Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
тест по географии (7 класс)

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халхарова Н.Д., учитель географии

МБОУ «Сосново – Озерская СОШ№2»

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ТЕМА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА»

Прочтите тексты и выполните задания 1- 10. Продолжительность диагностической работы – 40 минут.

Типы почв

Ещё на заре цивилизации земледельцы подметили, что разные участки земли дают неодинаковый урожай. Чем более тёмной, богатой гумусом (перегноем) была земля, тем больший урожай собирал древний земледелец.

Древние греки считали, что растения питаются так же, как животные. Только растения перевёрнуты вниз головой. У животных рот находится сверху и впереди, а у растений «рот» (то есть корень) – снизу. Растения способны «откусывать» и «проглатывать» «жирные» частицы почвы (гумуса), пока почва не станет совсем бесплодной.

1. Какой тип почвы и почему является самым плодородным в нашей стране?

 Типы почв различных природных зон России

 

родная зона

Тип почв

Содержание гумуса, %

Условия почвообразования

Арктические пустыни

Арктические

1,0–1,5

Очень мало тепла и мало растительности

Тундра

Тундрово-глеевые

4,0–6,0

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода 

Лесная зона

Тайга европейской части России

Подзолистые

2,5–4,0

Обилие хвои

Лесная зона

Тайга Восточной Сибири

Таёжно-мерзлотные

3,0–5,0

Вечная мерзлота

Смешанные леса

Дерново-подзолистые

2,0–4,0

Промыв весной, относительно большое количество растительных остатков

Широколиственные леса

Серые лесные

4,0–9,0

Большое количество опада

Степи

Чернозёмы

10,0–15,0

Много растительных остатков, много тепла

Полупустыни

Бурые, серобурые

1,0

Сухой климат, разреженный растительный покров

 

2. Природная зона – часть географической оболочки Земли, включающая климат, рельеф, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.

undefined

Почвы с каким содержанием гумуса характерны для большей части территории России?

3. Какие типы почв преобладают на территории России? Выберите два верных ответа.

Типы почв различных природных зон России

Природная зона

Тип почв

Содержание гумуса, %

Условия почвообразования

Арктические пустыни

Арктические

1,0–1,5

Очень мало тепла
и мало растительности

Тундра

Тундрово-глеевые

4,0–6,0

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода 

Лесная зона

Тайга европейской части России

Подзолистые

2,5–4,0

Обилие хвои

Лесная зона

Тайга Восточной Сибири

Таёжно-мерзлотные

3,0–5,0

Вечная мерзлота

Смешанные леса

Дерново-подзолистые

2,0–4,0

Промыв весной, относительно большое количество растительных остатков

Широколиственные леса

Серые лесные

4,0–9,0

Большое количество опада

Степи

Чернозёмы

10,0–15,0

Много растительных остатков, много тепла

Полупустыни

Бурые, серобурые

1,0

Сухой климат, разреженный растительный покров

 

 

            1) 

Серые лесные

  

 2) 

Арктические

  

 3) 

Подзолистые

  

 4) 

Бурые

  

 5) 

Таёжно-мерзлотные

4. Считалось, что для получения хорошего урожая почве нужно давать отдых от растений. Если целый год на поле ничего не сеять и не давать расти сорнякам (поле под паром), то урожай в следующем году увеличится. На территории нашей страны начиная с Х века до середины XIX века существовали как двупольная, так и трехпольная система земледелия.

Озимые культуры сеют осенью; до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые – однолетние культуры, которые высевают весной, а урожай собирают в конце лета или осенью.

 undefined

В чём преимущество трёхпольной системы земледелия перед двупольной? Назовите не менее двух преимуществ. 

5. Научная теория – это объяснение одного из явлений мира природы, которое можно многократно проверять и подтверждать в соответствии с научным методом, используя принятые протоколы наблюдения, измерения и оценки результатов.

В сельскохозяйственной науке XIX века широкое распространение получила «гумусная теория питания растений». Сформулируйте основное положение этой теории.

6. Перед тем как провести эксперимент, известный голландский учёный Ван Гельмон (1577–1644) в своём дневнике записал следующее: «Допустим, растения питаются гумусом. Если посадить растение в сосуд с почвой, через некоторое время гумуса станет меньше. Взвесив почву, мы увидим, сколько гумуса впитало растение. А растение должно прибавить в весе ровно на столько, сколько оно поглотило гумуса из почвы». Как, с точки зрения научного метода, можно назвать такую запись в дневнике?

 7. Около 400 лет назад известный голландский ученый ван Гельмонт провел следующий эксперимент. Он взял около 80 кг сухой земли в кадке и в неё посадил ветвь ивы весом 2 кг. В течение пяти лет естествоиспытатель выращивал её, поливая только дождевой водой. За это время вес ивы увеличился до 76,5 кг, а вес земли уменьшился всего на несколько десятков г.

undefined

Подтвердил или опроверг древнегреческую гумусную теорию питания растений Ван Гельмонт? Свой ответ аргументируйте.

8. Как можно объяснить результат опыта Ван Гельмонта с позиции современных знаний о питании и развитии растений?

  

 1) 

Ива выросла благодаря накоплению воды, которой её поливали.

  

 2) 

Рост ивы определяется характером и составом почвы, в которой оно находится.

  

 3) 

Материал, из которого выросло дерево, изначально находился в посаженной ветви ивы.

  

 4) 

Основная масса веществ, необходимых для работы и развития дерева образовалась в листьях.

9. Из результата своего эксперимента Ван Гельмонт сделал следующий вывод: «Растение выросло только за счёт дождевой воды». Это позволило считать его основателем водной теории питания растений.

В чем была ошибка естествоиспытателя?

10. В настоящее время в сельском хозяйстве широко применяется гидропоника – это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни.

undefined

Может ли современный специалист, занимающийся выращиванием растений таким способом, объяснить причину роста растения, воспользовавшись гумусной теорией питания? Свой ответ аргументируйте.

Критерии оценивания

1.

Возможный ответ

Ответ: чернозёмы, потому что содержание гумуса в них около 10–15% 

Назван тип почвы и дано обоснование

1 балл

Назван только тип почвы, или ответ неверный, или отсутствует

0 баллов

 2.

Возможный ответ

Ответ: для большей части территории РФ характерны почвы с очень низким содержанием гумуса

Ответ сформулирован верно

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов

3.

Возможный ответ

Ответ: 3, 5

Верно указаны два элемента

2 балла

Верно указан один элемент

1 балл

Ответ неправильный или отсутствует

0 баллов

4.

Возможный ответ

Ответ:

 1. Увеличение площади ежегодной пашни;

 2. Больше урожая за один и тот же промежуток времени;

 3. Сезонные полевые работы, такие как вспашка, посев и уборка урожая, стало возможным распределить на весь календарный год;

 4. Отсутствие урожая (пар) случается только раз в три года, а не раз в два года;

 5. Расширение перечня сельскохозяйственных культур

Верно приведены два любых преимущества

2 балла

Приведено только одно любое преимущество

1 балл

Приведены неверные преимущества или отсутствуют

0 баллов

 5.

Возможный ответ

Ответ: растения способны «откусывать» и «проглатывать» «жирные» частицы почвы (гумуса)

Ответ сформулирован верно

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов

 6.

Возможный ответ

Ответ: гипотеза

Ответ сформулирован верно

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов

7.

Возможный ответ

Ответ: гумусную теорию опроверг.

 Обоснование: за 5 лет эксперимента вес ивы увеличился в 38 раз, тогда как вес земли уменьшился на несколько десятков граммов.

Ответ сформулирован верно и приведена аргументация

2 балла

Ответ сформулирован верно, аргументация отсутствует

1 балл

Ответ сформулирован неверно или отсутствует

0 баллов

8.

Ответ: 4

Выбран верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

9.

Возможный ответ

Ответ: он не учитывал воздушное питание (фотосинтез)

Ответ сформулирован верно

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов

10.

Возможный ответ

Ответ: нет.

Обоснование: в росте и развитии растений, выращиваемых способом гидропоники, гумус (перегной) не участвует

Верно сформулирован ответ и приведена аргументация

2 балла

Верно сформулирован ответ, аргументация отсутствует

1 балл

Ответ сформулирован неверно или отсутствует

0 баллов

Источник: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках географии

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную  позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными ...

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней  Функциональная грамотность - способност...

Задания для оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс:7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...