«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
статья на тему
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»
Доклад
Тема: «Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
Выполнила: К.М.Чебодаева
социальный педагог
2016 г.
В целях уменьшения существующих рисков общественного развития во главу угла социокультурной модернизации образования ставится идеология разработки стандартов как конвенциальных норм, отражающих социальные ожидания по отношению к образованию личности, семьи, общества, государства.
Сегодня в основе разработки стандарта общего образования второго поколения лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей к базовым ценностям отечественной истории, культуры, традиций, формирование гражданской идентичности общества, снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений.
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют в контексте проектирования стандартов осуществить формирование гражданской идентичности через разработку образовательных программ нового поколения (А.Г.Асмолов). Это позволяет перейти от административно-территориальной систематизации компонентов стандартов образования на федеральный, региональный и школьный компоненты стандартов раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых и должны быть направлены программы.
В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.
Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения должна стать Программа формирования гражданской идентичности личности, конкретизированная в отношении начальной, основной и полной ступеней образования.
Разработка стандартов и программ образовательной системы должна быть направлена на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствовать созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.
Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся включает следующие направления реализации воспитательных задач:
1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся – формирование как приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности, приоритета общественно-государственных интересов над личными, патриотизма, преданности своему Отечеству, гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.
2. Историческое воспитание - изучение истории Отечества, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого.
3. Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь.
4. Профессионально-деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.
Функциями гражданской идентичности являются интеграция в единую общность, самореализация и самоактуализация личности. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью.
Модель структуры гражданской идентичности личности включает следующие компоненты:
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, партиях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Предлагается и перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности (см. Приложение)
Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление.
В нашей школе гражданская позиция у воспитанников формируется через учебно-воспитательный процесс. Решение данной задачи обеспечивается содержанием образования (история, чтение, обществоведение, русский язык, СБО, и др.). Организация и планирование воспитательной работы школы-интерната включает в себя следующие направления воспитательной работы:
- начальные классы: личностное развитие, основы гражданского и патриотического воспитания, основы социализации и общения, трудовое воспитание, охрана здоровья, физическое развитие, творческое воображение;
- в среднем звене дополняются направления: основы жизнеобеспечения и экономического просвещения, знакомство с истоками национальной культуры;
- в старших классах помимо вышеперечисленных, введены направления: профессиональное самоопределение и основы гражданского самосознания.
В школе ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы. В этом году разработан и реализовывается план мероприятий, посвященных 65й годовщине Победы в ВОВ. Регулярно проводятся в нашей школе Недели Профилактики, на которые приглашаются все субъекты профилактики. Классными руководителями проводятся классные часы, беседы, направленные на формирование гражданской позиции. В сентябре 2016г. проводилось общешкольное родительское собрание «Священное право родителей – воспитать своих детей достойными гражданами РФ».
Социальным педагогом также проводятся индивидуальные беседы по формированию правовой убежденности, ознакомлению с УК РФ, СК РФ. Введена традиция торжественного вручения паспорта гражданина РФ на праздничных мероприятиях, ознакомление с Положением о паспорте РФ. Также определенная работа проводится с военным комиссариатом. Ежегодно юноши, достигшие 16-летнего возраста, проходят призывную комиссию. Их знакомят с военными обязанностями гражданина, каждому выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Каждый педагог школы осуществляет работу, в рамках своей компетенции, по реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.
Таким образом, формирование гражданской позиции, гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.
Презентация освещает нормативную базу для введения ФГОС ООО второго поколения, в ней сформулированы универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. В данной ...
«Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике»
Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.Рабочие программы по физике могут быть составлены...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для УМК «Английский язык» И. Н. Верещагиной для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов....
Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранные языки
Цель: создание условий для достижения новых образовательных результатовКачество Образования - Деятельностный подход - Развитие личности - Обретение духовно- нравственного...