СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_t.v.shulga.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Шульга

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр

«Смоленский зоопарк» города Смоленска

История создания эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» началась еще в 1988 году, когда  на базе подросткового биологического клуба  института "Смолагропромпроект"  был создан Центр экологического воспитания молодежи Смоленского Обкома ВЛКСМ. В 1991 году Центр был преобразован в Некоммерческое Партнерство «Смоленский зооэкзотариум».

Основными  направлениями работы Зооэкзотариума являлись: экологическое образование и воспитание населения,  содержание и разведение редких и исчезающих видов животных, изучение особенностей биологии и экологии животных в условиях неволи.

В 2001 году на базе Зооэкзотариума было создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр "Смоленский зоопарк"», впоследствии учреждение было переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска.

На сегодняшний день  Смоленский зоопарк является членом Евро-азиатской региональной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов (ЕАРАЗА),  победителем конкурса социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства», проводимого ВПП «Единая Россия». Учреждение награждено почётным дипломом Высшего экологического совета Российской Федерации и Правления российского экологического союза  «За содействие развитию экологического образования в Российской Федерации», дипломом Центра охраны дикой природы за важный вклад в развитие международного движения в поддержку заповедного дела, Министерством по охране окружающей среды и многими другими.

Педагогический коллектив постоянно находится в творческом поиске вариантов решения основных задач стоящих перед учреждением. Одним из направлений работы Смоленского зоопарка  является социальное партнерство в области экологического воспитания и просвещения населения.

Приоритетным направлением социального партнерства в области экологического просвещения  Смоленского зоопарка была и остается работа со школами, детскими садами, Домами Ребенка, домами–интернатами для детей инвалидов  и  другими учебными и специализированными  учреждениями города.

Смоленский зоопарк  предлагает следующие формы работы: во-первых это экскурсионное обслуживание образовательных учреждений города и области с учетом возрастных и физических особенностей детей. Обзорные, тематические учебные экскурсии разработанные специалистами  по экспозиционным залам пользуются большим спросом среди образовательных учреждений.  Экскурсовод умело использует знание школьной программы -  если учащиеся прошли данную тему до посещения зоопарка, активно используется форма вопросов и ответов; если тема незнакома учащимся, применяется в большей степени форма рассказа.

Еще одна из форм партнерской работы -  организация лекционной работы с использованием выездной группы животных. Выездная группа животных успешно используется для проведения лекций, занятий, уроков. Наиболее успешным партнером при организации выездных лекций являются детские сады, начальные классы и среднее звено школ. Учреждение, куда выезжает лектор вместе с зоологом, который демонстрирует животных,  организует для работы малые группы от десяти до пятнадцати человек. Животные выездной группы служат своеобразными живыми картинками для детей. Лектор отвечает на все вопросы, которые возникают в ходе общения, зоолог дает рекомендации по содержанию и  кормлению животных. Полученные знания  помогают уверенно чувствовать себя,  принимать правильные решения в жизненной ситуации связанной с природоохранной деятельностью, общением с животными.

На протяжении нескольких лет Смоленский зоопарк тесно сотрудничает с рядом учреждений для детей с ограниченными возможностями. В частности, с домом семейного типа «Гнездышко», домом-интернатом для детей-инвалидов, специализированным Домом Ребенка, специальной коррекционной общеобразовательной школой первого и второго вида. Сотрудники Смоленского зоопарка  приезжают в данные учреждения, привозя с собой несколько животных, с которыми дети могут довольно близко общаться. Здесь очень важен подбор животных (животные должны быть очень распространёнными, мягкими, пушистыми и главное не агрессивные, больше всего подходят кролики, морские свинки, курица, кот, и др.).  Важен голос и тембр речи лектора, личное обаяние, простой и в тоже время интересный рассказ. Порой такие встречи затягиваются - дети могут подолгу смотреть на животных и молчать, думать о чем – то своем, личном. В эти минуты мы, взрослые, понимаем, что может быть это минутное общение с добрым, маленьким беззащитным комочком надолго будет согревать ранимую душу ребенка, подарит надежду на новую встречу и придаст сил.

На протяжении ряда лет Смоленский зоопарк активно наращивает сотрудничество с рядом профильных ВУЗов города, в частности со Смоленским государственным университетом и Сельскохозяйственной академией. Между нашими учреждениями заключены договора о сотрудничестве. Студенты профильных ВУЗов имеют возможность проходить различные виды практик на базе Смоленского зоопарка, пользуются специализированной библиотекой учреждения, работают с коллекцией экзотических животных, разрабатывают проекты по благоустройству территории и многое другое.

В 2011 году в конце учебного года  Смоленский зоопарк при поддержке Администрации города Смоленск, организовал экологические сборы по изучению родного края на базе отдыха «Бакланово» национального парка «Смоленское Поозерье».  Идея сотрудничества в этом направлении с парком  возникла не случайно, национальный парк «Смоленской Поозерье» является нашим давним партнёром. Нас объединяют совместно проводимые мероприятия экологической направленности, организация различных конкурсов и праздников. На территории учреждения уже много лет открыто и функционирует  Представительство данного национального парка в городе Смоленск. Для проведения Сборов национальным парком была предоставлена площадка для размещения палаточного городка, костровая площадка, дрова и проводник по территории парка.

В Сборах приняли участие 25 детей, из разных школ города Смоленск в возрасте от 13 до 17 лет,  которые занимаются в объединениях дополнительного образования детей на базе  МБОУ ДОД ДЭБЦ «Смоленский зоопарк».

Программа Сборов была очень насыщенна. Педагогами на весь период сборов были разработаны  занятия по гидробиологии и ихтиологии, ботанике и зоологии. Занятия включали в себя  организацию походов, продолжительность которых зависела от возможностей детей  и условий территории, сбор гербария, проведение мастер-классов и конечно активный отдых, спортивные, интеллектуальные  соревнования между группами детей. В ходе работы Сборов участники провели учебные исследования по трём направлениям: гидрология – создана комплексная характеристика озера Баклановское, ботаника - изучен видовой состав флоры озера Баклановское; экология - проведена комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на территорию прибрежной части озера Баклановское. Так же программа Сборов предусматривала и волонтёрскую работу -  посильный трудовой вклад детей в решение насущных задач охраняемой природной территории национального парка, что явилось важным воспитательным аспектом экологических сборов. В результате была проведена очистка от мусора прибрежной зоны озера Баклановское протяжённостью три километра, а так же на  туристической стоянке «Робинзоны», покрашены беседки и лавки на базе отдыха «Бакланово».

С недавнего времени Смоленский зоопарк стал  постоянным и желанным партнером одного из магазинов  крупной сети «ООО МЕТРО Кэш энд Керри». Магазин «МЕТРО» появился в городе около двух лет назад. Для  привлечения покупателей, в рамках магазина регулярно в выходные дни проводятся акции «День открытых дверей», когда в магазин вход свободен (в обычные дни вход в магазин возможен только по «Карте Клиента»), проходят распродажи, развлекательные и познавательные мероприятия. В эти дни на обоюдовыгодных условиях  приглашают  нашу выездную группу животных с лектором. Появилась возможность занять часть населения, такую как предприниматели, домохозяйки, бизнесмены с целью формирования у них экологической культуры.  Так же, в лице магазина  появился надежный партнер, который предложил нам  материальную поддержку в связи с недостаточностью финансирования учреждения (обеспечение коллекции животных учреждения кормами).  Помимо того, рассказывая о работе Смоленского зоопарка, о достижениях учащихся, мы смогли заинтересовать и привлечь бизнесменов и предпринимателей на обоюдовыгодных условиях к сотрудничеству в виде опеки над животными, оказания разовой материальной помощи учреждению.

Выездная группа животных подбирается таким образом, чтобы информация, которую предоставит лектор, была с одной стороны интересной и полезной, а с другой, имела практическое применение, и несла в массы экологические знания, информацию о  работе и жизни самого учреждения с целью привлечения посетителей и потенциальных учащихся для существующих в Смоленском зоопарке объединений.

Подводя итог нельзя не отметить, что  Смоленский зоопарк - единственное специализированное учреждение в городе, целью которого является экологическое просвещение и воспитание населения. В настоящее время Смоленский зоопарк представляет собой помещение площадью 225.8 м2  в цокольном этаже жилого дома. Мы вынуждены проводить занятия на базах школ, библиотек и других образовательных учреждений, из-за чего порой нелегко развивать новые партнерские отношения.  

2014 год является годом открытия МБОУ ДОД ДЭБЦ «Смоленский зоопарк» на новой территории площадью около 4 га. В связи с этим  у нас появляется реальная надежда,  на  расширения наших возможностей в направлении социального партнерства в области экологического просвещения  населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

Современные образовательные технологии в учреждении дополнительного образования

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

Школа социального партнерства как компонент современной образовательной среды

Привычная для нас прежняя воспитательная среда в современных условиях  не  сможет эффективно формировать социально-значимые качества личности.  Поэтому теперь особенно остро ощущается н...

"Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"

Итоги работы районной эксперементальной площадки на тему: "Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"....

Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования

Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укре...