Опыт работы по теме «Развитие самоконтроля на уроках географии»
методическая разработка на тему

Калиновская Наталья Сергеевна

Одной из форм организации контроля учебной деятельности учащихся является самоконтроль учащихся. Самоконтроль обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение информации о полноте и качестве изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самоконтроль имеет большое психологическое значение, стимулирует учебную деятельность. Учащиеся убеждаются в том, как они овладели знаниями, проверяют правильность выполнения работы. Формирование навыка самоконтроля способствует повышению успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samokontrol.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя географии Н. С. Калиновской

по теме: «Развитие самоконтроля на уроках географии»

(2008-2009 учебный год)

Одной из форм организации контроля учебной деятельности учащихся является самоконтроль учащихся. Самоконтроль обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение информации о полноте и качестве изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самоконтроль имеет большое психологическое значение, стимулирует учебную деятельность. Учащиеся убеждаются в том, как они овладели знаниями, проверяют правильность выполнения работы. Формирование навыка самоконтроля способствует повышению успеваемости.

В октябре была проведена стартовая работа по составлению плана в 6-х классах с целью отслеживания и проверки степени сформированности умений самоконтроля. Была проведена вводная беседа, выявляющая умения ребят составлять план к прочитанному тексту. Ребятам были даны рекомендации по составлению плана текста и даны нормы оценок самоконтроля. Данную работу ребята выполняли под контролем учителя.

При данной работе использовались следующие приемы:

  1. Прочитывание текста и составление общего представления о содержании прочитанного текста;
  2. Выделение основных вопросов, рассматриваемых в тексте и их озаглавливание;
  3. Проверка правильности работы, нахождение ошибок и их исправление.

В ходе данной работы были получены следующие результаты:

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5,чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

22

15

68

6 «Б»

24

24

17

70

6 «В»

25

25

11

44

6 «Г»

21

21

11

52

Результаты в 6 «В» и 6»Г» классах оказались низкими, поэтому возникла необходимость уделить внимание выработке навыка самоконтроля. В течение ноября работали над развитием навыков самоконтроля, следили за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности и способы устранения обнаруживаемых пробелов. Данную работу ребята отрабатывали не только при составлении плана, но и при закреплении учебного материала или при проверке домашнего задания. Например, при проверке географической номенклатуры или при написании определений ученики самостоятельно оценивали свои знания и выставляли себе оценку. Учителю необходимо было контролировать выставленные оценки с целью проверки и отслеживания правильности выставления оценок.

В декабре был проведен срез с целью оценки результатов учеников относительно установленной нормы. Ученики составляли план и выставляли себе оценку. Каждому на парту был дан примерный план, который необходимо было составить к данному учебному материалу и нормы оценок самоконтроля.

Тема: Рельеф дна Мирового океана

План.

1. Изобретение эхолота позволило начать систематическое изучение рельефа дна Мирового океана;

2. Первые попытки измерения глубин Мирового океана;

3. Получение полного представления о рельефе дна Мирового океана;

4. Материковая отмель- часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м;

5. Материковый склон – часть дна Мирового океана, соединяющая материковую отмель и ложе океана;

6. Материковые острова – это острова, расположенные на подводной окраине материков;

7. Глубоководные океанические желоба – особые формы рельефа;

8. Котловины – равнины ложа океана;

9. Срединно-океанические хребты - важнейшее открытие в конце 50-х гг. 20 века;

10. Вулканические острова – это вулканы, поднявшиеся над водой;

11. Атоллы – коралловые острова;

12. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Нормы оценок самоконтроля:

оценка 5 – нет ошибок или найдены все ошибки;

оценка 4 – не найдены 1-2 ошибки;

оценка 3 – не найдены 3-4 ошибки;

оценка 2 – не выполнен объем работ.

Ученики сверяли выданный текст с написанной ими работой, проверяли правильность выполнения, исправляли, если были допущены ошибки, и выставляли себе оценку.

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Количество учеников, написавших работу на «4» и «5»

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

20

16

72

6 «Б»

24

24

16

66

6 «В»

25

25

12

48

6 «Г»

21

21

12

57

В январе проводился этап коррекции. При домашней подготовке задавалась работа по составлению плана прочитанного учебного материала. В классе проверяли работу, находили допущенные ошибки, их исправляли.

В феврале был проведен срез с целью оценки результатов школьника относительно других учащихся.

класс

Всего учеников в классе, чел.

Всего писало работу, чел.

Средний балл

Количество учеников, написавших работу выше среднего балла

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5, в %

6 «А»

22

19

4,4

10

53

6 «Б»

24

21

4,3

11

52

6 «В»

25

20

3,5

10

50

6 «Г»

21

20

3,5

9

45

Во всех 6 классах половина класса выполнили работу выше среднего балла.

В марте был проведен срез оценки сегодняшних результатов школьника относительно предыдущих.

класс

Всего учеников в классе, чел.

На начало года написало работу на 4 и 5, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в начале года, в %

На конец года написало работу на 4 и 5, чел.

Количество учеников, написавших работу на 4 и 5 в конце года, в %

Стабильное положение или рост, чел.

Снизили результат на конец года, чел.

6«А»

22

15

68

16

72

21

1

6«Б»

24

17

70

17

70

22

2

6«В»

25

11

44

13

52

23

2

6«Г»

21

11

52

12

57

17

4

На начало учебного года на 4 и 5 написало работу 53 чел из 92, что составляет 57%, а в конце учебного года – 58 чел. (63%).

Вывод: результаты самоконтроля по сравнению с началом года изменились незначительно, но все-таки положительная динамика наблюдается. Поэтому целесообразно продолжать работу над формированием навыков самоконтроля в последующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»

В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития  речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...