Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 7-9 классов
рабочая программа (9 класс) по теме
Срок реализации программы 2010 – 2015 Составители: ЗУБКОВА Л.Н., КАЛМЫКОВА Е.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_7-9_klassov_stupeni_rosta.docx | 55.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУСТ Клюквинская школа – интернат
ПРОГРАММА
духовно - нравственного воспитания
обучающихся 7-9 классов
Срок реализации 2010 – 2015
Составители: ЗУБКОВА Л.Н.
КАЛМЫКОВА Е.Н.
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОКОУСТ Клюквинская школа-интернат разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция).
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Раздел о совместной деятельности школы-интерната и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».
Актуальность программы
Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.
Новизна программы профилактического воспитания «Ступени роста» состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:
- когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;
- эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;
- поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).
Программа состоит из четырех ступеней, связанных между собой логикой формирования личности, способной жить в согласии с окружающим миром:
- Познаем себя;
- Моя семья;
- Толерантность. Счастье общения;
- Я – гражданин.
Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:
- Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;
- Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности;
- Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации;
- Отечество – уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Значимость программы профилактического воспитания «Ступени роста» заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина; рекомендуется для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы.
Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.
Задачи: формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа:
- знание;
- отношение;
- деятельность.
У школьников необходимо создать опыт социального группового и индивидуального поведения - опыт совместного анализа, совместного решения проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих интересов. Моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.
Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том , что в процессе занятий у подростка формируются следующие способности:
- способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
- способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
- развитое умение общаться;
- осознание ответственности за свои мысли и поступки; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию;
Обоснование отбора содержания
Основное содержание программы «Ступени роста» составлено с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 7-9 классов и в соответствии с положением о конкурсе вариативных программ по профилактике наркомании и пропаганде семейного благополучия.
Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:
- принцип персонификации высказываний (отказ от безличных речевых форм);
- принцип акцентирования языка (акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния);
- принцип активности;
- принцип доверительного общения.
Основные формы проведения классных часов:
- дебаты;
- ролевые игры;
- тренинги;
- дискуссии;
- индивидуальные и групповые проекты.
Необходимые условия для реализации данной программы:
- личность учителя, осознающего важность духовного развития учащихся;
- взаимопонимание учителя и родителей;
- взаимоуважение учителя и ребенка;
- совместный поиск учителя и учащихся;
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы
- Пояснительная записка к программе
- Методические разработки занятий.
- Учебные презентации по некоторым темам.
- Раздаточный материал:
- задания для индивидуальной, парной и групповой работы.
Материально-техническое оснащение программы
Средства обучения:
1.Комьпьютер
2.Проекционная система.
3. Интернет-ресурсы.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы учащийся должен знать:
- особенности конфликта и пути выхода из него;
- значение самовоспитания и самосовершенствования;
- основные правила морали и этикета; основные правила диалога.
Должен уметь:
- применять на практике правила поведения;
- знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.
Учебно-тематический план
№ | Разделы занятий | Время на изучение | Формы и виды учебной деятельности |
1 | Познаем себя | 13 часов | Беседы Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
2 | Моя семья | 12 часов | Беседы Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
3 | Толерантность. Счастье общения | 13 часов | Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
4 | Я - гражданин | 13 часов | Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
ИТОГО: 51 |
Тематическое планирование программы.
Программа состоит из четырех разделов:
- Познаем себя;
- Моя семья;
- Толерантность. Счастье общения;
- Я – гражданин.
Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».
Первая ступень «Познаем себя»
Не стремись победить других,
все победы начинаются
с победы над самим собой.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Задачи:
- формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;
- развивать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать
Прогнозируемый результат:
- стремление к самопознанию, самовоспитанию;
- умение заботиться о своем здоровье;
- высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
Содержание деятельности:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||||
Беседа | Показ Видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час-практикум | Дискуссия | ||
7 класс | |||||||
Тренинги общения | + | 1 | |||||
Пять минут наедине с собой | + | 1 | |||||
Настоящий ли я друг? | + | 2 | |||||
8 класс | |||||||
Интервью с самим собой | + | 2 | |||||
Расскажи мне обо мне + | + | 1 | |||||
Тренинг общения | + | 1 | |||||
Я в мире людей | + | 1 | |||||
9 класс | |||||||
Тренинг общения | + | 1 | |||||
Как отказать и не потерять друзей | + | 2 | |||||
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других | + | 1 | |||||
Итого | 13 |
Аппарат контроля.
Анкета «Мои потребности»
- Прочти утверждения и выбери те из них, которые выражают твои потребности.
Я ХОЧУ…
- чтобы меня уважали, ценили;
- построить хороший дом, купить машину;
- иметь свое дело, заняться бизнесом;
- стать руководителем;
- хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью;
- воспитать хороших детей;
- иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом;
- иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями;
- быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.
- Запиши их в фигуре.
- Расположи свои потребности согласно иерархии жизненных ценностей:
- потребность в самовыражении (желание реализовать себя);
- познавательные потребности;
- духовные потребности;
- социальные потребности (общение с людьми, создание семьи);
- материальные потребности;
- потребность в признании (занять достойное место в обществе).
Рефлексия
- Какие потребности у тебя наиболее ярко выражены?
- Если бы тебя ограничили в выборе только одной потребности, предпочтение какой из них ты бы отдал?
Вторая ступень «Моя семья»
Без корня и полынь не растет
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
Прогнозируемый результат:
- убежденность в приоритетах семейных ценностей;
- умение заботиться о близких и родных;
- способность сопереживать, умение понять и простить.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||||
Беседа | Показ Видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час-практикум | Дискуссия | ||
7 класс | |||||||
Род, семья, я. Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи | + | + | 1 | ||||
Моя родословная | + | 1 | |||||
8 класс | |||||||
Династии | + | 2 | |||||
Яблоко от яблони… | + | 2 | |||||
Семейные истории | + | 2 | |||||
9 класс | |||||||
Повесть семейного фотоальбома | + | 2 | |||||
Конфликт поколений | + | 2 | |||||
Итого | 12 |
Аппарат контроля.
- Молекула ролей.
Каждый человек выполняет в жизни разные социальные роли. Запиши в центральном круге свое имя, а в остальных – свои роли.
- Самоанализ:
- Какие из этих ролей удаются тебе особенно хорошо, и ты гордишься ими?
- Над какими необходимо поработать?
- Какую роль ты считаешь самой важной для себя?
- Подумай и напиши, что тебе необходимо сделать, чтобы изменить себя, свое отношение к людям?
Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»
Испытание на мужество
человек проходит в одиночестве,
толерантность проявляется среди людей
Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.
Задачи:
- формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;
- развивать культуру общения;
- воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.
Прогнозируемый результат:
- позитивное отношение к окружающим;
- осознание роли личности в развитии общества;
- осознание ответственности за свои мысли и поступки.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||||
Беседа | Показ Видеофильма. | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час-практикум | Дискуссия | ||
7 класс | |||||||
Исследование уровня толерантности | + | + | + | 4 | |||
Путешествие на воздушном шаре | + | + | 1 | ||||
Способы общения | + | 1 | |||||
8 класс | |||||||
Роскошь человеческого общения | + | 1 | |||||
Ты, он, я – вместе дружная семья | + | 1 | |||||
Конфликт – неизбежность или… | + | 2 | |||||
9 класс | |||||||
Да, он виновен, но заслуживает снисхождения… | + | 1 | |||||
Я в мире людей, или живи в согласии с другими | + | 1 | |||||
Национальное многоцветие – духовное богатство России | + | 1 | |||||
ИТОГО | 13 |
Аппарат контроля.
1 Анкета «Являюсь ли я толерантной личностью»?
- Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые у тебя наименее выражены.
- В колонке «В» поставь знак «+» напротив тех трех черт, которые, на твой взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
№ п/п | Черты толерантной личности | Колонка «А» | Колонка «В» |
1 | Расположенность к другим | ||
2 | Снисходительность | ||
3 | Терпение | ||
4 | Чувство юмора | ||
5 | Чуткость | ||
6 | Доверие | ||
7 | Альтруизм | ||
8 | Терпимость к различиям | ||
9 | Умение владеть собой | ||
10 | Доброжелательность | ||
11 | Умение не осуждать других | ||
12 | Гуманизм | ||
13 | Умение слушать | ||
14 | Любознательность | ||
15 | Способность к сопереживанию |
Рефлексия
Сравни свои представления о себе с портретом толерантной личности.
Рефлексия
- Проследи, всегда ли тебе удается проявлять толерантность в общении.
- Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты толерантная личность.
- Запиши те качества толерантной личности, которые ты хотел развивать в себе в первую очередь, и объясни, почему это необходимо.
Четвертая ступень «Я - гражданин»
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей: доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.
Задачи:
- создать условия для формирования у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
- развивать социальную активность учащихся;
- воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.
Прогнозируемый результат:
- развитое умение общаться;
- способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
- способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||||
Беседа | Показ Видеофильма. | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час-практикум | Дискуссия | ||
7 класс | |||||||
Я и мой город | + | + | 2 | ||||
Человек – это звучит гордо | + | 2 | |||||
8 класс | |||||||
Я и жизнь | + | + | 2 | ||||
Соблазнов в мире много – жизнь одна | + | 1 | |||||
9 класс | |||||||
Мораль и нравственность – знак равенства? | + | 2 | |||||
Ценности трех поколений | + | 2 | |||||
Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильма «Мы из будущего») | + | + | 2 | ||||
Итого | 13 |
Аппарат контроля.
- Мои жизненные ценности
Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.
- Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности.
Список литературы
- Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.
- Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
- Справочник классного руководителя./ №4, 2008
- Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-312с.
- Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2002. -127с.
- Классный руководитель ./ №3, 2007
- Классный руководитель./ №8, 2008
- Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
- Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 128с.
- Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 1994. – 191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 5-7 классы (III ступень)
Воспитательная программа для 5-7 класса с планированием по четвертям....