Организация интегрированных уроков - как резерв повышения интенсивности образовательного процесса.
методическая разработка на тему

Игламова Рузиля Талгатовна

Изменение содержания образовательного процесса, изменение спроса на характер получаемого образования привело к формированию многовариантной образовательной системы и переходу к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования.

Целью общего образования является достижение учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Развитие уровня образованности ориентировано на достижение социальной функциональной грамотности и социальной компетентности. Уровень функциональной грамотности предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_obrazovatelnye_tehnologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовет «Новые образовательные технологии»

Тема: Организация интегрированных уроков - как резерв повышения интенсивности образовательного процесса.

Изменение содержания образовательного процесса, изменение спроса на характер получаемого образования привело к формированию многовариантной образовательной системы и переходу к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования.

Целью общего образования является достижение учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Развитие уровня образованности ориентировано на достижение социальной функциональной грамотности и социальной компетентности. Уровень функциональной грамотности предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Для достижения учащимися уровня функциональной грамотности целесообразно использовать интегративный подход по отношению к содержанию учебного материала, т.е. содержание заданий может охватывать не один, а несколько учебных предметов (и тогда работа по формированию данного уровня образованности будет осуществляться в направлении нескольких видов функциональной грамотности и их образовательных стандартов).

Идея интеграции в сфере образования возникла давно.

На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются современные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе - это интегрированный урок.

Интегрированный урок в школе носит пока экспериментальный характер: он не является обязательным и не введен в учебный план и учебную программу. Почему же тогда учителя включают в свою практику такие уроки? Что служит основанием для этого? Прежде всего, это единство межпредметных связей, а также взаимозависимость учебных дисциплин.

Для    выявления    сущности    интеграции    обратимся    к    общенаучному определению этого понятия.

Под термином «интеграция» понимается:

  1. Понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
  2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Профессиональная деятельность педагога требует умения получать и использовать знания, полученные при изучении различных дисциплин. Эти знания учитель должен передать детям, а педагогическая интеграция есть один способов этой передачи.

Современный урок формирует знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используются разнообразные методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося. Один из примеров современного урока считается интегрированный урок.

Как известно, целями педагогической интеграции может быть:

  • экономия времени;
  • ликвидация дублирования;
  • осуществление связи теории с практикой;        
  • обеспечение профессиональной направленности фундаментальных дисциплин.

Особенности и методика подготовки интегрированных уроков:

  1. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависит от многих условий. Поэтому, прежде чем создавать общую программу, педагогам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
  2. Необходимо проанализировать уровень подготовленности учеников своего класса, оценить их психологические особенности и познавательные интересы. Наиболее глубока основа объединения, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо разработать соответствующую технологию обучения.
  3. Участие в уроке двух и более педагогов.
  4. Интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного урока.
  5. Нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков.
  6. Повышение роли самостоятельной работы учащихся.

 

Рассмотрим типы и формы нетрадиционных интегрированных уроков.

1. Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа - урок;
  • проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

2 Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок-диалог;
  • урок - деловая или ролевая игра;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

На таком уроке ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Возможность включение в один из этапов урока выполнение учащимися творческих задач.

Достоинства этого типа урока:

  1. реализуются корректирующие и контролирующие функции урока
  2. широкая дифференциация обучения
  3. возможность применения индивидуализированной и индивидуализированно-групповой формы обучения;
  4. большой воспитательный потенциал урока

3. Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • уроки защиты проектов;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность. Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

4. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция;
  • урок-беседа.

Цель урока - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Достоинства этого типа уроков:

  1. широкое использование различных видов творческой деятельности школьников;
  2. шире используются межпредметные связи.

5. Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.

Цель урока - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям.

6. Тип урока: комбинированный урок

Особенность комбинированного урока заключается в том, что он строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Интегрированное обучение с таким типом урока подразумевает использование большого информационного блока на уроке или самостоятельной работы по решению какой-либо интегральной проблемы. Изучение материала большими блоками ведет к формированию системы знаний, развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания.

Вывод.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

В интегрированном обучении, при пересечении предметных областей возможно составление программ.

Рассмотрим пример интегрированного урока биологии и ОБЖ в 10 классе по теме «Стресс: это хорошо или плохо?».

Цели:        

  1. Изучить и обобщить понятие стресса, виды, типы и структура стресса;
  2. Рассмотреть интегральные вопросы о биологической природе стресса и поведении человека в условиях стресса;
  3. Развитие навыков общения, умения анализировать, выделять главное, делать общие выводы и подводить итоги;
  4. Формирование у учащихся прогнозирования своего поведения в условиях стресса;
  5. Реализация одной из проблем интеграции на основе межпредметной связи биология – ОБЖ.

Вначале урока перед учащимися ставится проблема: «стресс: это хорошо или плохо?» Структура урока построена на обсуждении учащимися поставленного вопроса. Рассматривается данный вопрос с точки зрения ОБЖ, т.е. разбираются такие вопросы, как виды, типы, проявление, эмоциональное состояние стресса, источники стресса. Затем делается обобщение о стрессе с точки зрения биологии. В конце урока учащиеся должны сделать вывод и ответить на поставленный в начале урока вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....

Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса

Одной из современных методик преподавания является методика интегрированного обучения. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире....

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...