«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
статья на тему

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия  «Аскизская   школа-интернат»

        

Доклад

Тема: «Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

                                      Выполнила:  К.М.Чебодаева

          социальный педагог

                         

2016 г.

            В целях уменьшения существующих рисков общественного развития во главу угла  социокультурной модернизации образования ставится идеология разработки стандартов  как конвенциальных норм, отражающих социальные ожидания по отношению к образованию личности, семьи, общества, государства.

           Сегодня в основе разработки стандарта общего образования второго поколения лежит представление об образовании  именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей к базовым ценностям отечественной истории, культуры, традиций, формирование  гражданской идентичности общества, снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений.

           Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют в контексте проектирования стандартов осуществить формирование гражданской идентичности через разработку образовательных программ нового поколения (А.Г.Асмолов). Это позволяет перейти от административно-территориальной систематизации  компонентов стандартов образования на федеральный, региональный и школьный компоненты стандартов раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых и должны быть направлены программы.

           В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

            Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения должна стать Программа формирования гражданской идентичности личности, конкретизированная в отношении начальной, основной и полной ступеней образования.

           Разработка стандартов и программ образовательной системы должна быть направлена на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствовать созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

           Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся включает следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся – формирование как приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности, приоритета общественно-государственных интересов над личными, патриотизма, преданности своему Отечеству, гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

2. Историческое воспитание - изучение истории Отечества, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого.

3. Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь.

4. Профессионально-деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

            Функциями гражданской идентичности являются интеграция в единую общность, самореализация и самоактуализация личности. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью.

Модель структуры гражданской идентичности личности включает следующие компоненты:

  • когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, партиях;
  • эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества;
  • деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения, способность противостоять  асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Предлагается и перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности (см. Приложение)

Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление.

           В нашей школе гражданская позиция у воспитанников формируется через учебно-воспитательный процесс.  Решение данной задачи обеспечивается содержанием образования (история, чтение, обществоведение, русский язык, СБО, и др.). Организация и планирование воспитательной работы школы-интерната включает в себя следующие направления воспитательной работы:

  • начальные классы: личностное развитие, основы гражданского и патриотического воспитания, основы социализации и общения, трудовое воспитание, охрана здоровья, физическое развитие,  творческое  воображение;
  • в среднем звене дополняются направления: основы жизнеобеспечения и экономического просвещения, знакомство с истоками национальной культуры;
  • в старших классах помимо вышеперечисленных, введены направления: профессиональное самоопределение и основы гражданского самосознания.

         В школе ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы. В этом году разработан и реализовывается план мероприятий, посвященных 65й годовщине Победы в ВОВ. Регулярно проводятся в нашей школе Недели Профилактики, на которые приглашаются все субъекты профилактики.  Классными руководителями проводятся классные часы, беседы, направленные на формирование гражданской позиции. В сентябре 2016г. проводилось общешкольное родительское собрание «Священное право родителей – воспитать своих детей достойными гражданами РФ».

          Социальным педагогом также проводятся индивидуальные беседы по формированию правовой убежденности, ознакомлению с УК РФ, СК РФ. Введена традиция торжественного вручения паспорта гражданина РФ на праздничных мероприятиях, ознакомление с Положением о паспорте РФ. Также определенная работа проводится с военным комиссариатом. Ежегодно юноши, достигшие 16-летнего возраста, проходят призывную комиссию. Их знакомят с военными обязанностями гражданина, каждому выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

          Каждый педагог школы осуществляет  работу, в рамках своей компетенции, по реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

Таким образом, формирование гражданской позиции, гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.

Презентация освещает нормативную базу для введения ФГОС ООО второго поколения, в ней сформулированы универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. В данной ...

«Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике»

Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.Рабочие программы по физике могут быть составлены...

Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.

"Школа  - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранные языки

Цель: создание условий для достижения    новых образовательных результатовКачество Образования -  Деятельностный подход  - Развитие личности - Обретение духовно- нравственного...