Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды.
статья на тему

в статье рассмотрена проблема и существование понятия здоровья, сущности здоровьесберегающей среды, функции и подходы к здоровьесберегающему компоненту в современной образовательной среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А. Кран

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

        В статье рассмотрена проблема значения, сущности, функций, подхода к здоровьесберегающему компоненту в современной образовательной среде.

        Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая среда, здоровьеформирующие образовательные технологии, здоровьесберегающая педагогическая деятельность.

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Джордж Карлейль

        Известно, что здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. По мнению учёных (Э.Н. Вайнер, А.А. Коробейников, Н.Н. Куинджи, Г.И. Тушина и др.) за основу определения здоровья берётся вариант, предложенный Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), т.е. рассматривать здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Триединая сущность здоровья многими акцентируется, делаются особые указания на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Э.Н. Вайнер, к примеру, пишет, что здоровье – это «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды» [Вайнер, 2013, с. 12]. Э.Н. Вайнер называет шесть «показателей индивидуального здоровья»: генетические, биохимические, метаболические, морфологические, психологические, социально-духовные [Вайнер, 2013, с. 90].

М.Е. Коржова рассматривает биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Исследователь говорит также о «взаимодействии сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье» [Коржова, 2007, с. 20].

Широта трактовки здоровья свойственна также суждениям М.А. Павловой и О.С. Гришановой. Свой взгляд на здоровье обучающихся они воплощают в виде четырёхкомпонентой модели, где соматический компонент отражает текущее состояние органов; физический компонент – уровень роста и развития организма, его адаптационные реакции; психический компонент – состояние психической сферы; нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы [Гришанова, 2010, с. 13].

Здоровье -  правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, это такое состояние духа, эмоциональной, психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него. [Шаталова, 1997, с. 5]

        Сегодня для всех стало очевидным, что целью качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения и данные, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают. Обучающимся необходимы такие способы действий, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно приобретать новые знания, но наряду с этой мыслью отмечают важность и значимость сохранения, профилактики психического и физического здоровья. В связи с этим уже на раннем этапа обучения определяется следующая задача – не передать обучающемуся сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение способами организации собственной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни.

Так, Г.Д. Слесарева в статье, посвященной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, определяет здоровьесберегающую среду как «идеальную модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса». В рамках такого понимания автор говорит, что концептуальные основы здоровьесберегающей среды должны включать «разработку ведущих идей, целей и задач; характеристику методологический подходов и принципов; анализ условий реализации» [ Слесарева, 2011, с. 10].

С началом учебной деятельности ребенок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо прививать желание работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к себе, заботиться и сохранять свое психическое и физическое здоровье. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых обучающихся и выпускников. Основными причинами этого являются: перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин; несбалансированное питание; малоподвижный образ жизни; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях и окружающей среде; неблагополучная экологическая обстановка. Всё вышесказанное заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведение действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по профилактике, сохранению, улучшению здоровья детей становятся всё актуальней. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Для сохранения здоровья нашего будущего поколения в жизнь школы нужно внести изменения, направленные на улучшение физиологического, социального и психологического состояний каждого школьника; создать условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и формирование жизненных приоритетов, направленных на осознанный выбор здорового образа жизни; способствовать психолого-педагогической защищенности ребенка в микросоциуме.

Навязывание здорового образа жизни школьникам малоэффективно и положительно ими не воспринимается. Обучающихся следует грамотно подвести к тому, чтобы они сами смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведешь здоровый образ жизни». А задача педагогов и родителей помочь в достижении этой цели.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личносто-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненноважным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьясбережения, который приобретается через непосредственное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, а также формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье и других людей.

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность должна по-новому выстраивать отношения между образованием и воспитанием, переводить воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом с людьми, природой, искусством. Здоровьеформирующие образовательные технологии это психолого-педагогические технологии, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведения здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,   половыми,   индивидуальными   особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие   учебной   и   физической   нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый,    достаточный    и   рационально организованный двигательный режим.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма -4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5) чередование методов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8)  позы школьников, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 -повторениями каждого упражнения;

10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка школьников в классе после звонка (на перемене).

Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители должны сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию его собственных ресурсов.

В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:

- развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;

- наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса;

- отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей;

- низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования;

- отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей;

- необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.

Объём учебных программ их информационно насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями обучающихся.

Один из самых неблагоприятных факторов для здоровья детей - общая стрессогенная система организации учебного процесса и проведения уроков многими учителями. Большое количество обучающихся постоянно или часто испытывают «учебный стресс», в результате чего стремительно ухудшаются показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Усугубляет положение и то, что возрастает рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики и иные психотропные препараты подростков, снижается возрастной порог приобщения к этим пагубным привычкам.

В педагогическом отношении важным результатом расширения двигательной активности в процессе обучения является повышение сосредоточенности школьников, возрастание их внимания к учебному процессу, что находит своё выражение в значительном уменьшении количества общей деятельности, немотивированных «отключений» от занятий. В этой связи ярче акцентируются противоречия, сложившиеся в традиционном образовании между:

- необходимостью расширения двигательной активности и необходимостью сохранения и поддержания дисциплины на уроке;

- необходимостью расширения двигательной активности ребёнка и отсутствием «установки» на здоровый образ жизни у населения, включая работников образования и родителей;

- потребностью в динамической комплексной оценке физического развития детей и отсутствием адекватных методик для такой оценки;

- необходимостью активизации двигательной активности, её нормированием и формированием ценностной установки на обучение, развитие высокой устойчивости его организма к средовым факторам.

Сегодня школьное здравоохранение в качестве основы рассматривает разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.

Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников - к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье. Возможные пути решения этой проблемы:

- пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте - с учётом уже имеющихся у детей диагнозов);

- использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.);

- проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью;

- откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;

- предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

Решение данных проблем можно смело рассматривать как здоровьесберегающие технологии, дополняющие образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья школьников. Администрации и каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не обладает абсолютным здоровьем. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из обучающихся не имел проблем со здоровьем, неправильная и непрофессиональная позиция педагога.

В последние годы в педагогике наметилась тенденция полагать, что за принцип формирования ответственности за своё здоровье школьники должны отвечать сами, т.к. это всего лишь частный случай ответственности за своё поведение. Эта тенденция привнесена в педагогику из психологии, где данные проблемы решаются не на уровне призывов и деклараций, а путём реализации воспитательных программ, применения методов индивидуальной и групповой работы с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у ребёнка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по привитию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуациях, требующих принятия решений, связанных со здоровьем.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Школьник, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение, укрепление и принятие здорового образа жизни, не сможет оставаться здоровым при всём старании педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнер Э.Н. Валеология – М.: Флинта, 2013. – 448 с.

Гришанова О.С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / О.С. Гришанова, Е.В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.

Коржова М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: автореф. дис.  … канд. пед. наук – Челябинск, 2007. – 20 с.

Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 9-11 с.

Шаталова Г.С. Философия здоровья – М.: Елен и КО, 1997.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Интеллектуальная карта "Компоненты информационно-образовательной среды"

Созданная интелект-карта способствует для повышения эффективности образования, гибкости и доступности образования, а также развивает информационную культуру учителя и среду....

компоненты информационно-образовательной среды

Пповышение эффективности образования; повышение гибкости и доступности образования; развитие информационной культуры....

Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды

Привычная для нас прежняя воспитательная среда в современных условиях  не  сможет эффективно формировать социально-значимые качества личности.  Поэтому теперь особенно остро ощущается н...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды

Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...