Главные вкладки

    Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
    материал по теме

    Денисенко Людмила Ивановна

     

    Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Однако кон­кретной коррекционно – развивающей программы  по развитию познавательных процессов, отвечающей всем современным требованиям практики, пока нет. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных интерактивных форм помощи детям (цифровые образовательные ресурсы), испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Скачать проект42.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Помогай-ка»

    Авторы:  

    Денисенко Л.И., заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;

    Аникина Г.В., педагог - психолог МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;

    Вонсович Н.М., дефектолог МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска;

       Актуальность проекта

    Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

    Однако конкретной коррекционно – развивающей программы  по развитию познавательных процессов, отвечающей всем современным требованиям практики, пока нет. В результате работа над развитием  познавательной сферы  школьников идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

    Это приводит к тому, что некоторые обучающиеся  неполноценно   усваивают учебный материал. Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему коррекционно – развивающих приемов, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения.

    Вопрос развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте остается актуальным и обусловлен  тем, что психические изменения, которые формируются в процессе управляемой учебной деятельности, оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только в начальных классах, но и в старших. Объясняется это тем, что в процессе обучения педагоги не делают их предметом специального усвоения.

    Совершенствование системы образования республики Хакасия требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

    Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных интерактивных форм помощи детям (цифровые образовательные ресурсы), испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.  

     Проблема трудностей в обучении является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Недостаточное внимание педагогических коллективов к проблемам каждого конкретного ученика, непонимание причин этих проблем способствует тому, что школе осуществляют перестройку процессов обучения вне связи с образовательными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся.

     Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

    Одним  из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

    Коррекционно - развивающая работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику. Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата.

    Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.

    Цели коррекции речевого развития определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм - формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений.

    Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка - выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования.

    Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.

    Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно-развивающей деятельности обеспечивает широкую творческую активность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.  Электронные ресурсы учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на диске, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно – развивающем обучении  - обучающая система, которая включает в себя  динамику, звук, изображение,  анимации и осуществляется в контексте игровой деятельности. 

    В каждом конкретном случае цель цифровых образовательных ресурсов различна. Это   демонстрация способа (последовательности) выполнения продуктивной деятельности, актуализация мотивации детей к освоению каких-либо знаний или действий. Цифровые ресурсы  так же содержат  иллюстративный материал разной степени обобщенности: натуралистические и контурные изображения предметов, их модели и схемы; включают в себя игровые упражнения  коррекционно – развивающей направленности.

    Система коррекционно-развивающего обучения  строится  на  принципах   комплексного   подхода к диагностике и коррекции отклонений в развитии. Диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) используется для выявления детей с трудностями в обучении на подготовительном и аналитическом этапах проекта.

      Работа над развитием и коррекцией познавательной сферы младших школьников проводится с учётом необходимых условий. Коррекционно – развивающую работу нельзя  начинать с любого  приема, так как внутри системы   приемов   существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.

    Важным условием  развития познавательной сферы младших школьников является соблюдение этапности и преемственности в организации коррекционно - развивающего процесса. Развитие познавательных процессов  взаимосвязано. Речь, память, внимание и мышление взаимно воздействуют друг на друга, тесно переплетаются между собой. Для того чтобы обеспечить развитие одного психического процесса необходимо совершенствовать другие.

    Система коррекционно - развивающей  работы, направленная на развитие выявленных нарушений в познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста,  разделяется на 4 направления:

    1. Развитие внимания:

    • развитие концентрации внимания;
    • увеличение объема внимания;
    • тренировка распределения внимания;
    • развитие навыка переключения внимания.

    2. Развитие речевой деятельности:

    • расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
    • формирование развернутой монологической и диалогической речи, развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
    • формирование понятийного аппарата;
    • формирование грамматических систем речи, расширение словарного запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами).

    3. Развитие мышления:

    • сравнение предметов (умение выделять в предметах свойства, умение выделять  в предметах общие и отличительные признаки);
    • изменение свойств предметов (умение выделять в предметах существенные и несущественные свойства);
    • выведение следствий (умение выделять в предметах необходимые и достаточные признаки);
    • подведение под понятие (умение выделять понятие, умение подводить  объекты под различные понятия, усвоение отношений между  родовыми и видовыми понятиями, умение выделять отношения соподчинения);
    • выведение следствий с соблюдением требований закона контрапозиции («если, то»);
    • классификация (выбор критерия для классификации, построение классификационной системы);

    4. Развитие памяти:

    • развитие механической и смысловой памяти;
    • развитие словесно-логической памяти;
    • развитие образной памяти;
    • развитие объема памяти;
    • развитие точности памяти;
    • развитие уверенности в правильности воспроизведения.

    Психологические изменения, которые формируются в процессе управляемой учебной деятельности, усваиваются в процессе обучения, только если  педагоги, психологи  и дефектологи  сделают их предметом специального усвоения. Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагог, психолог, дефектолог), обеспечивающее системное сопровождение детей.

    Развитие и коррекция познавательных процессов формируются и используются на каком-то конкретном предметном материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого используемые задания и упражнения, будучи усвоены  на предметном материале, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов,  как готовые познавательные средства.  

         Цель проекта: Создание системы  коррекционно - развивающих занятий  для развития познавательных процессов с использованием цифровых образовательных ресурсов.

    Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

    1. Разработать коррекционно-развивающие упражнения и задания  педагогом,   психологом и дефектологом  и их согласование с учебными программами.
    2. Разработать  формы  использавания  цифровых образовательных ресурсов на коррекционно-развивающих занятиях.
    3. Внедрить цифровые образовательные ресурсы в коррекционно – развивающее обучение  с целью повышения  качества образовательного процесса в школе.
    4. Проанализировать полученные результаты работы по интеграции обучающихся в коррекционно – развивающие  формы обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
    5. Вовлечь в систему коррекционно – развивающей работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    Этапы реализации проекта

    I этап: подготовительный (2011г.) 

    Цель: подготовка условий создания системы  коррекционно - развивающих занятий  для развития познавательных процессов с использованием цифровых образовательных ресурсов.

    Задачи:

    1.  Выявить проблему  коррекционно – развивающей работы по развитию познавательных процессов  в  школе.

    2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

    3. Подобрать упражнения и задания по  коррекции и развивитию познавательных процессов (речь, память, внимание, мышление).

    4. Выбрать формы цифровых образовательных ресурсов для использования в коррекционно – развивающей работе для развития познавательных процессов у детей.

    5. Разработать, обсудить и утвердить проект коррекционно – развивающей работы по развитию познавательных процессов  в  школе с использованием  цифровых образовательных ресурсов.

    II этап: практический (2012г.)

    Цель: реализация проекта  «Помогай-ка».

    Задачи:

    1. Отработать содержание коррекционно – развивающей работы, наиболее эффективные формы  по развитию познавательных процессов  в  школе с использованием цифровых образовательных ресурсов.

    2. Вовлекать в систему коррекционно – развивающей работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    4. Проводить мониторинг реализации проекта и коррекцию затруднений в реализации проекта.

    5.Разработать методические рекомендации по использованию в коррекционно – развивающей работе цифровых образовательных ресурсов для развития познавательных процессов у детей.

    III этап: аналитический  (2013г.)

    Цель: анализ итогов реализации проекта.

    Задачи:

    1.Проанализировать результаты работы школы по проекту  «Помогай-ка».

    2. Обобщить результаты и опыт проекта  «Помогай-ка»  на городском и республиканском уровне.

    Возраст детей, участвующих в проекте. Сроки реализации проекта.

    Проект «Помогай-ка» рассчитан на 3 года. Проект ориентирован на младший школьный возраст – обучащихся 8-10 лет, с недостаточным развитием познавательной деятельности.  Основными исполнителями проекта являются педагоги, педагоги – психологи, дефектологи, обучающиеся и их родители.

    Основные формы и методы работы.   

    Занятия  с детьми проводятся 1 раз  в неделю, продолжительность занятий 25 - 30 минут (30 занятий в год).  

    Доминирующий метод -  игровой, так как задания и упражнения в начальных классах  предполагают создание игровых ситуаций. Через создание игровых ситуаций происходит развивитие  познавательных процессов  обучающихся.  

    На занятиях  используется как  групповая, так и   индивидуальная работа.

    Основные формы заданий и упражнений – это игры по правилами, этюды, психогимнастика, релаксационные,  развивающие и коорекционные упражнения.

    Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения  располагаются в порядке от простого к сложному.   Количество  основного содержания занятия  -  2 - 4 игры (упражнения).  Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).    

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    Реализация проекта позволит:

    1. Повысить  уровень развития познавательных процессов.
    2. Повысить школьную успеваемость.
    3. Успешно адаптировать  детей к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.

    Оценка результативности  реализации проекта:

    1. Диагностика познавательных процессов:

                    Тест Бурдона на изучение устойчивости и концентрации внимания;  методика на выявление объема внимания (М.Р. Битянова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Работа психолога в начальной школе. 2001г.).

    Изучение особенностей непроизвольного запоминания во время специально организованной деятельности  - методика П.Н. Зинченко «Разложи на свои места» и «Вспомни картинки». (В.Б. Хозиев Психология. 2000г.)

              Методика Э.Ф. Замбацявичене «Изучение словесно – логического мышления», методика Е.И. Рогова «Исключение слов». (В.В. Богомолов Тестирование детей. Психологический практикум. 2004г.).

    Методика Эббингауза для выявления уровня развития речи (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина.  Как преодолеть трудности в обучении детей. 2000г.)

    1. Анализ успеваемости и качества усвоения образовательной программы  обучающимися.
    2. Тест школьной мотивации  Н.Г. Лускановой.

    Эффективность реализации проекта можно охарактеризовать следующими показателями:

    Концептуальность -  система коррекционно-развивающих занятий по празвитию познавательных процессов младших школьников строится с учётом необходимых условий, в строго определенной последовательности.

    Инновационность – использование  цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающей работе позволит организовать  систему работы с целью повышения  качества образовательного процесса в школе.

    Технологичность - содержание предложенных занятий даёт возможность внедрять отдельные элементы или всю систему в работу любому педагогу, психологу, дефектологу.

    Интеллектуальный  продукт для представления на Ярмарке:

    1. Сборник методических рекомендаций по использованию в коррекционно – развивающей работе цифровых образовательных ресурсов для развития познавательных процессов у детей.
    2. Диск с цифровыми образовательными  ресурсами коррекционно - развивающих занятий  для развития познавательных процессов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»

    Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому п...

    инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий

    Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...

    "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

    Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи.Мультимедиа ресурсы...

    Статья "Динамика пространственных представлений у детей в результате коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении"

    Важную основу дальнейшей жизни в социуме закладывают пргостранственные представления. В данной статье анализирутся степень развития представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и спо...

    Использование цифрового онлайн-ресурса ЯКласс в образовательном процессе.

        Качественная работа обучающихся на уроке и качественная подготовка домашнего задания – залог успеха учебного процесса. Я использую в работе ресурс  yaklass совсем недав...