Тезисы к выступлению на муниципальную МНПК по теме: "Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка"
методическая разработка

Пантюхина Оксана Алексеевна

Материалы были подготовлены к выступлению на МНПК педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_pantyuhina_oa.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Пантюхина Оксана Алексеевна

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю работу по теме…

СЛАЙД 1. В последнее время в педагогической среде часто используется понятие «функциональная грамотность». Это словосочетание как магическое заклинание звучит с самых разных площадок: вебинаров семинаров, конференций, посвященных вопросам модернизации отечественного образования.

СЛАЙД 2. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных учебных действий. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают не только определиться с будущей профессией, но и найти место в жизни, суметь решить разные жизненные проблемы. СЛАЙД 3. Эта тема актуальна в повседневной жизни стремительно развивающегося мира, потому что, не только учащиеся, но и мы с вами коллеги, учимся этому всю нашу сознательную жизнь. Курсы, вебинары, онлайн платформы и др. А вот закладка этой компетенции начинает формироваться школе.

А как её формировать на уроках английского языка? Что такое функциональная грамотность?

СЛАЙД 4. Термин функциональная грамотность вошел в нашу жизнь в связи с проведением международного тестирования для школьников PISA (Programme for International Student Assessment).

СЛАЙД 5. Тестирование проверяет: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе.

Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.

СЛАЙД 6. Поэтому считаю важным для себя формировать и развивать функциональную грамотность на уроках английского языка.

СЛАЙД 7,8. И ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Внедрить в практику технологии формирования функциональной грамотности обучающихся.
  2. Формировать у учащихся универсальные навыки, непосредственно ориентированные на формирование Soft skills или навыков 21 века (Communication, Collaboration, Creativity, Critical thinking).
  3. Учить продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного выражения воображения.

СЛАЙД 9. Функциональная грамотность включает в себя:

- читательскую грамотность;

- финансовую грамотность;

- математическую грамотность;

- естественнонаучную грамотность;

- глобальные компетенции;        

- креативное мышление.

СЛАЙД 10. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках я использую следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • метод проектов;
  • личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);
  • информационно-коммуникационная технология;
  • эвристические методы обучения;
  • игры, песни, видеофрагменты, аудиофайлы.

СЛАЙД 11 Так, например, Учитывая психофизиологические особенности учащихся нач. школы, я придерживаюсь следующих методических принципов:

  • частая смена деятельности;
  • погружение в языковую среду;
  • многократное аудирование вводимых структур;
  • преемственность и постоянное повторение материала;
  • общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей;
  • игровая форма деятельности;
  • наглядность (картинки, игрушки, схемы, видео); СЛАЙД 12
  • доброжелательная атмосфера на уроке, частая похвала учителя, даже за незначительные достижения;
  • разнообразие форм работы на уроке (парная, групповая)

При работе с материалом я стараюсь задействовать все каналы восприятия, total physical response.

Для себя я выделила несколько методик и приёмов, которые считаю наиболее эффективными. Рассмотрим их более подробно.

СЛАЙД 13Коммуникативная методика – одно из наиболее перспективных направлений. Основная идея заключается в погружении детей в языковую среду и традиционный быт страны. В начальной школе эта методика включает:

  • чтение диалогов по ролям и работа с наглядным материалом;
  • подбор дополнительных наглядностей;
  • просмотр мультфильмов и видеороликов (не более 1 минуты)
  • активная работа в парах и мини-группах (сильный + слабый);
  • проработка реальных жизненных ситуаций на иностранном языке;
  • разговорная практика (игра, диалог, озвучивание, съёмка видеоролика).

СЛАЙД 14 Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. Для некоторых игр необходим всего один небольшой атрибут (мячик, палочка или игрушка).

Практическая направленность уроков является важной составляющей образовательного процесса, знания должны быть применимы на практике.

Для формирования практических умений я активно использую эвристические методы обучения, с которым познакомилась на курсах повышения квалификации в г. Москве.

СЛАЙД 15 Эвристические задания представляют собой практический инструментарий для проведения занятий по новым стандартам ФГОС. Задания такого типа отличаются от традиционных тем, что они доступны для любого школьника. Их может выполнить ученик, имеющий лишь элементарные представления по предмету. Но для того, чтобы выполненное задание было оценено высоко, нужно проявить не только творчество, но и предметную подготовку, владеть универсальными способами деятельности.

Эвристическое обучение - это непрерывное открытие нового самим учеником. Это педагогическая система, где образование построено на творческой самореализации учеников и педагогов через создание ими образовательных продуктов. СЛАЙД 16 Это могут быть: тексты, рисунки, поделки, изобретения, правило, схема, символ, система оценки, чувства, навыки и т.д Но главное в этих заданиях это открытость, т.е отсутствие заранее известного результата его выполнения.

Конечно это пугает многих родителей, возникают вопросы, что делать, как делать. Все привыкли к четкому алгоритму, не смотря на постоянно меняющийся и развивающийся мир.

Очень важный моментом при создании эвристического задания – это продумывание текста задания.

СЛАЙД 17 С помощью эвристических заданий, у учащихся формируется критическое мышление, креативное мышление, а они являются неотделимой составной функционально грамотности, так как подразумевают:

  • определение границ своего знания и незнания;
  • понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить;
  • умение формулировать эти вопросы и др.

СЛАЙД 18 Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка):

  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала; СЛАЙД 19
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности; СЛАЙД 20
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • а в общем, способствует повышению качества образования.

        Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Положительная динамика результатов в обучении достигается благодаря знаниям в области педагогики, возрастной психологии, использованию актуальных методик и современных образовательных технологий. Применяя задания на формирование функциональной грамотности на своих уроках, я способствую повышению мотивации детей, расширяю их кругозор, развиваю творческие способности, помогаю осознать ценности современного мира. Всё это необходимо для гармоничного развития личности ребенка и его дальнейшего взаимодействия с обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Презентация.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка....

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...