Размышления о Федеральном государственном стандарте общего образования
статья по теме

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для школы документ, определяющий все стороны работы школы, формирующий уклад школьной жизни.

Сегодня реализация требований стандарта должна обеспечить создание комфортной среды для обучающихся и педагогов, гарантию охраны и укрепления их физического, психологического и социального здоровья, высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся и их родителей, всего общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова Лариса Николаевна

Размышления о Федеральном государственном стандарте общего образования

Размышляя о Федеральном государственном стандарте общего образования, очевидно, что на сегодня именно Стандарт  должен стать ключевым элементом модернизации российской школы.

Актуальность возникновения данного документа основана на стратегической, социально-значимой задаче реализации современных запросов к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

 Целью разработки явилась новая трактовка понятия «Образования» как важнейшей социальной деятельности, системообразующего ресурса, лежащего в основе развития гражданского общества, предусматривающего переход от «догоняющей» к «опережающей» модели российского образования через  необходимость слияния двух системообразующих элементов: «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ» и «Требований к уровню подготовки выпускников».

Основная цель востребованного обществом в современных условиях развития государства общего среднего образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самобразованию и самосовершенствованию.

Основные критерии современного образования

- модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций российской школы;

- разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- личностная ориентация содержания образования;

- востребованность результатов образования в жизни;

- деятельностный характер образования, ориентация содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- усиление социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений), возможностей для реализации различных образовательных практик;

- целостность содержания образования;

- ориентация на реализацию компетентностного подхода к содержанию образования, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задачприобретают уровень квалиметрической измеряемости через реально осязаемые критерии и дескрипторы.

Интегральным результатом современного образования должно стать становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

При фиксации разных точек зрения на назначение ФГОС, необходимо обратить внимание на то, что в организованном в «Комсомольской правде» 24 ноября 2008 г. обсуждении вопроса, зачем же понадобилось вводить эти стандарты и какой в них прок, принявшие участие И. И. Калина, А.Г. Асмолов, И. Адамский, Е.А. Бунимович, В.В. Рубцов, Г.В. Яновская, А.Н. Нестругин, А.Б. Милкус определили Стандарт как набор аксиом, какой станет школа будущего.  А ключевым вопросом стандарта станет создание новых правил, как выделять деньги на школу; как платить зарплату учителям; как оценивать успехи учащихся; как оценивать результат работы учителя. Пока не будет этих новых правил, школа меняться не будет.

За 4 года произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был жестко ориентирован на то, чтобы проверять знания, то сегодня это не стандарт знаний, а стандарт  образа жизни школы.

Стандарты, принятые десять лет назад, были менее обширными. Они оговаривали только базовый набор школьных знаний, которые должен получить ученик, - то, что должно входить в школьную программу.

Современные стандарты поставили ребенка в центр образовательного процесса – возраст, деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту соответствует определенная программа обучения, каждому ребенку выстраивается индивидуальная траектория развития и обучения, определяется индивидуальный подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для школы документ, определяющий все стороны работы школы, формирующий уклад школьной жизни. Изменилась как структура стандарта, включающая в себя совокупность требований к основной образовательной программе, к условиям реализации к результатам ее освоения, так и методология стандарта, реализующая системно-деятельностный подход, ориентированный не только на предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучающихся.

Важной составляющей современного стандарта является методологическая основа системы оценки достижений к результатам образования, где основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов.

Реализация требований стандарта должна обеспечить создание комфортной среды для обучающихся и педагогов, гарантию охраны и укрепления их физического, психологического и социального здоровья, высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся и их родителей, всего общества в целом.

Стандарт сегодня объективно учитывает происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности.

Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правовогогосударства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» подготовлена Институтом коррекционной педагогики РАО как основа для соз...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Основы безопасност...

Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.

"Школа  - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу...

Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранные языки

Цель: создание условий для достижения    новых образовательных результатовКачество Образования -  Деятельностный подход  - Развитие личности - Обретение духовно- нравственного...