Технология развития ученического коллектива. Программа "Открытие".
статья на тему

Солдаткина Наталья Николаевна

В выступлении представлены признаки, стадии развития и технология развития ученического коллектива, а также опыт использования туристической программы Дмитрия и Матвея Шпаро "Открытие" для развития и сплочения классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_29.12.12.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №2073 г. Москва 

Выступление на педагогическом совете от 29.12.12.

по теме:

«Технология развития ученического коллектива.

Программа «Открытие».

             

Подготовила - Солдаткина Н.Н. , учитель английского языка.

I.ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ

Еще Аристотель отметил, что,  человек - существо общественное, поэтому  только в обществе он может развиваться.

Развитие происходит в  общении с людьми.

Только в общении человек:

1-приобретает научные и житейские знания; 

2-осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности;

3-учится понимать окружающих людей;  

4-учится строить нормальные с ними отношения;

5-вырабатывает критерии оценки жизненных явлений;

6-формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ;

7-только в общении с людьми возможна самореализация человека.

Оценочные суждения окружающих людей воздействуют на человека и  могут стать  стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного, что особенно ценно для воспитания школьников.

Следовательно, в воспитательном процессе - школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитания, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством является ученический воспитательный  коллектив. Ученический коллектив – это результат работы школы, всех педагогов и прежде всего, классного руководителя. Именно от работы классного руководителя, его жизненной позиции, его организации целесообразной и эффективной воспитательной деятельности в классе зависит процесс становления ученического коллектива.

       II. ПРИЗНАКИ  И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА.

Идея воспитания детей в коллективе разработана в  отечественной педагогике достаточно полно и многогранно. Однако в последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее  в том, что коллектив якобы  подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма.  Действительно,  в школьной практике это   встречается. Но любая ли группа - коллектив?

   Латинское слово “collectivus - собирательный” трактуется как группа людей, объединённых общей работой, общими интересами. В современной литературе под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Для того чтобы сделать воспитательный  коллектив «инструментом прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) необходимо знать эти признаки.

Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию ученического коллектива. 

Раскроем подробнее эти признаки.

  1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, Конституции и законам государства.
  2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели. Каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общественная организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
  3. Отношения ответственной значимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
  4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
  5. Характеристикой ученического коллектива являются особая внутриколлективная атмосфера, психологический климат, отношения между членами коллектива. Особенно важны сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика.
  6. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений.

Проецируя на школьный класс признаки коллектива, можно дать определение воспитательного ученического коллектива.

Ученический воспитательный коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

III.  СТАДИИ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Коллектив — явление динамичное. Он постоянно в развитии, в становлении. Все исследователи, и теоретики, и практики, выделяли несколько (от трех до пяти) стадий развития коллектива. Так,  Макаренко А.С.  в качестве основания для выделения стадий выдвигал педагогическое требование, у него получились такие стадии:

1) требование, высказанное в форме, не допускающей возражений;

2) когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации;

3) когда требует коллектив;

4) наивысшая стадия - когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе.

Еше один подход разработан А.Н. Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Работая с активом старшеклассников, он выделял такие пять стадий: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» ( Лупюшкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981).

В своей работе классного руководителя я выделяю 3 стадии развития ученического воспитательного коллектива.

Стадии развития ученического воспитательного коллектива.

1 стадия

2 стадия

3 стадия

1.Ориентация цели

На внутреннюю жизнь класса

на разнообразную деятельность 

класс  сориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим.

 на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.

2.В совместных делах

Появляется заинтересованность

Выдвигается  лидирующая микрогруппа

в любом деле классу  необходимы ощутимый результат, признание успехов.

ради успеха дела способны стать выше своих симпатий или антипатий

3.Отношения

Конфликтность

Микрогрупы

Эмоционально-психологические опережают  деловые

складываются четкая структура деловых отношений, приходят в соответствие деловые и эмоционально-психологические отношения

Деловые и эмоционально-психологические отношения в это время гармонично связаны между собой.

высокая конфликтность отношений

Конфликты связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения, но  класс  способен решать конфликты самостоятельно

Конфликты в коллективе единичны

школьники в основном способны преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности.

носят неустойчивый характер 

Каждый старается найти друзей, свою микрогруппу в которую его приняли бы,

Стабилизируется состав микрогрупп.. Увеличивается число контактов между группами, порой наблюдается их слияние.

Каждый школьник представляет собой ценность для класса

растут возможности для личностного самовыражения и самоутверждения каждого за счет реализации своих творческих задатков

4.Общая эмоциональная атмосфера

вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения.

достаточно устойчива и доброжелательна

становиться оптимистической доброжелательной

5.Общественное мнение

только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств

осознание большинством себя членами единого коллектива, с желанием сделать его лучше, с потребностью каждого ощущать в нем свою защищенность.

Общественное мнение сформировано и может быть использаванно как мощный фактор регулирования жизни класса

6.Контакты с другими первичными коллективами школы и вне ее

чаще всего эпизодичны

Носят соревновательный характер

. Коллектив класса становится полноценной ячейкой общешкольного коллектива, в связях его с другими классами преобладают отношения взаимопомощи. Исчезают отношения соперничества между классами, и появляется стремление к участию в совместных делах.

7.Самоуправление

Существует на уровне отдельных поручений

создается работоспособный актив

каждый его   каждый  член класса занимает  активную и ответственную позицию во всем, что происходит в классе.

         IV.Технология  развития ученического коллектива.

 Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему должен регламентировать отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

 С чего же нужно начать классному руководителю?

  1. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность.
  2. Классному руководителю также важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. Это можно сделать с помощью различных социометрических методик. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе
  3.  Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. Для этого необходимо, развивать коммуникативную культуру школьников. В моём педагогическом арсенале есть тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития.
  4.  Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за какую-то работу, а координирует и направляет работу командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
  5. Пристальное внимание важно уделять классным часам. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать каждого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы .

 Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения,

 цель моей воспитательной деятельности как учителя и классного руководителя -  на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, помочь каждому ученику в процессе развития его личности: от личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации до личности способной к взаимодействию, взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоуважению с каждым членом классного коллектива.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

    VI.  Программа «Открытие».

Одним из направлений совместной деятельности классного коллектива может стать туризм. В этом мы с ребятами убедились участвуя в специальной программе. В конце ноября 2012 года команда из 7 человек 7 «А» класса ездила на 3 дня в город Старая Руза. Мы принимали там участие в программе «Открытие». Цель программы- помочь детям преодолеть страх высоты, преодолеть свои недостатки, научиться быть сплочённой командой, поверить в себя и свои силы. Главная часть программы- полоса препятствий «Рубикон». Он был построен по проекту известных полярных путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро. «Рубикон»- это сплетение тросов, сеток, канатов между вертикально стоящими 13-метровыми сосновыми брёвнами.

К каждой команде был прикреплён инструктор, который выдал страховочное снаряжение, объяснил как им пользоваться и даже принял зачёт у каждого участника программы.

Целый день ребята провели на высоте, все вместе. Принцип «Каждый сам за себя» здесь не работал. Препятствия на «Рубиконе» устроены так, что одному их просто не пройти. Только вместе, только всей командой можно было найти выход из сложных ситуаций. Это было необычно «экстремально» и уже не работали старые отношения между ребятами. Дойти до финиша можно только поддерживая и помогая друг другу. Победить можно только вместе. На первый план выступили личностные качества: доброта, чувство локтя, выдержка, смелость, ответственность. Страх смешивался с восторгом: взявшись за руки ребята шагали по неподвижным и качающимся брёвнам, тросам, «плавающим» деревянным площадкам. А на земле, уже сняв каски и страховку, ребята признавались, что хотят вернуться на старт и снова пройти «Рубикон». А ещё можно было попробовать себя на «Скалодроме» и «Лестнице Якоба».

По вечерам были творческие задания. Во время шоу «Интуиция» и «Визитка команды» участники программы показывали себя как актёры и режиссеры. Дети на глазах становились всё более и более открытыми и общительными. На собственном опыте ребята узнали, что такое доверие, поддержка, целеустремлённость, вера в себя и близких, чуткость, терпение, умение прощать.

Закончить своё выступление я хочу словами известного путешественника Матвея Шпаро.

«Тренажёры позволяют в ограниченном пространстве и за короткое время пережить настоящее путешествие. А что такое путешествие, как не совместные действия и общий успех!»

Спасибо за внимание! Желаю всем нам радости от общего успеха в наших совместных воспитательных действиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.

Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...

Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»

Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...

Проект по воспитательной работе "Я + ТЫ = МЫ" (этапы развития ученического коллектива)

5 класс - чрезвычайно значимый период школьной жизни, так как формируется новый коллектив. Некоторые дети в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Они не ...

Программа развития ученического коллектива "На пути к жизненному успеху"

Цели программы: Создать максимально комфортные условия в классном коллективе для личностного роста и развития ребенка, для его нравственного и профессионального самоопределения, воспитания чувств...