Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
материал по теме
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Однако конкретной коррекционно – развивающей программы по развитию познавательных процессов, отвечающей всем современным требованиям практики, пока нет. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных интерактивных форм помощи детям (цифровые образовательные ресурсы), испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Скачать проект | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Помогай-ка»
Авторы:
Денисенко Л.И., заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;
Аникина Г.В., педагог - психолог МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;
Вонсович Н.М., дефектолог МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;
Актуальность проекта
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.
Однако конкретной коррекционно – развивающей программы по развитию познавательных процессов, отвечающей всем современным требованиям практики, пока нет. В результате работа над развитием познавательной сферы школьников идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Это приводит к тому, что некоторые обучающиеся неполноценно усваивают учебный материал. Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему коррекционно – развивающих приемов, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения.
Вопрос развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте остается актуальным и обусловлен тем, что психические изменения, которые формируются в процессе управляемой учебной деятельности, оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только в начальных классах, но и в старших. Объясняется это тем, что в процессе обучения педагоги не делают их предметом специального усвоения.
Совершенствование системы образования республики Хакасия требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных интерактивных форм помощи детям (цифровые образовательные ресурсы), испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.
Проблема трудностей в обучении является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Недостаточное внимание педагогических коллективов к проблемам каждого конкретного ученика, непонимание причин этих проблем способствует тому, что школе осуществляют перестройку процессов обучения вне связи с образовательными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся.
Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Коррекционно - развивающая работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику. Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата.
Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.
Цели коррекции речевого развития определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм - формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений.
Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка - выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования.
Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно-развивающей деятельности обеспечивает широкую творческую активность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Электронные ресурсы учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на диске, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно – развивающем обучении - обучающая система, которая включает в себя динамику, звук, изображение, анимации и осуществляется в контексте игровой деятельности.
В каждом конкретном случае цель цифровых образовательных ресурсов различна. Это демонстрация способа (последовательности) выполнения продуктивной деятельности, актуализация мотивации детей к освоению каких-либо знаний или действий. Цифровые ресурсы так же содержат иллюстративный материал разной степени обобщенности: натуралистические и контурные изображения предметов, их модели и схемы; включают в себя игровые упражнения коррекционно – развивающей направленности.
Система коррекционно-развивающего обучения строится на принципах комплексного подхода к диагностике и коррекции отклонений в развитии. Диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) используется для выявления детей с трудностями в обучении на подготовительном и аналитическом этапах проекта.
Работа над развитием и коррекцией познавательной сферы младших школьников проводится с учётом необходимых условий. Коррекционно – развивающую работу нельзя начинать с любого приема, так как внутри системы приемов существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.
Важным условием развития познавательной сферы младших школьников является соблюдение этапности и преемственности в организации коррекционно - развивающего процесса. Развитие познавательных процессов взаимосвязано. Речь, память, внимание и мышление взаимно воздействуют друг на друга, тесно переплетаются между собой. Для того чтобы обеспечить развитие одного психического процесса необходимо совершенствовать другие.
Система коррекционно - развивающей работы, направленная на развитие выявленных нарушений в познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста, разделяется на 4 направления:
1. Развитие внимания:
- развитие концентрации внимания;
- увеличение объема внимания;
- тренировка распределения внимания;
- развитие навыка переключения внимания.
2. Развитие речевой деятельности:
- расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи, развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- формирование понятийного аппарата;
- формирование грамматических систем речи, расширение словарного запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами).
3. Развитие мышления:
- сравнение предметов (умение выделять в предметах свойства, умение выделять в предметах общие и отличительные признаки);
- изменение свойств предметов (умение выделять в предметах существенные и несущественные свойства);
- выведение следствий (умение выделять в предметах необходимые и достаточные признаки);
- подведение под понятие (умение выделять понятие, умение подводить объекты под различные понятия, усвоение отношений между родовыми и видовыми понятиями, умение выделять отношения соподчинения);
- выведение следствий с соблюдением требований закона контрапозиции («если, то»);
- классификация (выбор критерия для классификации, построение классификационной системы);
4. Развитие памяти:
- развитие механической и смысловой памяти;
- развитие словесно-логической памяти;
- развитие образной памяти;
- развитие объема памяти;
- развитие точности памяти;
- развитие уверенности в правильности воспроизведения.
Психологические изменения, которые формируются в процессе управляемой учебной деятельности, усваиваются в процессе обучения, только если педагоги, психологи и дефектологи сделают их предметом специального усвоения. Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагог, психолог, дефектолог), обеспечивающее системное сопровождение детей.
Развитие и коррекция познавательных процессов формируются и используются на каком-то конкретном предметном материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого используемые задания и упражнения, будучи усвоены на предметном материале, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов, как готовые познавательные средства.
Цель проекта: Создание системы коррекционно - развивающих занятий для развития познавательных процессов с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
- Разработать коррекционно-развивающие упражнения и задания педагогом, психологом и дефектологом и их согласование с учебными программами.
- Разработать формы использавания цифровых образовательных ресурсов на коррекционно-развивающих занятиях.
- Внедрить цифровые образовательные ресурсы в коррекционно – развивающее обучение с целью повышения качества образовательного процесса в школе.
- Проанализировать полученные результаты работы по интеграции обучающихся в коррекционно – развивающие формы обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
- Вовлечь в систему коррекционно – развивающей работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный (2011г.)
Цель: подготовка условий создания системы коррекционно - развивающих занятий для развития познавательных процессов с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Задачи:
1. Выявить проблему коррекционно – развивающей работы по развитию познавательных процессов в школе.
2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
3. Подобрать упражнения и задания по коррекции и развивитию познавательных процессов (речь, память, внимание, мышление).
4. Выбрать формы цифровых образовательных ресурсов для использования в коррекционно – развивающей работе для развития познавательных процессов у детей.
5. Разработать, обсудить и утвердить проект коррекционно – развивающей работы по развитию познавательных процессов в школе с использованием цифровых образовательных ресурсов.
II этап: практический (2012г.)
Цель: реализация проекта «Помогай-ка».
Задачи:
1. Отработать содержание коррекционно – развивающей работы, наиболее эффективные формы по развитию познавательных процессов в школе с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2. Вовлекать в систему коррекционно – развивающей работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг реализации проекта и коррекцию затруднений в реализации проекта.
5.Разработать методические рекомендации по использованию в коррекционно – развивающей работе цифровых образовательных ресурсов для развития познавательных процессов у детей.
III этап: аналитический (2013г.)
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1.Проанализировать результаты работы школы по проекту «Помогай-ка».
2. Обобщить результаты и опыт проекта «Помогай-ка» на городском и республиканском уровне.
Возраст детей, участвующих в проекте. Сроки реализации проекта.
Проект «Помогай-ка» рассчитан на 3 года. Проект ориентирован на младший школьный возраст – обучащихся 8-10 лет, с недостаточным развитием познавательной деятельности. Основными исполнителями проекта являются педагоги, педагоги – психологи, дефектологи, обучающиеся и их родители.
Основные формы и методы работы.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 - 30 минут (30 занятий в год).
Доминирующий метод - игровой, так как задания и упражнения в начальных классах предполагают создание игровых ситуаций. Через создание игровых ситуаций происходит развивитие познавательных процессов обучающихся.
На занятиях используется как групповая, так и индивидуальная работа.
Основные формы заданий и упражнений – это игры по правилами, этюды, психогимнастика, релаксационные, развивающие и коорекционные упражнения.
Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения располагаются в порядке от простого к сложному. Количество основного содержания занятия - 2 - 4 игры (упражнения). Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Реализация проекта позволит:
- Повысить уровень развития познавательных процессов.
- Повысить школьную успеваемость.
- Успешно адаптировать детей к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.
Оценка результативности реализации проекта:
- Диагностика познавательных процессов:
Тест Бурдона на изучение устойчивости и концентрации внимания; методика на выявление объема внимания (М.Р. Битянова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Работа психолога в начальной школе. 2001г.).
Изучение особенностей непроизвольного запоминания во время специально организованной деятельности - методика П.Н. Зинченко «Разложи на свои места» и «Вспомни картинки». (В.Б. Хозиев Психология. 2000г.)
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Изучение словесно – логического мышления», методика Е.И. Рогова «Исключение слов». (В.В. Богомолов Тестирование детей. Психологический практикум. 2004г.).
Методика Эббингауза для выявления уровня развития речи (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. 2000г.)
- Анализ успеваемости и качества усвоения образовательной программы обучающимися.
- Тест школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Эффективность реализации проекта можно охарактеризовать следующими показателями:
Концептуальность - система коррекционно-развивающих занятий по празвитию познавательных процессов младших школьников строится с учётом необходимых условий, в строго определенной последовательности.
Инновационность – использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающей работе позволит организовать систему работы с целью повышения качества образовательного процесса в школе.
Технологичность - содержание предложенных занятий даёт возможность внедрять отдельные элементы или всю систему в работу любому педагогу, психологу, дефектологу.
Интеллектуальный продукт для представления на Ярмарке:
- Сборник методических рекомендаций по использованию в коррекционно – развивающей работе цифровых образовательных ресурсов для развития познавательных процессов у детей.
- Диск с цифровыми образовательными ресурсами коррекционно - развивающих занятий для развития познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи.Мультимедиа ресурсы...
Использование цифрового онлайн-ресурса ЯКласс в образовательном процессе.
Качественная работа обучающихся на уроке и качественная подготовка домашнего задания – залог успеха учебного процесса. Я использую в работе ресурс yaklass совсем недав...
Статья " Цифровые образовательные ресурсы в коррекционной школе"
Статья об использовании онлайн- платформ на уроках....
Цифровые образовательные ресурсы в рамках непрерывного образования педагогических работников образовательной организации.
Выступление на педагогическом совете по теме "Цифровые образовательные ресурсы в рамках непрерывного образования педагогических работников образовательной организации"....
«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»
Выступлениена МО учителей русского языка и литературы «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...