Система работы с мотивированными учащимися
статья по теме

Николаева Ирина Вадимовна

Представлены материалы лекции по теме "Система работы по сопровождению и поддержке одаренных и особо мотивированных учащихся (из опыта работы МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»)" для слушателей модульных курсов Магаданского областного ИПК ПК (март 2015).

Лекция носит интерактивный характер, сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по сопровождению и поддержке

одаренных и особо мотивированных учащихся

(из опыта работы МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»)

Николаева Ирина Вадимовна,

учитель географии

МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»

В 2009 году в рамках всероссийского конкурса эссе я размышляла  о реализации пунктов инициативы Наша Новая Школа. Из 25 предложений (по условиям конкурса) несколько были посвящены вопросам поиска и поддержки талантливых детей.

Сегодня мне представилась возможность поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения и своим педагогическим опытом по работе с особой категорией учащихся – высоко мотивированных и  одаренных.

Я предлагаю вам построить нашу интерактивную лекцию в виде ответов на четыре важных, на мой взгляд, вопроса:

  1. С кем работать? (каким образом определить категорию учащихся, с которыми следует работать по развитию одаренности)
  2. Кому работать? (какими качествами должен обладать педагог, занимающийся развитием этих навыков, чему необходимо учиться педагогу, чтобы развивать навыки самостоятельного исследовательского труда; формы работы с педагогами для совершенствования их знаний в этой сфере)
  3. Как работать? (какие традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимся помогут сформировать и развить у них одаренность и мотивацию)
  4. Для чего работать? (какое практическое применение самостоятельных исследовательских навыков можно предложить учащимся; «выход»)

С кем работать?

Единого определения одаренности не могут дать ни педагоги, ни психологи. Поэтому отбор одаренных детей, обучение их по специальным программам не всегда оправданны. Известно, что только около 3% особо одаренных детей (из всех признанных одаренными) в дальнейшем оправдывают возлагаемые на них надежды, а количество одаренных, но незамеченных детей неизмеримо больше.

Необходимо признать существование не только актуальной, но и потенциальной одаренности, расширить категорию детей, считающихся одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие познавательные возможности учитывались при организации обучения. Все это заставляет пересмотреть традиционные взгляды на одаренных детей как на крайне редкое в массовой школе явление и разглядеть их среди своих учеников.  

 В каждом образовательном учреждении был создан «Банк одаренных» - документ, представляющий собой список учащихся с указанием достижений в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Цель его создания заключалась в предоставлении возможности использования педагогами учреждения его данных для создания условий развития одаренных школьников.

Такой «Банк», по сути, позволяет определить учащихся в группы одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»:

1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.

Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.

Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью.

Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.

Собранная у педагогов информация, оформлялась и хранилась в методическом кабинете, а в настоящее время она хранится в локальной сети школы и доступна любому педагогу с его рабочего места.

Сработало ли? Только в той части, что фамилии способных, особо мотивированных и одаренных школьников, по мнению каждого педагога лицея, стали доступны всем и обсуждался сам факт справедливости присвоения тому или иному ученику статуса «одаренный».

На одном из совещаний при директоре мы проанализировали эффективность использования данных Банка одаренных самым простым способом: посчитали соотношение количества учащихся из Банка и количество участников школьной НПК из них.

Результат получили неожиданный и приняли решение в методическую работу лицея включить мероприятия (педагогические советы, заседания кафедр, методические семинары) по проблеме создания условий для раскрытия одаренности и способностей учащихся, внесли изменения в ШЦП «Одаренные дети», потому что программные мероприятия нуждались в обновлении с учетом применения новых интенсивных педагогических технологий.

Мы размышляли о том,  как же выявлять в массовой школе особо мотивированных и одаренных школьников. И каждый раз убеждались, что решение этой проблемы зависит от квалификации учителя в этом вопросе. А выявить школьников, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, можно путем проведения целенаправленных наблюдений за их учебой и внеурочной деятельностью.

К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

А способны ли вы увидеть в своих учениках особо одаренных ?

Предлагаю мини-тест.

Перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

На практике такие учителя встречаются редко!

Возникает закономерный вопрос

Кому работать?

В идеале после выявления одаренности детей работа с ними должна вестись 2 группами педагогов:

  • учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
  • наставник (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
  • классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

Чаще же всего между педагогами начинается другая работа (знакомая вам) под девизом: один на всех и все за одного. И вы, наверняка, сталкивались с проблемой нагрузки на одного и того же ученика при участии в олимпиадах и конференциях, конкурсах и соревнованиях. Проблему обозначили сами дети, когда перестало хватить сил на всё и всех. И пришлось выбирать. Здесь вспоминается содержание одного из кейсов для решения образовательных проблем: лучшая выпускница школы на прощальном вечере произносит неожиданные для многих слова о том, что школа не научила ее выбрать одну дорогу из тысячи.

Эффективность внедрения и реализации разнообразных форм работы с мотивированными школьниками на 90% зависит сначала от интереса учителя к этому виду работы, а потом от формирующихся навыков её организации в итоге мастерства.

Кадровые ресурсы – это не только и не столько некий конкретный набор педагогических, руководящих и других работников. Это их конкретный потенциал, выражающийся в знаниях, опыте, компетентностях, способностях. Наиболее ценны такие ресурсы, которые не просто являются достоянием каждого педагога, а применяются коллективно, в совместной деятельности. Перед нами постоянно стоит вопрос, кто из педагогов может работать  с особо мотивированными и с одаренными? Вопрос не праздный: кто будет готовить к олимпиадам, кто будет работать с одаренными в летнем лагере, кто расширяет кругозор учащихся, кто формирует УУД и т.д.

Вместе с ПНПО и ННШ в нашу профессиональную деятельность вошли широкие возможности дистанционного обучения по самым разным проблемам образования. 2010-2011 году педагоги лицея активно повышали квалификацию по различным направлением с использованием разнообразных форм непрерывного послевузовского образования.

Вот тематика курсов только за один учебный год (2010-2011):

В настоящее время наибольшей популярностью среди педагогов лицея пользуются площадки дистанционного обучения Педагогический университет «1 сентября», ЦДО «Снейл», вебинары ИД «Просвещение», ЦРМ.

Разнообразие тематики и форм повышения квалификации подчеркивают заинтересованность педагогов и администрации в формировании профессиональных компетенций, в том числе и в связи с их включением в требования  к квалификационным категориям.

Эффективность работы по повышению квалификации подтверждается участием педагогов в мероприятиях (в том числе конкурсных) городского,  областного, регионального, всероссийского и международного уровня, проведением на базе лицея мероприятий различной направленности.

Мы проанализировали эффективность использования кадрового потенциала в работе с одаренными, используя панораму деятельности педагогов по схеме «где участвовал педагог – степень его инициативности в реализации своего потенциала - его формы работы с одаренными – результаты работы с одаренными»

Участие педагогов в конкурсных мероприятиях, подготовка к ним, разнообразие форм и приемов, безусловно, способствовали созданию мотивационных условий для перехода на новый уровень профессиональной деятельности. Тут и появляются те пресловутые 90 % интереса учителя к работе с мотивированными детьми, и срабатывает принцип «Успешный учитель – успешные ученики».

Сознательная и углубленная работа педагога над совершенствованием своего педагогического мастерства позволяет ему стать действительным позитивным примером, а не негативным тормозом обучения ребенка. Учителю необходимо быть готовым грамотно реагировать на “нештатные” ситуации, возникающие при обучении одаренных детей. 
Обучение педагога быстрому и гибкому профессиональному решению возникающих задач – одна из важнейших целей самой школы, всего педагогического коллектива. Практика показывает, что нестандартность индивидуального стиля поведения и учения именно одаренного ребенка часто загоняет учителя в педагогический и эмоциональный тупик, вызывая желание привести эту творческую нестандартность к общему знаменателю – с собой и остальными, якобы “стандартными” учениками.

НОВЕЙШИЙ ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

ИНСТРУКЦИЯ

Ответьте на предлагаемые вопросы. Ответы следует записать на отдельном листке бумаги.
1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых – 31 день. В скольких месяцах 28 дней?

2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?

3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?

4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получится?

5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?

6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в ХОЛОДНУЮ и ТЕМНУЮ комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?

7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?

8. Возьмите два яблока из трех имеющихся. Что вы получите?

9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?

10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?

Сравните свои ответы с правильными ответами. Подсчитайте количество ответов, данных вами правильно. Определите свой статус

Как работать?

Надежды простым способом решить проблемы развития одаренных детей – путем отбора и обучения их по усложненным программам, построенным без учета их индивидуальных психологических особенностей, – оказываются несостоятельными. Это иллюзия, заблуждение. Беда еще в том, что «актуально» одаренные дети часто перегорают, а «потенциально» одаренные остаются нераскрытыми и не реализуют своего потенциала. А строить индивидуальные траектории в массовой школе дело нелегкое.  Пару лет назад была попытка встроить такой маршрут для ученика 5 класса, проявляющего особые способности  в математике, но сложности возникли уже при первых попытках выстроить индивидуальное расписание с учетом нагрузки учителей и финансовой дисциплины.

Среди форм работы с одаренными условно выделим группу традиционных, и вы, наверняка, назовете примеры таких видов, которые используются практически во всех учреждениях.

ОТВЕТЫ

  • В большинстве образовательных учреждений существуют  и работают НОУ.  В работе нашего НОУ был опыт работы многопрофильной Малой Академии, сессии которой проводились на осенних, зимних и весенних каникулах с охватом почти 100 человек. Во время открытой сессии учащиеся занимаются по секциям, имели возможность «разгрузить» себя на психологическом тренинге, заняться спортом, вкусно пообедать. К занятиям Малой Академии привлекались и родители.  Работа отряда для одаренных в пришкольном лагере.
  • Есть в лицее ключевые дела, которые стали традицией – это День науки и творчества.
  • Обучающиеся лицея ежегодно принимают участие в городской, областной предметной олимпиадах.
  • Спецкурсы из числа дополнительных образовательных услуг теперь носят метапредметный и надпредметный характер (Разновозрастной клуб «Эврика», «Хочу всё знать», спецкурсы «Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников», «Я – исследователь», «Компьютерные лаборатории»).
  • Значительную помощь оказывает Центр Одаренных при СВГУ.
  • На протяжении 15 лет работает при школе заочная физико-техническую школу г. Долгопрудный; имеют возможность учиться в открытом лицее Всероссийской заочной многопрофильной школы при МГУ им. М.В. Ломоносова

- по инициативе педагогов:  

Инициатива ННШ позволила педагогам расширить географические рамки участия школьников в интеллектуальных соревнованиях: массовые дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, большинство из которых становятся постоянными и традиционными.

На этом этапе деятельности лицея по инициативе педагогов начали внедряться нестандартные формы работы с особомотивированными школьниками:

- Эрудит марафон учащихся, конкурс творческих команд (Крылова И. А.);

- интернет-кружок по математике «Мета-школа», олимпиада по основам наук, Гениус-логикус, Японские головоломки (Черепанова-Крыжная С. Ю.);

- интернет-викторина «Инфознайка», «Космоведы» (Карелина Т. А.);

- интернет-конференция исследовательских и проектных работ учащихся (Юдкина О. Г.).

Именно Юдкина О. Г. Первой начала в школе использовать электронные микроскопы и мобильный компьютерный класс для формирования у учащихся навыков исследовательской работы. Проникнувшись ее идеями, я начала использовать ИКС в работе с учащимися 6 классов.

Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии,  самообучаться,  искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Выход из этой ситуации находится в разработке новых образовательных технологий, которые позволили бы сократить объем усваиваемой информации, но одновременно дали бы навык самообразования и понятие о систематике наук.

Одной из таких технологий может явиться исследовательская деятельность учащихся, которая обеспечивает вертикальное и горизонтальное обогащение.

В результате чего одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

  • расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание,
  • углубление этих знаний,
  • развитие инструментария получения знаний.

Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Я для реализации этих подходов использую мобильные технологии

 

Использовать мобильный телефон я предлагаю:

1. для выполнения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

1001викторина (есть раздел страноведение).

2. Участвуем в сетевых мероприятиях с использованием приложения WhatsApp: созданы группы, в которых в определенное время размещаются задания для выполнения:

- Сетевой  турнир эрудитов 2014-2015 учебный год (для школ Иркутской области) – привлечены учащиеся 7-9 классов.

- Дистанционная обучающая олимпиада по географии – 2015 по теме «Космическая география для формирования образа Земли: природа, люди, хозяйство» – привлечены учащиеся 6-9 классов.

- Предлагаю поиграть в «Чимборасо». Игра используется для формирования УУД .

- А еще публикуем работы на сайте Алые паруса, МАН.

Участвовали в мероприятиях Галактики Интел.

Планируем участие в конкурсах Пирам2000, Педакадемия

 

МИНИ-ТЕСТ «Что мешает работать с одаренными?»

Этот тест дает аналитическую информацию администрации школы по созданию и  качеству условий  для работы с одаренными.

Для чего работать?

Формирование УУД

Само обучение таких детей строится на принципах, отражающих современные требования и подходы к образованию, способствующих формированию УУД:

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
  • установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Совместная работа учителя и одаренного (мотивированного) ученика даёт им обоим

для ученика

для учителя

1. Процесс поиска неизвестного, новых знаний.

2. Рост познавательной активности, формирование компетентностей.

3. Возможность поделиться своим опытом и поучиться у детей и педагогов других школ и регионов.

 4. Развитие исследовательских способностей (видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, работать с парадоксами, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения, оценивать идеи, альтернативного мышления)

4. Приобретение мастерства в данном направлении работы  с детьми

5. Повышение результативности работы/учебы. А это именно то, к чему стремится каждый учитель и ученик в своей работе.

6. Формируется особый тип общения учителя и ученика.

Повышение качества образования (процесса и результата)

Здесь, конечно можно было рассказывать о росте % качества обучения, но гораздо полезнее задуматься над фразой, которую мы часто и гордо говорим: «Мы всему научили!»

А ведь если классификацию знаний, предложенную в XVIII веке французским писателем Н. Шамфором, представить в упрощенном виде, то получится, что знание - это:

  1. понятое чутьем;
  2. изведанное на своем опыте;
  3. плоды размышлений;
  4. результат обучения.

Попробуйте сами и предложите ученикам распределить свои знания (в процентах) по данной классификации. Что получится? Поверьте, результаты удивят! Знания, полученные в результате обучения, как и в XVIII веке, стоят на последнем месте.

Здесь уместно вспомнить восточную мудрость: «Пять дюжих мужиков могут силой подвести коня к водопою, но и тысяча не заставят коня напиться, если он не хочет». Настоящий учитель не обучает, а создает условия для учения. И тогда «понятое чутьем», плоды размышлений, изведанное на собственном опыте становится результатом ненавязчивого обучения.

Портфолио учителя и ученика

О требовании представлять портфолио достижений для аттестации говорить особо не приходится. Но грамотных учитель собирает не только подтверждающие документы, но и сами задания, включая их  в постоянную практику преподавания, расширяя, таким образом, круг мотивированных учащихся.

Моральное и материальное стимулирование

В нашем лицее морально и материально поощряются  и достижения педагогов – позволяют возможности НСОТ.

Поощряются школьники благодаря привлечению спонсоров.

Имена лучших включаются в энциклопедии Всероссийского уровня и Почетную Книгу школы.

Но стоит особо отметить, что стимулом становится и возможность дополнительного финансирования школы (например, Открытие на базе лицея опорного пункта проведения территориального этапа олимпиады дома учителя Уральского федерального округа – 3.500 рублей)

Но хочется сказать, что каждым произнесенным и написанным словом живой ребенок

Какой он?

  • Серьезный или не очень
  • Разговорчивый или молчаливый
  • Задумчивый или нет
  • Открытый или замкнутый
  • Веселый или строгий
  • Внимательный или рассеянный
  • Искренний или недоверчивый
  • Уставший или бодрый
  • Удивленный или практичный

 

Ответ на этот вопрос зависит от того, что ему предлагаем мы:

  • Урок труда, где каждый практик
  • Элективный курс, где каждый теоретик
  • Урок окружающего мира, где каждый исследователь
  • Урок биологии, где каждый экспериментатор
  • Урок чтения, где каждый писатель и критик
  • Урок химии, где каждый первооткрыватель.

А что предложить, зависит от нас с вами:

  • Ищущих, не только ошибки
  • Увлеченных, не только своим предметом
  • Думающих, не только о зарплате
  • Читающих, не только учебники
  • Слышащих, а не только слушающих
  • Интересующихся жизнью!

МИНИ-ТЕСТ «Способны ли вы увидеть в своих учениках одаренных»

Инструкция: Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше?

Результат: ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

МИНИ-ТЕСТ «Способны ли вы увидеть в своих учениках одаренных»

Инструкция: Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше?

Результат: ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


МИНИ-ТЕСТ «Что мешает работать с одаренными?»

Используйте для ответов пятибалльную шкалу:

5 – да, способствует
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Налаженная система методической работы ___________________________________________

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться ___________________________________

3. Пример и влияние коллег _________________

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя _________________________________

5. Интерес к педагогической деятельности _____________________________________________

6. Личный пример руководителя ОУ __________________________________________________

7. Возможность признания в коллективе _______________________________________________

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать ________________

9. Система материального стимулирования _____________________________________________

10. Потребность в саморазвитии ______________________________________________________

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе ____________________

МИНИ-ТЕСТ «Что мешает работать с одаренными?»

Используйте для ответов пятибалльную шкалу:

5 – да, способствует
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Налаженная система методической работы ___________________________________________

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться ___________________________________

3. Пример и влияние коллег _________________

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя _________________________________

5. Интерес к педагогической деятельности _____________________________________________

6. Личный пример руководителя ОУ __________________________________________________

7. Возможность признания в коллективе _______________________________________________

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать ________________

9. Система материального стимулирования _____________________________________________

10. Потребность в саморазвитии ______________________________________________________

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе ____________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по сопровождению и поддержке одаренных и особо мотивированных учащихся ( из опыта работы МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской ») Николаева Ирина Вадимовна, учитель географии

Слайд 2

Всероссийский конкурс эссе «25 предложений или несвоевременные размышления о пяти пунктах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»

Слайд 3

С кем работать? Кому работать? Как работать? Для чего работать?

Слайд 4

С кем работать? Единого определения одаренности нет! Одаренность Актуальная Потенциальная Одаренные в массовой школе - редко?! Разглядеть их среди своих учеников !

Слайд 5

«Банк одаренных» Цель – возможность использования данных педагогами для создания условий развития одаренных школьников. Группы одарённости = «уровень достижений ребёнка»: 1. Способности, незначительно превышающие средний уровень . 2 . Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности . 3 . Способности, превосходящие среднюю возрастную норму = особая одаренность. Фамилия, имя уч-ся Год рожд. Класс Область, напр. интереса учащегося Достижения учащегося Ф.И.О. педагога, классного рук. Сведения об одаренных детях, учащихся лицея № 1 им. Н.К. Крупской на …….. учебный год

Слайд 6

Процент использования данных «Банка одаренных» при подготовке к НПК 2009 2010 2011 57 % 54 % 42 %

Слайд 7

Управленческие решения В методическую работу включены мероприятия по проблеме создания условий для раскрытия одаренности и способностей учащихся, Внесены изменения в ШЦП «Одаренные дети», Обеспечен доступ к «Банку одаренных» .

Слайд 8

Локальная сеть лицея Список «одаренных» уменьшился Появился резерв мотивированных школьников Охват индивидуальной работой вырос Удается избегать перегрузки отдельных школьников

Слайд 9

Признаки особо мотивированных учащихся: Имеют более высокие интеллектуальные способности . Имеют не насыщаемую познавательную потребность . Испытывают радость от умственного труда . Обладают высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

Слайд 10

Мини-тест « Способны ли вы увидеть в своих учениках особо мотивированных» Инструкция: Отметьте свойства учеников знаком “+” , которые нравятся , знаком “-” те, что не нравятся .

Слайд 11

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Слайд 12

Кому работать? ИДЕАЛ учитель – предметник + наставник + классный руководитель

Слайд 13

Один на всех и все за одного!

Слайд 14

= конкретный потенциал (знания, опыт, компетентности, способности). новые формы повышения квалификации Тематика, инициатива, формирование профессиональных компетенций, представление своего опыта Кадровые ресурсы

Слайд 15

Требования к квалификационным категориям Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют …; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов ….; имеют стабильные результаты … и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют стабильные результаты … и показатели динамики их достижений …с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревновани ях; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе … инновационной деятельности , в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт …

Слайд 16

Анализ эффективность использования кадрового потенциала Где участвовал Инициативность Формы реализации потенциала Формы работы с мотивированными Результаты учащихся

Слайд 17

Ответьте на предлагаемые вопросы. Ответы следует записать на отдельном листке бумаги. 1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых – 31 день. В скольких месяцах 28 дней? 2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку? 3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника? 4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получится? 5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось? 6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в ХОЛОДНУЮ и ТЕМНУЮ комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь? 7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь? 8. Возьмите два яблока из трех имеющихся. Что вы получите? 9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег? 10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю? НОВЕЙШИЙ ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

Слайд 18

НОВЕЙШИЙ ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1. Во всех. Каждый месяц содержит, по меньшей мере, 28 дней. 2. Один час. Приняв первую таблетку, вы через полчаса примете вторую, а еще через полчаса – третью. 3. Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера. 4. 70. Поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на два. 5. 9 живых овец. 6. Спичку. 7. Белый. Если все стены смотрят на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе. 8. Два яблока. Было три яблока, вы взяли два. Ну и сколько вы получили, сколько у вас стало? 9. Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной. 10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.

Слайд 19

Количество правильных ответов Интеллектуальный статус 7 и более Ученик начальной школы 6 Старшеклассник 5 Студент 4 Преподаватель 3 Доцент 2 Профессор 0 – 1 Академик

Слайд 20

Как работать? Традиционные По инициативе педагогов НОУ НПК Олимпиады Спецкурсы Кружки Центр одаренных СВГУ ЗФТШ + ИКТ (АРМУ, локальная сеть, доступ к интернет)

Слайд 23

Новые образовательные технологии Вертикальное обогащение Горизонтальное обогащение расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний , развитие инструментария получения знаний.

Слайд 24

Мобильные технологии! 24 Проблемы ИКТ в школе Стоимость трафика Необеспеченность ПК Низкое качество связи

Слайд 25

25 Основная цель: - повысить интерес к получению новых знаний с использованием информационно-коммуникационных технологий; - через игровые формы обучения усилить использование материалов сети Интернет для образовательных задач. Аудитория турнира: школьники, обладающие широкой эрудицией, увлеченные поиском нового, способные работать в команде и принимать оперативные решения. Задания: Однозначно шире школьной программы, а могут и не изучаться в школе, НО при правильной организации поиска ответы могут быть найдены в интернет.

Слайд 26

26 Тема ДООГ-2015 «Космическая география для формирования образа Земли: природа, люди, хозяйство»

Слайд 27

27 Общие правила игры: Войти в Википедию на странице с заданной или произвольной темой. Прочитать статью. Найти в статье слово или факт, о котором вы ранее ничего не знали. Перейти по ссылке на статью об этом слове или факте. Прочитать ее и найти уже новый факт. Игра может ограничиться количеством шагов, или пока не придете к уже известным фактам, или пока не надоест. Класс Текст задания № задания в « Дневник.ру » 8 Дополнительно « Чимборасо ». Путешествуем от Лукса ! C криншоты на WhatsApp 726728070 8 Чимборасо ! Путешествуем по Википедии от «Охотского моря» . Скриншоты или ссылки по WhatsApp 741288890 9 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ :) поиграем в Чимборасо ? Начало путешествия для всех статья " Лукс " (читаем, кто и чем знаменит, в статье находим новый для вас факт и переходим по этой ссылке, в новой статье находим новый для вас факт и переходим на следующую статью. Во время «путешествия» делаем скриншоты посещенных страниц или копируем и оформляем в отдельный файл ссылки на посещенные статьи). Побеждает тот, чей маршрут интереснее и ссылок больше. 706084503 9 Чимборасо . Начинаем от ЗОЛОТА :) мне кидаем скриншоты или последовательность ссылок вашего путешествия по википедии 734061127

Слайд 31

МИНИ-ТЕСТ «Что мешает работать с одаренными?» Используйте для ответов пятибалльную шкалу: 5 – да, способствует 4 – скорее да, чем нет 3 – и да, и нет 2 – скорее нет, чем да 1 – нет Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность. 1. Налаженная система методической работы ___________________________________________ 2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться ___________________________________ 3. Пример и влияние коллег _________________ 4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя _________________________________ 5. Интерес к педагогической деятельности _____________________________________________ 6. Личный пример руководителя ОУ __________________________________________________ 7. Возможность признания в коллективе _______________________________________________ 8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать ________________ 9. Система материального стимулирования _____________________________________________ 10. Потребность в саморазвитии ______________________________________________________ 11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе ____________________

Слайд 32

Для чего работать? Повышение качества образования (процесса и результата) Портфолио учителя и ученика Формирование УУД Моральное и материальное стимулирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....

Доклад «Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» (Из опыта работы)

  Для подготовки к ЕГЭ созданы систематизированные папки по письменной речи (чтение, грамматика и лексика, письмо, эссе), папки по устной речи (чтение вслух, 2 задание- задавать вопросы по...

Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры "Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"

культуре и спорте в Российской Федерации»). Одаренность в области физической культуры подразумевает собой не только моторную (двигательную) составляющую, но в том числе и интеллектуальную, нравственн...