Эффективное планирование - залог успешного урока.
учебно-методический материал

Практический материал для качественного планирования уроков, занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто не видит конечной цели,

очень удивляется,

придя не туда.

Марк Твен

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги.

Подготовка учителя и учащихся к уроку
Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

Слайд 2

В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный.

Слайд 2

Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями  программы по своему предмету, с учебниками и учебными пособиями. 

Слайд 3
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. План урока необходим для каждого учителя. Различается обычно только его объем от подробного конспекта у начинающего учителя до краткого и сжатого плана у опытных учителей. Подробный план свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока. Нельзя согласиться с мнением некоторых учителей, что обращение к плану во время урока может отрицательно влиять на авторитет их у учащихся. Как раз наоборот: учитель своим примером должен учить детей работать по плану.
План урока составляется в произвольной форме. Однако в нем должны найти отражение следующие элементы:
 

Слайд 4

- дата проведения урока;
- название темы урока и класса, в котором он проводится;
- цели образования, воспитания и развития школьников; 
- структура урока с указанием последовательности его этапов;

- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;
- учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;
- задание на дом.
  Каждый учитель планирует свой урок. Поговорим о целеполагании.

План урока - самый главный инструмент, с которым учитель идет на урок. Планирование начинается с целей и задач урока.  

Слайд 5

Что такое цель урока и зачем она нужна?

Цель урока  – это заранее запланированный   результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока  по  завершении изучения  темы, главы  или раздела. В цели урока,  ориентированной на ученика, формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся под руководством учителя.  

Всем известно, что постановка  целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще  учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут.  

Всегда надо помнить, что: 

Слайд 6

Цель образовательная – Что? Цель развивающая – Как? Цель обучающаявоспитывающая – Зачем?

Слайд7

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.
  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе  «Об образовании»  и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Часто на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

Слайд 8

Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I».

Учитель поставил цели:1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I  привели к укреплению царской власти.2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.3.Формировать оценочные суждения  на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

Правильно ли сформулированы цели урока? Ориентированы ли они на ученика?

Слайд 9

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…», «Научить…»

Подмена методом обучения

«Рассказать учащимся о…»

«Показать учащимся…», «Провести наблюдение….»

Подмена цели процессом деятельности

«Решить задачи по теме…»

«Выполнить лабораторную  работу…»

Слайд 10

1. Обучающие цели (процесс и результаты овладения знаниями, умениями и навыками и основами мировоззрения):

 1) обеспечить:

а)  понимание содержания учебного материала всеми учениками;

б) уровень его усвоения;

в)  применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации;

2)  добиться...;

3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального... умения, ...навыка;

4)  актуализировать...;

5)  обобщить...;

6)  систематизировать...

2, Воспитывающие цели (процесс и результаты развития личности):

1)  создать условия для...;

2)  способствовать выявлению, раскрытию, ...способностей;

3)  возбудить интерес...;

4)  прививать, укреплять... навыки;

5)  убедить в целесообразности..., значимости...

3. Развивающие цели (процесс становления и развития личности):

1)  способствовать становлению или развитию,,.;

2)  содействовать развитию...;

3) помочь...

Практическая работа

Слайд11

 От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.

Учитывает особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине, 

* индивидуальные особенности.

Учитывает свои особенности:

настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

- определить место урока в теме;

- выделить цель урока;

- посмотреть учебную программу, учебную литературу;

- восстановить в памяти материал учебника;

- отобрать опорные знания;

- выделить главную идею урока;

- отобрать содержание урока, методы, способы изучения  материала;

- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;

- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

- экономить время;

- поддерживать темп, посильный для большинства.

Слайд 12

Структура урока:
I. Начало или организационный этап, от кот. зависит основной ход урока. Этот этап настройки на язык или фонетическая зарядка (повторение звуков, слогов, речёвок, считалок). 
II. Этап проверки домашнего задания.
Необходимо поставить перед учащимися цель, а в конце обязательно подвести итог.
III. Этап ознакомления с новым материалом. 
Этап тренировки и усвоения нового материала. Обязательно должен быть контроль понимания.
IV. Этап тренировки и усвоения нового материала. Обязательно должен быть контроль понимания.

 V. Заключительный этап. Дается д/з. Если в д/з содержатся упражнения, необходимо показать, где оно находится и как делается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная подготовка к ЕГЭ на уроках математики – залог успешной сдачи экзамена

С 2009 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части ...

Применение критических технологий-залог успешности уроков музыки

Критическое мышление- один из видов интеллектуальной деятельности,характеризующийся высоким уровнем восприятия,понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю.Формирование новог...

Современный урок - залог успешности и эффективности

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.Скаткин М....

Статья "Целеполагание как эффективный путь к успешному уроку"

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания...

Современные перспективные педагогические технологии - залог успешного урока английского языка в рамках ФГОС

Новый ФГОС поменял требования к современному уроку. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной о...

Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка

Презентация на тему "Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка"...