Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды
статья на тему

Думченко Оксана Юрьевна

Привычная для нас прежняя воспитательная среда в современных условиях  не  сможет эффективно формировать социально-значимые качества личности.  Поэтому теперь особенно остро ощущается необходимость найти такие приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Это нацеливает современную школу на внедрение новых организационных форм гражданского образования и воспитания, изменение содержания деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_sotsialnogo_partnerstva.docx35.14 КБ
Файл shkola_sotsialnogo_partnerstva.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды

Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ

моря и создают иллюзию движения.

В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперёд.

Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому.

Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе.

                                В.Ю. Дукельский

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования делается особый акцент на то, что личностные результаты освоения учащимся основной образовательной программы должны отражать: «Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей».

Привычная для нас прежняя воспитательная среда в современных условиях  не  сможет эффективно формировать социально-значимые качества личности.  Поэтому теперь особенно остро ощущается необходимость найти такие приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Это нацеливает современную школу на внедрение новых организационных форм гражданского образования и воспитания, изменение содержания деятельности.

В настоящий момент в теории и практике воспитательной работы существует многообразие технологий, различающихся областью применения, целями и результатами. Социальному проектированию среди них по праву уделяется особое внимание, ведь именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением ребенка в рамках дополнительных пространств самореализации личности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Социальное проектирование - это социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика.[1]

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, ведь в широком смысле социальный проект - это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение жизненной ситуации.

На наш взгляд, социальное проектирование имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить учащегося в позицию, позволяющую на практике применять знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Этот вид деятельности формирует в ребенке понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Концепция воспитательной системы нашего образовательного учреждения разработана с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой подход позволяет нам внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.

Учащиеся нашей школы имеют значительный опыт в данном виде деятельности. Вот уже на протяжении 8 лет ребята принимают активное участие в ежегодной Всероссийской акции социальных проектов «Я – гражданин России», а также в конкурсах детских сетевых проектов в рамках Приморского краевого Форума педагогических инициатив. За это время были реализованы проекты различной направленности, например:

  • Проект «Внимание! Дорога!» по благоустройству территории микрорайона позволил осуществить ремонт подъездных путей к зданию школы;
  • Проект «Человек животным друг» по охране окружающей среды за два года реализации сумел сохранить жизнь популяции белок в пришкольном сквере;
  • Проект «Виртуальный музей»  привлек внимание учащихся и выпускников разных лет к истории нашего образовательного учреждения;
  • Проект «Книги в больницы»  помог разнообразить досуг пациентов Находкинских медицинских стационаров.

Некоторые проекты реализовать в полной мере не удалось, например организация детской площадки на территории школы или издание школьной  газеты.  Однако  во время работы над ними учащиеся получили определенный социальный опыт,  смогли примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Работа над проектами в рамках  детских сетевых конкурсов Приморского Форума образовательных инициатив позволила старшеклассникам увереннее определиться с выбором жизненного пути. Например, если  до работы над проектом «Хочу быть предпринимателем» группа школьниц 11 класса не могла точно выбрать ВУЗ для дальнейшего обучения, то после опыта бизнес -  планирования девушки уверенно выбрали экономические специальности, успешно сдали экзамены и сейчас учатся в ДВФУ и университетах Санкт-Петербурга.

За годы реализации социального проектирования в нашей школе были выявлены следующие проблемы: низкая заинтересованность и компетентность руководителей проектов, отсутствие систематической организованной работы над проектами, неясность критериев оценивания проектов. Но главная причина недостаточной эффективности организации проектирования в нашем образовательном учреждении видится нам в противоречии  между необходимостью вовлечения каждого подростка в самостоятельную, ориентированную на практический результат социально значимую деятельность, и традиционной воспитательной средой, не позволяющей эффективно формировать  качества личности, необходимые для успеха в современном обществе.

Необходимость разрешения данного противоречия подтолкнула нас к созданию на базе нашего образовательного учреждения «Школы социального партнерства». Мы уверены, что это позволит  приблизить нашу образовательную среду к  основополагающим требованиям ФГОС ООО: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций и включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ».

Наша «Школа социального партнерства» заработает в 2015/2016 учебном году. На данный момент идет накапливание фактического и теоретического материала, обобщение опыта.

Деятельность «Школы социального партнерства» мы разрабатываем согласно общепринятой концепции, которая представляет структуру данного вида деятельности  как единство социальной  пробы, социальной  практики и социального  проекта.[2]

Нам представляется наиболее эффективным разделить реализацию этих  компонентов по возрастам:

Участники проекта

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Учащиеся 6-7 классов

Создать условия для социальной пробы через организацию тематических классных часов, экскурсий, социологических исследований, встреч с компетентными специалистами.

Получение  ребенком опыта самостоятельного социального действия.

Учащиеся 8-9 классов

Создать условия для социальной практики через обучение методу  реализации социального проекта на занятиях элективного курса «Основы социального проектирования». Организация разного рода акций помощи и т. п.

Обучение взаимодействию с государственными и коммерческими учреждениями

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества. Равноправное взаимодействие со сверстниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде

Учащиеся 10-11 классов

Создать условия для социального самоопределения:

Предоставить учащимся возможность углубленно изучить обществоведческие дисциплины в классе социально-гуманитарного профиля

С помощью разработки и осуществления проектов примерить различные социальные роли, что поможет определиться с выбором жизненного пути

Формирование собственного мнения по важнейшим проблемам жизни,

Педагоги

Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов и трансляции опыта педагогической деятельности

Освоение новых методов воспитательной работы через социальное проектирование.

Администрация школы

Создание необходимых нормативно- правовых, информационно-методических, материально-технических условий для развития социального проектирования в школе.

Функционирование воспитательной системы школы  в обновленной среде

Родительская общественность

Создать условия для участия родителей в социальных проектах

Вовлечение родителей в воспитательную работу школы, что поспособствует более тесному контакту и взаимопониманию

Примерный план работы «Школы социального партнерства» на 2015/2016 учебный год мы представляем следующим образом:

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственный

Подготовка нормативно-правовой базы, для организации работы «Школы социального партнерства»

Сентябрь

2015г.

Администрация  ОУ

Проведение анкетирования учащихся, педагогов, родителей

Сентябрь

2015г.

 Руководитель «Школы социального партнерства»

Разработка рекомендаций по реализации социальных проектов

Сентябрь

2015г.

Руководитель «Школы социального партнерства», администрация ОУ

Педагогический совет «Социализация учащихся через социальное проектирование»

Сентябрь

2015г.

Заместитель директора по ВР

Семинар-тренинг для педагогов «Теория и практика создания социального проекта»

Октябрь - декабрь 2015г.

1 раз в месяц

Педагоги школы, имеющие опыт организации социальных проектов

Работа с родителями по привлечению в проектную деятельность. Организация совместных проектов.

Сентябрь 2015г.

Классные руководители

Занятия факультативного курса «Основы социального проектирования»

Сентябрь - декабрь 2015г.

Заместитель директора по УВР

«Ярмарка идей» - выбор проекта по интересам

Октябрь 2015г.

Заместитель директора по ВР

Организация проектной деятельности в классах

Октябрь 2015г. - апрель 2016г.

Заместитель директора по ВР

Организация  «Пресс-центра» для информационной поддержки проектной деятельности (на сайте школы)

Октябрь 2015г. - апрель 2016г.

Заместитель директора по ИКТ

Итоговое мероприятие: презентация, защита и оценка проектов.

Май 2016г.

Администрация ОУ

Аналитический семинар «Итоги работы Школы социального партнерства»

Май 2016г.

Руководитель «Школы социального партнерства»

Мы уверены, что благодаря деятельности «Школы социального партнерства» сформируются те значимые, одобряемые обществом навыки поведения, которые помогут нашим учащимся успешно реализовать себя в будущем. Конечно, нам хотелось бы привлечь в проектную деятельность как можно больше  учащихся школы, педагогов, родителей, заинтересованных структур города. Работа над проектами  поспособствует формированию у подростков чувства собственной значимости и развитию стремления к самоутверждению и самовыражению.  Работа над социальными проектами в школе -  модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей.


[1]Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб.пособие. / О. В. Курбатова. — Ростов-н/ Д : Феникс, 2001.

[2]Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - это   процесс освоения и отработки социальных навыков

Социальный проект - создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды Думченко О. Ю. МБОУ «СОШ №23»

Слайд 2

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах Ф ормирование основ критического мышления Участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни

Слайд 3

Социальное проектирование - это социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества. Включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Слайд 4

Концепция воспитательной системы нашего образовательного учреждения разработана с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию

Слайд 5

Учащиеся нашей школы работали над проектами различной направленности: Проект «Внимание! Дорога!» по благоустройству территории микрорайона позволил осуществить ремонт подъездных путей к зданию школы; Проект «Человек животным друг» по охране окружающей среды за два года реализации сумел сохранить жизнь популяции белок в пришкольном сквере; Проект «Виртуальный музей» привлек внимание учащихся и выпускников разных лет к истории нашего образовательного учреждения; Проект «Книги в больницы» помог разнообразить досуг пациентов Находкинских медицинских стационаров.

Слайд 6

Проблемы??? Решение!!! Школа Социального партнерства

Слайд 11

Школа Социального партнерства Педагоги Родители Администрация школы Функционирование воспитательной системы школы в обновленной среде Вовлечение в воспитательную работу школы, что поспособствует более тесному контакту и взаимопониманию Освоение новых методов воспитательной работы через социальное проектирование

Слайд 12

Мы уверены, что благодаря деятельности «Школы социального партнерства» сформируются те значимые, одобряемые обществом навыки поведения, которые помогут нашим учащимся успешно реализовать себя в будущем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды.

в статье рассмотрена проблема и существование понятия здоровья, сущности здоровьесберегающей среды, функции и подходы к здоровьесберегающему компоненту в современной образовательной среде....

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды

Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...