Эффективное планирование урока
статья на тему
Данная статья содержит информацию о планировании урока с использованием критического мышления и новых подходов в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ermekbaevoy_i_tleulova.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное планирование урока
Ермекбаева А.Т. Тлеулов Е.Э.
магистр филологии магистр педагогики
Учитель русского языка учитель физической и литературы культуры
НИШ ФМН НИШ ФМН
г. Шымкент г. Шымкент
87477271271 87477133312
Ermekbaeva_a@fmsh.nis.edu.kz tleulov_e@fmsh.nis.edu.kz
Что значит слово «эффективность»? «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Что нужно, чтобы планирование урока было эффективным? В первую очередь необходимо определить ключевые факторы, определяющие эффективность учебного процесса в классе. На сегодняшний день, используя новые подходы в обучении, таковыми являются:
- понимание детьми процесса обучения;
- понимание того, чему обучать;
- представление о том, как структурировать учебный процесс;
- как оценить результативность обучения.
Начнем с того, как структурировать учебный процесс. Образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех, если учитель восприимчив к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящих от самих учеников. То есть, планировать урок лучше согласно модели планирования урока по технологии развития критического мышления, а точнее по трехступенчатой модели проведения урока: «вызов – осмысление – рефлексия».
Таким образом, на стадии «вызов» учитель устанавливает имеющиеся знания у учеников на начальном этапе процесса обучения, использует специальные диагностические средства, помогающие им связать обучение с имеющимися знаниями, возможно ошибочными суждениями и поиском методов их исправления. Необходимо учитывать, что в начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала. На своих уроках во время стадии «вызов» мы используем такие стратегии как «мозговой штурм», «корзина знаний», «только одна минута» и т.п. Эти стратегии позволяют определить, что на начальном этапе урока ученики уже знают, позволяют провести диагностику о стартовой площадке обучения, помогают определить, что ученики умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать. На стадии вызов важно актуализировать имеющиеся знания, пробудить интерес к изучаемой теме, помочь учащимся самим определить тему и цели урока. Для этого советуем начинать урок с демонстрации ролика, аудио/видео материала, чтобы навести детей на определение темы урока. Хочется отметить, что у них это очень хорошо получается. Одним из важных аспектов эффективного планирования является постановка и достижение целей обучения. Не только учитель должен знать, что он хочет от этого урока, каковы цели сегодняшней деятельности, но и каждый ученик должен понимать, к чему стремиться, видеть ориентир, чтобы отследить шаги своей деятельности к достижению результата. Благодаря Интегрированной образовательной программе учителю не нужно выдумывать цели, которые он должен запланировать, все цели прописаны в программе. Учитель должен разработать задания, продумать формы и методы для достижения этих целей, подобрать различные стратегии, которые помогут учащимся достичь результата. Необходимо отметить, что эти цели должны быть перед глазами учеников на протяжении всего урока. Учитель должен активизировать учеников к выполнению задания, при этом обязательно связывая это с поставленными целями, т.е. ученик должен понимать, что это задание мотивировано на достижение той или иной цели урока. При этом эффективно будет озвучить или совместно с детьми разработать критерии для выполнения данного задания.
Для эффективности преподавания, т.е. для достижения того, чтобы урок был результативным для ученика и учителя на стадии «осмысления» необходимо применять такие формы и методы, при которых ученик сам будет постигать информацию, сознательно и осознанно подходить к обучению. А задачей учителя на этом этапе урока будет только оказание помощи:
- активно воспринимать изучаемый материал;
- соотнести старые знания с новыми;
- совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
- объективно оценивать свои достижения на каждом этапе урока.
Учитель должен вовлечь учащихся в работу и позволить им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Так как прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Необходимо отметить, что для достижения наибольшего эффекта необходимо на каждом этапе урока использовать оценивание для обучения, т.е. процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний на каждом этапе, а затем вместе с учителем или более способными учениками определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Иными словами, при планировании урока учитель должен стараться использовать задания самостоятельные или творческие с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
На заключительном этапе урока – «рефлексия» задача учителя состоит в оказании помощи учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить дальнейшее изучение. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные на начальном этапе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика при дальнейшем обучении. Однако рефлексия необходима и самому учителю. Самоанализ проведённого урока является составной частью современного процесса планирования и одновременно «больным местом» многих учителей. Осуществление процесса рефлексии в связи с ответом на главный вопрос – Что такое хороший урок? – освободит процесс самоанализа от субъективности.
Но чтобы уметь эффективно анализировать собственные уроки и осуществить в соответствие с проведённым анализом планирование дальнейшего процесса обучения и тем самых поддерживать уровень требуемого качества, необходимы профессиональные компетенции самоанализа, анализа занятий других учителей, анализ рефлексивных карточек учащихся. Однако всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Основываясь на ответы учащихся в рефлексивной карточке, учитель может проследить степень их обученности, успехи детей, отзывы о проведенной форме работы, моменты, которые не получились, которые вызвали трудности. Это помогает ему в планировании дальнейших уроков. Во-первых, изменить задание, если оно вызвало затруднение у большинства класса, во-вторых, определить, как был освоен новый материал, в-третьих, проследить за эффектом, оказанным на учеников во время той или иной формы урока. Ведь важна не только академическая прогрессия, нельзя забывать и про эмоциональное состояние ребенка. В этом помогают такие виды рефлексии как «Светофор», «Острова», «Что ты чувствуешь сейчас?», «Эмоционально-музыкальная рефлексия», «Букет настроения» и другие.
При самоанализе урока преподаватель должен дать:
- краткую характеристику целям урока с анализом их достижений;
- информацию об объёме материала и качестве его усвоения учащимися;
- характеристику применяемых методов работы с учащимися и их оценку;
- оценку активности учащихся и обоснование использованных приёмов организации их труда;
- самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер
отношений с учениками).
В заключение анализа учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического опыта.
Литература:
1. Руководство для учителя / третий (базовый) уровень. (2012г). - Астана
2. http://scholtro.narod.ru/metodika/SovremUrok.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как способ эффективного управления уроком
Обзор электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их применение на уроке ...
Методические рекомендации для эффективного проведения уроков русского языка
Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...
«Эффективность современного урока» (с презентацией)
Чем отличается старая школа от новой? Что делает современный урок интересным и продуктивным? Как работать над формированием компетентности личности? Зачем применять интерактивный метод обучения? В ста...
Секреты эффективности современного урока
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3755959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"73","width":"85"}}]]Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на...
Проблемная беседа - наиболее эффективный вид урока
Эта статья посвящена подготовке и проведению проблемной беседы. Разобран пример такого урока- урок алгебры в 8 классе по теме: "Формула корней квадратного уравнения"....
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Эффективное планирование - залог успешного урока.
Практический материал для качественного планирования уроков, занятий....