Образовательные технологии формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии
методическая разработка по химии (8 класс)

В современном мире проблема функциональной грамотности является актуальной и жизненно важной. Естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tema_chervonoy2.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии

Червоная Виктория Александровна, учитель химии

ГБОУ ЛНР «КГ №1 имени Л.Литвяк»

2025 год

Аннотация. В современном мире проблема функциональной грамотности является актуальной и жизненно важной. Естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность.

Формирование естественнонаучной грамотности школьников при обучении химии является одной из первоочередных задач наряду с освоением системы химических знаний, включающей: фундаментальные понятия, законы и теории химии; современные представления о строении вещества; знания о закономерностях протекания химических реакций, научных методах познания веществ и химических процессов [1, с. 91].

О функциональной грамотности сегодня говорят все больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным разнообразной информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.

Развитие информационного общества, динамичность социально-экономических и научно-технических факторов значительно повышают требования к уровню функциональной грамотности и образованности человека в XXI веке.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется [2, с. 199].

Одним из аспектов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситyаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения [3, с. 35].

В современных условиях роль предметов естественнонаучных дисциплин, имеющих множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем, таких как: производство энергии, охрана и защита окружающей среды, медицина и здравоохранение.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и в соответствии с этим принимать правильные решения.

Использование разнообразных задач позволяет формировать коммуникативные, интеллектуальные химические компетенции, а использование разных форм работы делает урок более содержательным и интересным для обучающихся и учителя, способствует саморазвитию личности в процессе обучения.

У обучающихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Выявлено, что обучающиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний.

В этих условиях роль учебных предметов, в частности химии, биологии, географии и физики, имеющих множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования, возрастает в старших классах школ и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем, таких как защита окружающей среды, здравоохранение, агроэкология и другие. При этом хороший результат даёт применение интегративных заданий – это разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.

Какими должны быть учебные задания, формирующие естественнонаучную грамотность?

#1047;адания должны содержать как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.

#1047;адания должны быть основаны на материале из разных предметных областей.

3. В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы.

4. Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные».

5. Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Приведу примеры заданий, которые использую на своих уроках.

8 класс

№ 1

Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 2 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

#1054;бъясните, что значит «приготовить раствор»?

#1057;делайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раствора.

№ 2

При повышенной кислотности желудка врач рекомендует препарат «Алмагель», содержащий гидроксиды магния и алюминия. На чем основано действие этого препарата, нейтрализующего свободную соляную кислоту в желудке? Напишите уравнения соответствующих реакций.

№ 3

Ртуть из-за своей летучести – опасное для здоровья человека вещество, однако в некоторых приборах без неё не обойтись. Поэтому иногда ртутьоказывается на открытом воздухе, например, вытекая из разбитого ртутного градусника. Сотрудники МЧС первым делом собирают крупные шарики ртути, а те места, из которых маленькие серебристые капли не извлекаются, засыпаютпорошком желтого цвета - серой. Через непродолжительное время образуется кирпично-красная киноварь, которая совершенно безопасна для человека.

Объясните: о каком явлении – физическом или химическом – идет речь. Ответ подтвердите характерными признаками явления и уравнениями реакций.

№ 4

АЦЦ - средство от кашля. Одна таблетка АЦЦ массой 3 г содержит 100 мг ацетилцистеина и 2,9 г сахарозы. Перед употреблением таблетку АЦЦ растворяют в 100 мл воды. Вычислите массовую долю сахарозы в полученном растворе ацетилцистеина.

9 класс

№ 1

Сера играет одну из важнейших ролей в организме человека, это незаменимый элемент, входящий в состав аминокислот . Много серы в хрящевой, костной и нервной тканях, в ногтях, коже и волосах, всего же в теле человека содержится около полутора килограммов серы, а дневная потребность — 4 грамма. Например, в теле человека весом 70 кг содержится около140 граммов серы.

Вычислите массу серы в теле учащегося, если его вес составляет 44 кг. Ответ подтвердите расчетами.

№ 2

В пластиковую бутыль поместили кристаллический нитрит натрия и добавили раствор соляной кислоты. В ходе протекающей реакции бутыль наполнилась газом бурого цвета. По завершению реакции бутыль плотно закрыли крышкой и тщательно перемешали содержимое. При этом бурая окраска газа исчезла и бутыль сжалась. Но при открывании крышки форма бутыли восстанавливалась, а бесцветный газ превратился в газообразное вещество бурого цвета.

1 Какие вещества были взяты для получения газа бурого цвета?

2. Опишите процесс получения газообразного продукта бурого цвета из нитрита натрия. Объясните, почему деформируется бутыль в ходе проведения опыта?

3. Бурый газ частично образуется при работе двигателя внутреннего сгорания из кислорода и азота. Какие негативные последствия можно предположить при попадании бурого газа в окружающую среду? Аргументируйте свой ответ.

№ 3

Саратовская фирма «ООО» планирует открыть производство минеральной воды «Волжанка». Комиссия по сертификации производства отказала директору фирмы Петрову в рассмотрении заявки на сертификацию товара, увидев этикетки, заготовленные для наклейки на бутылки с водой. На них была указана следующая информация:

Минеральная вода содержит:

Катионы:

Анионы:

Na+, Ag+,Mg2+

Cl-, SO42-, CO32-

#1055;очему, по вашему мнению, комиссия отказала в рассмотрении заявки?

#1053;апишите уравнения реакций, которые подтверждают причину отказа.

10 класс

У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся углеводы – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые слёзы, напоминающие белок куриного яйца, служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.

#1059;становите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О).

2. Сравните физические свойства глюкозы и фруктозы.

3. Даны растворы глюкозы и фруктозы. Как можно определить каждый из растворов? Составьте уравнения соответствующих реакций.

11 класс

Вы прокипятили белое белье со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака - белый рыхлый налёт.

#1055;очему это произошло? Напишите уравнения химических реакций описанных процессов.

#1050;ак можно удалить пятна с белья и налет со стенок бака?

#1063;то надо было сделать чтобы не испортить белье?

Таким образом, использование разнообразных задач способствует:

-привлечению внимания ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбуждает у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности;

- ставит перед посильным познавательным затруднением;

- направляет ученика к пониманию основной проблемы и задачи, помогает наметить план поиска пути для решения, побуждает ученика к активной деятельности.

Библиографический список

1. Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г.
Из опыта разработки заданий по оценке естественнонаучной грамотности школьников при обучении химии. – Журнал Педагогические измерения - Выпуск №2 С.91-96.

#1041;орщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. - Журнал «Наука и школа», №1/2021 год - С.199-208.

#1050;овалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. № 16. - С. 32-36.

Комментировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Подборка задач на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии....

Формирование естественнонаучной грамотности при изучении химии

В условиях реализации ФГОС способствует формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии....

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Материал по обобщению опыта по формированию функциональной грамотности на уроках химии...

Аукцион методических разработок по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии

Функциональная грамотность - способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний....