Активные формы и методы преподавания на уроках истории и обществознания с применением ИКТ
статья на тему

В статье представлен опыт применения ИКТ - технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. Сдобникова, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 2 г. Ставрополя, Ставропольский край

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Концепция модернизации российского образования определяет новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. При таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя.

Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая,  не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий.   Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Информатизация образования способствует  внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка.

Учитель должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объёмом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса. В связи с модернизацией Российского образования осуществляется переход к новым образовательным стандартам,  а следовательно, к новому поколению программ и учебников. Нетрадиционные методы преподавания предмета привлекают учителей истории возможностью форсированно изучить большой объём исторического материала, подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации. Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. [2, 18]

Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и провести урок – презентацию, состоящую из слайдов. К примеру, что может дать учителю и учащемуся программа POWER POINT? Как известно, программа эта позволяет воспроизводить иллюстрации, схемы, графики, карты в чёрно-белом и цветном вариантах, с использованием аннимационных эффектов, цифровых видеофрагментов, музыкального сопровождения и закадрового текста. Воспроизведение возможно как через локальную сеть, так и через медиа-проектор. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации. [1, 56]

      Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. Создание презентаций в программе POWER POINT – интереснейший опыт применения деятельностных методик в обучении.

Уроки с  использованием информационных технологий разрабатываю сама, применяю материал   медиатеки  кабинета истории, привлекаю учеников   к разработке презентаций, веб – уроков, буклетов.  В своей работе я создала разные  типы презентаций: презентации для повторительно-обобщающих уроков, компьютерные презентации, имеющие методическое сопровождение урока, ученические презентации как образовательный продукт урока, презентации для проведения классных часов, общешкольных и внеклассных мероприятий.

 Программа  Front Page позволяет  разработать уроки на WEB страницах, что дает возможность учителю использовать больший набор технических инноваций, более интересно для учащихся провести урок. Разнообразный спектр возможностей Front Page я использовала при  работе  над проектом «Я - гражданин» (обществознание), оформленного  в соответствии с образовательной программой INTEL  обучение для будущего. В процессе работы ученики создали тексты, рисунки, фотоматериалы, презентации, графики, буклет, WEB – сайт, привлекали материалы с INTERNET - сайтов. Научились систематизировать, анализировать, обобщать материал, выделять общее и особенное. Данная программа  призвана обеспечить перевод педагогического процесса на более высокий уровень эффективности, наукоемкости, оптимальности и технологичности;  формирует у учащихся ряд  компетенций: социальную — способность действовать в социуме с учетом позиции других людей, коммуникативную — способность вступать во взаимодействие с целью быть понятым и принятым другими людьми, предметную — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры,  способствует развитию социальной мобильности личности, осознающей свои права и обязанности, формирует конкурентноспособного человека, способствует приобретению уникального  личностного опыта самостоятельного учения.

.  

Я в своей работе использую ЦОР «Всеобщая история». Электронное издание представлено в четырех томах, каждый из которых размещен на отдельном диске:

Древний мир. (5 класс)

                        История Средних веков. (6 класс)

                        История Нового времени. (7 класс)

                        История Нового времени (конец XVI-начало XX вв.)

      Данное электронное издание может быть использовано в качестве:

  • электронного учебника,
  • дополнительного материала,
  • хрестоматии,
  • практикума,
  • тренажёра.

 Учебное электронное издание «Всеобщая история» содержит:

  • богатый иллюстративный материал;
  • текст статей первоисточников;
  • фрагменты литературных произведений с иллюстрациями и гипертекстовыми ссылками;
  • мультимедийные экранные рассказы-инсталляции, озвученные и сопровождаемые шумовыми эффектами, а также характерной фоновой музыкой;
  •  «конструктор» собственных экранных рассказов (может использоваться как учителем, так и учениками).

 На уроках истории России я  применяю ЦОР «История России  XVII-XIX веков. Библиотека электронных наглядных пособий», который содержит:

  • Мультимедиа каталог более 2300 наглядных пособий.
  • Анимированные карты исторических событий.
  • Тематические мультимедиа лекции.
  • Редактор для самостоятельной работы с пособиями и лекциями.
  • Справочники по персоналиям, датам, событиям, Интернет-ресурсам и библиографиям.
  • Методические рекомендации преподавателям.
  • Развитая поисковая система.
  • Программа-реализатор демонстрации мультимедиа лекций.
  • Блокнот для работы с текстами.

А ЦОР «Отечественная история до начала ХХ века», основу которого составляют учебные тексты, объединенные в 40 тем, может быть использован,  как для поэтапного самоконтроля знаний пользователя по мере изучения курса, так и для повторительно-обобщающей работы. Тесты составлены в соответствии со структурой и особенностями заданий Единого государственного экзамена. Содержание текстов соответствует требованиям стандартов исторического образования в основной средней школе (6–9 классы). Эти материалы не предназначены для замены полиграфических учебников и носят справочный характер. С помощью системы гиперссылок они связаны с другими ресурсами ЭУИ, представленными как в текстовой, так и мультимедийной форме.

На уроках обществознания и применяю ЦОР «Обществознание. Практикум.»

Учебное издание включает 38 уроков, распределенных по годам обучения. Каждый урок содержит:

  • краткий теоретический материал,
  • фотографии, рисунки, коллажи, репродукции картин,
  • озвученные видеоролики,
  • анимации,
  • таблицы, схемы, диаграммы,
  • географические карты.

УЭИ «Обществознание» богато собранием информационно-справочного материала:

  • Хрестоматия, адаптированная к школьному курсу.
  • База правовых документов «Гарант».
  • Словарь терминов.
  • Биографии ученых.
  • Мудрые мысли – высказывания видных ученых и общественных деятелей.

Таким образом, использование  ЦОР  способствует формированию основных навыков  и  умений, ведет к повышению качества образования, делает урок более интересным, привлекает учеников к изучению наук.

Список литературы

  1. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе/М.Т.Студеникин.- М. – Издательство «Владос», 2007. –С.227.
  2. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. / В.И.Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. - № 1.
  3. Шевченко Н.А. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. // Учитель истории. – 2005. - №5. – С.13-17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных форм и методов обучения на уроках математики

В статье рассматриваются активные методы и формы работы на уроках математики. Приводятся конкретные примеры из опыта работы....

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.

Реферат "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"...

Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...

Применение активных форм и методов обучения на уроках математики

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания

Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...