Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
консультация на тему

Меркулова Елена Васильевна

"Школа  - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу троих - учителя, ученика и родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки, и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей" Если из школы уходят тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учёбы падает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Меркулова Елена Васильевна

Старший воспитатель ГБУЗ ДС №9 ДЗМ

Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения:

— разработан в связи с ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить подготовку учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию;
— направлен на преодоление противоречия между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— предполагает преодоление установок на недопустимость элементов стандартизации в области воспитания, которые на протяжении двух последних десятилетий приводили к отсутствию должного внимания к воспитательному процессу и недостаточному его кадровому, нормативному, ресурсному обеспечению;
— ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма;
— содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве;
— требует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса, четкого осознания недопустимости той грубой непрофессиональной трактовки образовательных стандартов, которая привела бы саму идею о наличии элементов стандартизации в области воспитания к абсурдности меры на такие понятия как мораль, нравственность, патриотизм, гражданственность, свобода совести и др.;
— основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении — трансляции культуры от поколения к поколению, включения подрастающих поколений в культуротворчество и как педагогическом процессе, компоненте образовательного процесса, сущность которого заключается в создании условий для духовно- нравственного становления личности.
       
В настоящее время включает в себя:
     
1) Примерную программу воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;
     2)
Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию  экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития,  воспитания и социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности,  а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,  профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, 

формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Сравнивая воспитательный компонент предыдущих образовательных стандартов и ФГОС первое, на что обращаешь внимание это положения о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении, которое должно быть разработано в виде программы воспитания и социализации образовательного учреждения. По программе социализации мне приходилось работать, но это было учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (автор Л.К.Сидорова), что касается других образовательных учреждений, это были различные планы воспитательной работы.

Во ФГОС заданы новые ориентиры воспитания (создание условий  для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса):

- реализация гуманистических приоритетов современной социальной политики;

- консолидации нации;

- обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства;

- воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма.

Особое внимание хочется обратить на направления деятельности, прописанные во ФГОС: духовно – нравственное развитие,  воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию  экологической культуры обучающихся. Более подробно расписаны направления социализации и социального воспитания, формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды.

Эти направления звучат по - новому, не в учебных программах, а именно в программе по воспитанию.

На мой взгляд, самая новая и сложная составляющая воспитательного компонента, это критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, 

формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях). Разработав показатели и критерии, система поощрений  социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся формируется совершенно логично.

Составление рейтингов школы используют достаточно успешно, портфолио оформляли

и ранее, но на сегодняшний день это будет более актуально, потому что к портфолио проявили интерес профессиональные образовательные учреждения.

Как и любая программа, программа воспитания теперь должна выходить на необходимый учёт, мониторинг развития, воспитания и социализации. Ребёнку всегда интересно, какой он, но ещё интереснее об этом узнать в динамике: уровень воспитанности в 5 классе  и в 6 классе и т. д. или социализации, вырос ли он духовно или топчется на одном уровне. Для педагога это трудоёмко, не всё понятно, но необходимо. Теперь можно сравнивать работу не только учителя - предметника, а и работу учителя – воспитателя, работать на результат воспитания.

На мой взгляд, самый большой прорыв ФГОС по воспитательному компоненту, это переход от набора мероприятий, к многообразию видов деятельности, общение (просвещение) и отношения, которые возникают в результате совместной деятельности участников воспитания, решающим здесь, выступает совместная и системная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» подготовлена Институтом коррекционной педагогики РАО как основа для соз...

Размышления о Федеральном государственном стандарте общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для школы документ, определяющий все стороны работы школы, формирующий уклад школьной жизни.Сегодня реализация требований ста...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.

Презентация освещает нормативную базу для введения ФГОС ООО второго поколения, в ней сформулированы универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. В данной ...

«Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике»

Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.Рабочие программы по физике могут быть составлены...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранные языки

Цель: создание условий для достижения    новых образовательных результатовКачество Образования -  Деятельностный подход  - Развитие личности - Обретение духовно- нравственного...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...