в нём.

Задачи урока: 

Расширять  картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.

Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций.

Методическая разработка

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)   Цель: включение обучающихся   в деятельность на личностно-значимом уровне

-Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-Проверим готовность к уроку, познакомимся с содержанием  Листа  самооценки

Этап урока / вид работы

Самооценка

(по 0-5 баллов)

Оценка учителя

Актуализация знаний                                                

Составление  интеллект – карты

Игра «Третий  лишний»

Определение географических объектов по их описанию

Нанесение  объектов суши на контурную карту

«Хлопай в ладоши»

- После  каждого этапа урока   не забывайте   оценить  свою работу.

II.Актуализация знаний                                                                                         Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Ребята, сейчас послушайте и отгадайте загадки:

Он у моря – как язык, он берега лизать привык, и пляж в часы прилива Он вылизал на диво. (залив)

В сто морей тот  великан,

Он зовётся… (океан)

Он ведет из моря в море

Он не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре.

И шум, и звон, и теснота. (пролив)

Плещут волны на просторе,

Берегов не  видно в … (море)

- О каких частях Мирового океана говорится в загадках? (Океаны, моря заливы и проливы - водные части Мирового океана)

-Послушайте следующие загадки:

Я вам  этот континент опишу в один момент:

Он  весь сплошная льдина, зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

 Бери, мой друг пример с пингвина. (Антарктида)

Суши маленький кусочек,-

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода (остров)

- Отгадками были слова Антарктида и остров.  Что это в Мировом океане?   (суша)

Ш. Выявление места и причины затруднения. 

Цель: обсуждение затруднений.

– Почему возникли затруднения при ответе на этот вопрос? Что ещё мы не знаем? (Материки, острова – это части суши в Мировом океане)                          

IV Построение проекта выхода из затруднения                                        Цель: постановка учебной деятельности и способов её реализации                                                                             - Кто может сформулировать тему урока?                                         (Части  суши в Мировом океане.)                                                                           - Определим цель  урока.                                                                            

(Целью:  сформировать представление о Мировом океане, о размещении суши в нём.

Задачи: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.)

- По какому  плану будите выполнять работу?                                                                             План                                                                                                   1.Изучить   материал  в учебнике                                                     2.Ответить на вопросы                                                                      3.Сравнить с эталоном

V. «Открытие нового знания»

 Цель: Построение и фиксация нового способа действий при решении задачи, вызвавшей затруднение

-Самостоятельно прочитайте  текст учебника стр.100-101, раздаточный справочный материал (прил. 2). https://fs00.infourok.ru/images/doc/258/263198/img9.jpg

-Составьте интеллект – карту «Части суши в Мировом океане» (прил.1), работать будете в парах.

- Вспомним правила работы в паре.  

ПАМЯТКА

  1. Перечислите части суши в Океане.
  2. Если есть, то их различия по происхождению.
  3. Приведите примеры, используя физическую  карту  полушарий и России.

По завершению работы проверим по эталону, объекты покажем на карте полушарий и карте России:

«Части суши в Мировом океане»

острова

архипелаги

полуострова

        

материковые

                               вулканические

   коралловые (биогенные)

Гренландия, Мадагаскар,

Тасмания...

Большой Барьерный риф, Мальдивские

Гавайские,

Курильские,

Канарские…

Алеутские, Канадский Арктический архипелаг,  

Японские,

Большие Антильские острова…

Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Камчатка,

Сомали,

Таймыр….

   (Могут быть различные примеры)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель: усвоение учащимися нового способа  действия при решении типовых задач.

- Сейчас поиграем в «Третий  лишний». Из перечисленных  географических объектов назовите лишнее, объясните почему.

Мадагаскар,  Ява, Мексиканский  (Мексиканский  - это залив, а перечислены острова)

Шри-Ланка, Индостан, Таймыр (Шри-Ланка – это остров, а перечислены полуострова)

Аравийский, Кольский, Бенгальский  (Бенгальский – это залив, а перечислены полуострова)

Гренландия, Ямайка, Ямал  (Ямал - это полуостров, а перечислены острова)

Панамский, Суэцкий, Калифорния (Калифорния - это полуостров, а перечислены каналы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дружно с вами мы читали про моря и океаны,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.

На счет три – прижмем к плечам, на четыре - к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

 Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет        

- Сейчас самостоятельно  поработаем с карточками,  по которым вам нужно узнать географический объект. (без использования атласа)   Проверим  свои  ответы по эталону.

1 вариант

1. Это четвёртый по величине остров мира. Он расположен к востоку от Африки и отделён от неё широким проливом. В центральной части острова расположено высокогорное плато, круто обрывающееся в сторону Индийского океана. Остров уникален по составу растительного и животного мира. Здесь обитают животные, которых нет больше нигде на планете, например лемуры и некоторые виды хамелеонов.

Ответ.          

2.Группа островов в западной части Тихого океана. Включает в себя четыре крупных острова и несколько сотен мелких островов. Свыше 75% территории занимают горы. На территории     островов    много    действующих и потухших вулканов. Высшая точка архипелага– вулкан Фудзияма (3776 м). На островах часты землетрясения, а тихоокеанское побережье подвержено цунами. Архипелаг целиком занимает одна страна с древней самобытной культурой. Эта страна славится на весь мир производством самой современной электронной техники. Её столица Токио – один из крупнейших городов мира.

Ответ.          

2 вариант

1. Самый большой на Земле полуостров расположен на юго-западе Азии, его площадь составляет 2730 тыс. км2. Он омывается водами Индийского океана и отделён от Африки Красным морем. Климат здесь тропический, жаркий и сухой. Бóльшую часть полуострова занимают тропические пустыни. Постоянных рек нет, многочисленны сухие русла – вади. На побережье и шельфе Персидского залива сосредоточены крупнейшие в мире месторождения нефти и природного газа. В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), расположенных на полуострове, в городе Дубае возведено самое высокое здание в мире – башня «Бурдж- Халифа».

Ответ.          

2. Полуостров, расположенный в северо- восточной части Евразии на территории России. Омывается водами Тихого океана и его морей – Охотского и Берингова. Полуостров относится к сейсмически активным зонам, здесь часты землетрясения и извержения вулканов. Вулканы являются главными достопримечательностями, их насчитывается более 30, крупнейшие из них Шивелуч и Ключевская Сопка. Они изображены на гербе и флаге полуострова. Ещё одна из достопримечательностей – Долина гейзеров. В прибрежных водах вылавливают креветок, крабов, а также лососёвых рыб.

Ответ.          

№ задания

Ответ

1 вариант

1

остров Мадагаскар

2

архипелаг Японских островов

2 вариант

1

Аравийский полуостров

2

полуостров Камчатка

2. - Используя текст параграфа, составленную  интеллект – карту, нанесите на контурную карту перечисленные  объекты суши, проверяя правильность выполнения работы по атласу.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: Повторение и закрепление

- Я предлагаю игру «Хлопай в ладоши». Услышав неверное утверждение, вы хлопаете в ладоши,   даёте правильный ответ:

     Небольшой участок суши со всех сторон окружённый водой – это остров.(верно)

     Часть моря или  океана, вдающееся в сушу – это полуостров.  (неверно, залив)

     Группа остров близкорасположенная друг к другу – это архипелаг. (верно)

     Гренландия – это полуостров. (неверно, остров)

     Узкие, вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши – это  полуострова. (неверно,  проливы)

IX.Рефлексия деятельности (итог урока) 

        Цель: осознание обучающимися своей и всего класса учебной деятельности

Закончите предложения:

- На уроке я узнал (а)….

-Для меня было сложным…

-Мне понравилось…

-Оцените свою работу, посчитав полученные баллы, переведите в оценку.

 Скажите о работе класса в целом.

Домашнее задание.

         Те, кто считает,  что сегодня недостаточно справились  и поняли тему урока,  записывают:                                                                                              Параграф 30, «Мой тренажер» стр. 47 задание 1-3

       Те, кто  считает, что он может идти дальше, усвоил материал:

«Мой Тренажер» стр. 47 задание 1-3.  По электронному приложению поработать в разделе: Тренажёр и контроль.

-Я рада буду видеть вас на следующем уроке.

Используемая литература

1.Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках»,  «ТЦ Сфера», М., 2005

2.Алексеев А.И,  Николина В.В.,  Липкина Е.К. Учебник. География 5-6 классы,  серия «Полярная звезда», «Просвещение», 2012

3. Николина В.В. «Поурочные разработки», 5-6 классы, «Просвещение», 2016

4.https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-v-klasse-na-temu-ostrova-i-poluostrova-728746.html

Приложение 1

«Части суши в Мировом океане»

        

___________

                              _______________

   ____________________

Приложение 2

Справочный материал

Есть острова морские, океанические, речные и озерные. По происхождению они бывают материковые и самостоятельные (вулканические и коралловые).   Материковые острова — участки суши, отделенные от материка в результате опускания суши. Они размещены на подводной основе материков (Гренландия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Великобритания, Новая Земля).

  Вулканические острова — острова, возникшие в результате вулканических извержений на дне океанов и морей. Вулканические острова небольшие, часто они поднимаются на значительную высоту над водой и имеют форму вулкана. Вулканические острова встречаются группами, образуя цепочки гор (Курильские, Гавайские).

  Коралловые (биогенные) острова образуются строениями коралловых полипов. Коралловые полипы живут большими скоплениями на глубине до 50 м. Прикрепляясь к твердому дну моря, они нарастают сверху, распространяются в ширину. Образуют вытянутые в длину рифы и небольшие низменные острова кольцеобразной формы — атоллы. Коралловые полипы могут жить в океанической воде с температурой не ниже +20 °С, поэтому коралловые острова встречаются только в морях жаркого пояса, между 30° пн. ш. и 30° юж. ш. (Большой Барьерный риф).  

К крупнейшим островам относятся: Гренландия (2176 тыс. км2), Новая Гвинея (829 тыс. км2), Калимантан (734 тыс. км2), Мадагаскар (590 тыс. км2).                                                                                                                          Крупнейший полуостров на Земле — Аравийский — размещен в Юго-Западной Азии. Более как на 1000 км. врезается в Индийский океан полуостров Индостан. На северном западе Европы является Скандинавский полуостров.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация

Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....

Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части

Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части...

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Мировой океан и его части"

Данный материал составлен по УМК Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. Целью урока является помочь учащимся раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, усвоить знания о его крупных частях и уме...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....