Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.
статья на тему

Губарева Татьяна Андреевна

Печатная статья по теме "Государственный оГосударственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.бразовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ". Особенности ФГОС ООО, требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, принципиальные отличия ФГОС ООО, требования ФГОС ООО к выпускнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.

Процесс обучения можно представить как процесс восхождения от низкого к более высокому уровню усвоения знаний учащимися, который реально может заканчиваться на любом уровне. Возможность достижения заданного уровня обучения будет тем выше, чем больше количества информации перерабатывается учащимися и чем больше время, которое нужно затратить на всю учебную работу. Уровень обучения надо отличать от уровня изложения учебного материала. Так, изложение одного предмета может быть на уровне знакомства, но само его содержание уже на втором уровне создает представление о его основных понятиях, в то же время, другой предмет, излагаемый на более высоком уровне, может в действительности быть усвоен на более низком.[1]

Эти и другие идеи гуманизации образования (формирование общей культуры личности, социальных установок гражданина и системы учебных действий, обеспечивающих знание общей картины мира и условий для самоопределения личности) впервые в 1997 году получили отражение в проекте федерального закона о государственном стандарте общего образования.

В проекте закона описывается функция стандарта — критериально-оценочное обеспечение прав на полноценное образование, сохранение единого образовательного пространства, гуманизация образования, дифференциация обучения, управление и повышения качества образования. Он определял обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников. Основное назначение стандарта педагогическая общественность видела не столько в «обеспечении образовательного пространства», сколько в обеспечении условий развития вариативного образования. В тоже время объем обязательного образования и требования к обязательному уровню подготовки многие считали завышенными. Это связано, как уже отмечалось, с несоответствием уровней, определенных в стандарте, уровням усвоения знаний учащимися и их развитию средствами учебного предмета.[2] 

Для традиционной дидактической системы образования, положенной в основу Государственных стандартов основного образования (далее — ГОС ОО), была характерна: ведущая роль теоретических знаний в содержании образования, преобладание догматического и объяснительно-иллюстрационного способа обучения и, тем самым, ориентация на деятельность учителя. Доминирование в учебной деятельности школьников памяти над мышлением привело к известным недостаткам традиционной системы обучения, поставив под сомнение ее эффективность в современном динамично меняющемся обществе.[3] 

Одной из задач совершенствования стандартов образования, по мнению ведущих педагогов, являлось приведение их в соответствие с требованиями развивающего обучения. Необходимо двухуровневое планирование целей обучения.

Смену парадигмы образования отражает внедрение в школу Федеральных государственных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) 2-го поколения, под которыми понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающая общественный идеал и учитывающая возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Они проектируют цели образования на трех уровнях, реализуемых через совокупность требований к учащимся, и сформулированных в области предметной подготовки на языке действий по решению типовых задач.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. [4]

На каждом уровне стандартизация ведется по трем параметрам — целевому, содержательному и организационному.[5]

ФГОС ООО 2-го поколения рассматривается сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства.

Концепция гуманизации образования меняет основное направление деятельности школы, нацеливая образование на личность ученика. Она находит выражение в демократизации школы, гуманитаризации обучения, профильной и уровневой дифференциации, развитии системы самообразования, создании условий комфортного обучения и ориентации на активную учебную деятельность учащихся. В этих направлениях действует ФГОС ООО 2-го поколения, образовывая сочетание единого образовательного пространства с возможностями ученика. Гуманистическое педагогическое образование ставит учащегося в центр процесса, а учитель организует обучение так, что школьник саморазвивается в процессе общения с педагогом и другими учениками.[6] 

В основу разработки ФГОС ООО 2-го поколения положен системно-деятельностный подход, в основе которого лежит исследовательский подход который предполагает раскрытие человека как познающего, созидательного или деструктивного субъекта, призванного нести ответственность за сохранение жизни и природы на Земле. Суть подхода состоит с том, что каждый сложный объект рассматривается как система.  

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир-человек». В этом процессе личность человека выступает как активное творческое начало. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — активная познавательная деятельность, при этом ее становление означает становление духовного развития.

Системно-деятельностный подход в ФГОС ООО 2-го поколения обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Учитывая все недочеты прошлого стандарта ФГОС ООО 2-го поколения, включил в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Для более наглядного представления отличия стандартов 2 поколения от стандартов 1 поколения можно использовать критерии, указанные в таблице 1, а также особенности стандартов разного поколения.

Таблица 2- Сравнительный анализ стандартов образования 1 и 2 поколения

№ пп

Критерии для сравнения

Стандарт 1 поколения (ГОСТ)

ФГОС ООО

2-го поколения

1

Ориентирование стандартов.

На процесс передачи информации от учителя к ученику. Уровень усвоенности знаний учащимися.

На процесс получения знаний, получение результата учащимися самостоятельно.

2

Требования.

Обязательный минимум содержания основных учебных программ.

Основное содержание учебных предметов.

3

Цели обучения

Формирование ЗУН у учащихся, предусмотренными ГОС.

Обучение учащихся универсальным учебным действиям в процесе взаимодействия всех участников процесса (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).

4

Содержание образования

Ориентация на учебно- предметное содержание.

Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач.

5

Организация учебного процесса

«Командная система»- учебная деятельность определяется учителем.

Создание индивидуальных образовательных условий для самостоятельного развития личности учащегося.

6

Формы работы на уроке.

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, самостоятельная работа.

Признание решающей роли учебного сотрудничества, коммуникативные атаки учителя, постановка проблемного вопроса, самостоятельное определение цели учащимися и способов ее достижение, самостоятельная оценка правильности результата.

Принципиальные отличия ФГОС второго поколения:

  • включение в его структуру системы образовательных программ по ступеням образования, требований к условиям и результатам их реализации;
  • образовательный план отражает соотношение между разными видами деятельности: учебной - внеучебной, аудиторной – самостоятельной;
  • появляются различные структурные элементы организации образовательного процесса;
  • проведена дифференциация достижений школьников: предметные знания, умения, навыки, надпредметные понятия, компетентность;
  • изменяются функции педагога: наряду с его традиционными функциями учитель будет выполнять в отношении обучающегося функции тьютора, педагога-наставника;
  • инновация становится нормой, программа развития образовательного учреждения – частью образовательной программы;
  • стандарт ориентирован на индивидуальное образование школьников и предоставляет широкие свободы и возможности для творчески работающих педагогов и учреждений образования.

Положительными результатами введения ФГОС ООО 2-го поколения являются:

  • введение внеурочной деятельности,
  • больше внимания уделяется развитию личности и индивидуальным способностям учащихся, как в учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности,
  • больше внимания уделяется укреплению физического и духовного здоровья обучающихся,

Инновационность ФГОС ООО 2-го поколения заключается в следующем:

  1. Установление соотношения между инвариантной и вариативной частями содержания школьного образования (минимизирована инвариантная- обязательная для всех часть и расширена вариативная составляющая).
  2.  Ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты («Требования к освоению основных образовательных программ»).
  3. Возникновение идеи фундаментального ядра содержания школьного образования (минимально необходимое усвоение содержания, без которого выпускник не сможет ни продолжить образование, ни полноценно реализовать себя в современном обществе).
  4. В фундаментальном ядре по каждому предмету содержится система общих (универсальных) учебных действий (УУД)
  5. Содержание общего образования отталкивается от требований к результатам образования.
  6. Наличие «Требований к условиям осуществления образовательного процесса» (требования к материально-технической базе школы, требования к учебно-методическому обеспечению).

Главное отличие ФГОС ООО 2-го поколения - появление Базисного Учебного Плана (БУПа) в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности - дает возможность увеличения вариативности образования, адаптивности его содержания к потребностям и способностям учащихся, гарантирует оплату учителям внеурочной и внешкольной учебной деятельности, значительно снимет проблему дефицита учебного времени по ряду предметов.

Проблемы, оставшиеся нерешенными при освоении Стандартов первого поколения сводятся к неспособности обеспечить личностную ориентацию образования, деятельностный характер обучения, его направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности обучающихся, неспособности усиления воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образования.

Задача ФГОС второго поколения состоит в определении ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели  и смысла образования.

Планируемые результаты ФГОС ООО 2-го поколения образования:
- личностные результаты (сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.);
- метапредметные результаты (освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях).
- предметные результаты  (выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов).

Изменения содержания новых стандартов обозначены многими положительными результатами.

Таблица 3- Изменения в содержании новых стандартов образования

БЫЛО

БУДЕТ

понятие пространственных  объектов, моделей– по изображению.

        

нахождение фигур, моделей в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание высот, глубин, нанесение форм) и др.

        

результат – узнавание и называние.

результат- умение работать с пространственными объектами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и понимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активного и заинтересованного познающего мир, осознающий ценность труда, науки, творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающие свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды;

- ориентирующегося в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.[7]

Портрет будущего выпускника – гражданина России будет обозначен следующими особенностями:

Рисунок 1- Портрет будущего выпускника, соответствующий ФГОС ООО 2-го поколения

Таким образом, ФГОС ООО 2-го поколения актуализирует дифференцированный подход в обучении, который учитывается в процессе обучения и воспитания свойства нервной системы, возрасте, поле, социальных установках, семье и т. д. Новая образовательная система, строящаяся на принципах гуманистической направленности, делает образование личностно-ориентированным, доступным для каждого обучающегося, дает каждому учащемуся реализовывать себя в соответствие с его интересами, способностями и личными качествами. Следовательно, одним из условий гуманизации образования является индивидуальный подход. Можно констатировать, что ФГОС ООО 2-го поколения, реализующие дифференцированный подход направленный на особенности личности учащегося. ФГОС ООО 2-го поколения имеет целью не изменение содержания обучения и воспитания для отдельных школьников, а приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям учащихся, в чем и состоит основное его отличие от предыдущего образовательного стандарта.


[1] Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

[2] Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

[3] Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

[4] Пункт 1 статьи 7 Законо Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 150; 2007, №49, ст.6070).

[5] Сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

[6] Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

[7] Федкральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, п. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...

«Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике»

Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.Рабочие программы по физике могут быть составлены...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования (ФГОС)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования (ФГОС)...

Воспитательная работа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)

Анализ результативности своей работы классного руководителя за 40 лет работы в школе. Сопоставление старых и новых форм и требований и классному руководству, иллюстративный материал из своей работы. У...