Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
проект на тему

Терентьева Галина Леонидовна

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.

Проект объединил преподавателей колледжа и учителей школы, студентов и первоклассников, способствуя решению общих задач в рамках единого образовательного пространства.

При подготовке и проведении урока использованы современные образовательные технологии: критического мышления, интерактивные, ИКТ (скайп – сессия, работа с Google docx, интерактивная доска), метод кейса. С одной стороны использование таких технологий актуально и целесообразно, а с другой – является мастер-классом для студентов, будущих учителей начальной школы. Таким образом, интеграция просматривается по многим показателям: содержанию, методам, средствам и др. Использование Skype позволяет реализовать в образовательном процессе режим видеоконференций, вебинаров, которые дают возможность дистанционного общения, расширяя тем самым возможности образования. В данном проекте Skype-сессия позволила студентам в режиме online наблюдать урок математики в первом классе, не выходя за пределы колледжа и выполняя задания по ходу урока. Конспект урока для первоклассников был разработан в соответствии с требованиями ФГОС совместно с учителем начальных классов. Студентами и преподавателями был подготовлен флипчарт, позволивший реализовать деятельностный подход и интерактивный метод обучения.

Ещё одной удачной педагогической находкой является использование Google-документов, позволяющих работать в совместном доступе. Такой вид работы позволил студентам общими усилиями создать «портрет» современного урока математики в начальной школе. При этом каждая группа могла видеть работу другой, оценивать и комментировать. Преподаватели могли вносить свои правки, выполняя функцию помощников и консультантов. 

Работа в группах, осуществляемая на уроке, также имеет ряд преимуществ. Развиваются коммуникативные навыки, формируется умение договариваться, вырабатывая общие правила для работы. Каждая группа защищала свою часть заполненного в Google кейса, демонстрируя умение работать с информацией.

В конце урока студентам был предложен разработанный конспект урока математики в первом классе с целью самоанализа и самооценки своей работы над кейсом.

Разработанный проект полностью соответствует требованиям ФГОС, имеет практическую значимость. Основные идеи могут быть использованы как учителями школы, так и преподавателями учреждений СПО. Применяемые технологии универсальны, так как могут быть использованы при работе с разновозрастным контингентом обучающихся, а также при преподавании различных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

КОЛЛЕДЖ

Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Подготовили и реализовали преподаватели колледжа:

Нестерова Елена Николаевна,

Терентьева Галина Леонидовна

Пикалево, 2014


Конспект открытого интегрированного урока по теме

«Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Дата проведения: 29 апреля 2014 г.

Место проведения: г. Пикалево, колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ имени А. С. Пушкина»

Участники проекта:

  • студенты 4 курса специальности 050709 Преподавание в начальных классах;
  • Нестерова Елена Николаевна, преподаватель математики и методики преподавания начального курса математики;
  • Терентьева Галина Леонидовна, преподаватель новых информационно - коммуникационных технологий в образовании;
  • учащиеся 1 класса МБОУ «СОШ № 2»,
  •  Хаматвалиева Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Используемые технологии: критического мышления, интерактивные,

 ИКТ (скайп – сессия, работа с Google docx, интерактивная доска), метод кейса.

Продолжительность: 90 мин.

Оборудование: компьютеры с установленным программным обеспечением, интерактивная доска, 2 проектора, электронный кейс, информационный кейс, аккаунты Google.

Цели:

  • выявить особенности урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения;
  • раскрыть возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении уроков.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • формирование навыков самостоятельности, самоорганизации и инициативности;
  • повышение уровня мотивации к профессиональной деятельности;
  • развитие критического мышления, творческих способностей.
  1. Метапредметные:
  • развитие умения наблюдать, анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать;
  • развитие умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • совершенствование информационной культуры;
  • развитие коммуникативной компетенции.
  1. Предметные:
  • развитие ИКТ – компетентности;
  • выявление требований ФГОС к уроку математики в начальной школе;
  • включение в систему знаний новых образовательных технологий.


План урока

Этап урока

Деятельность преподавателей

Деятельность студентов

Примечания

  1. Мотивация, постановка учебной задачи

(10 мин)

Приветствие.

  • Эпиграфом нашего урока служат слова Яна Амоса Коменского, которые актуальны и в современном информационном мире «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».

Распределение студентов для заполнения таблиц.

  • Исходя из структуры заполненной таблицы, попробуйте самостоятельно определить тему и цели урока
  • Мы предположили, что тема может звучать так: Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Взаимное приветствие  студентов и первоклассников

Заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ)  в Google.

Определение темы и цели урока.

Ответы студентов

Половина студентов заполняют электронную таблицу (ЗХУ, приложение 1), половина – на карточках (проецируется на экран)

Skype

  1. Актуализация знаний (8 мин)

Приглашение участников к интервью

Проведение блиц – опроса:

  1. Каково назначение сети Интернет?
  2. Какие информационно - поисковые системы вы знаете?
  3. Назовите сервисы сети Интернет.

Интервью с учителем начальных классов

Вопросы:

  1. Что изменилось при введении нового стандарта в начальных классах?
  2. Что для Вас современный урок?
  3. На что надо обратить внимание нам, студентам, при подготовке урока, соответствующего современным требованиям?

Отвечают на вопросы.

Skype

Отключение микрофона и видеокамеры

  1. Планирование деятельности

(2 мин)

Деление на группы и определение части общего задания.

  • В информационном кейсе найдите план работы на уроке, зачитайте его.

План работы:

  1. Наблюдение урока.
  2. Выполнение заданий.
  3. Обсуждение в группах.
  4. Заполнение электронного кейса.
  5. Защита кейса урока.
  • В кейсе урока определите свою часть и познакомьтесь с заданием, которое вы будете выполнять в ходе просмотра урока математики в 1 классе.
  • Записи по ходу урока выполняйте на чистом листе бумаги.

Знакомятся с информационным кейсом, зачитывают план.

Информационные кейсы для каждой группы (приложение 2)

  1. Просмотр урока математики в 1 классе в режиме on – line (35 мин)
  • А сейчас прямое включение. Урок математики в 1 классе проводит студентка вашей группы Рассказова Алина Михайловна.

После просмотра:

  • Благодарим за работу Елену Сергеевну и первоклассников, а Алину и Елену ждем на связи в Google для участия в заполнении электронного кейса.

Урок проводит студентка этой группы Рассказова А. М.

Техническую поддержку оказывает студентка

4 нк группы Яремчук Елена Анатольевна

Остальные наблюдают и делают записи.

Skype

Конспект урока (приложение 3)

После просмотра урока -  5 минут перерыв.

  1. Заполнение электронного кейса (15 мин)
  • После обсуждения в группе, заполните свою часть электронного кейса. Можно оставлять комментарии к записям других групп

Преподаватели комментируют записи студентов.

Обсуждение в группах своей части кейса.

Заполнение электронного кейса в Google (приложение 4).

Аккаунты Google.

Проекция на экран.

Взаимное комментирование.

  1. Защита кейса современного урока в начальной школе (15 мин)

  • Переходим к защите кейса урока современного урока математики в начальной школе

Преподаватели комментируют, задают вопросы, обобщают.

  • Таким образом, у нас получился «портрет» современного урока математики в начальной школе с выделением основных характеристик в соответствии с ФГОС.

Представители групп защищают свою часть кейса.

Остальные комментируют, задают вопросы.

Полученный кейс распечатать и раздать студентам

  1. Рефлексия.

Д/з. (5 мин)

  • Каждой группе мы предлагаем конспект просмотренного урока математики.
  • Выполните самоанализ и самооценку своей работы над кейсом, выставьте балл по 5-ти балльной шкале и занесите его в таблицу ЗХУ.

Предлагают конспект просмотренного урока для анализа и самооценки деятельности на уроке.

Заполняют графу «узнал» в таблице ЗХУ

Комментируют, делают выводы.

Google


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Современный урок математики

в начальной школе

Применение ИКТ в образовании


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный кейс

  1. План работы.
  2. Кейс – таблица.
  3. Задания.
  • По просмотренному уроку математики в 1 классе сформулируйте цель и задачи в соответствии с современной классификацией.

  • По просмотренному уроку математики в 1 классе определите тип и структуру урока, исходя из современных требований.

  • По просмотренному уроку математики в 1 классе определите содержание работы по реализации деятельностного подхода. Приведите конкретные примеры из содержания урока.

  • По просмотренному уроку математики в 1 классе проследите возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе. Приведите примеры.

  • По просмотренному уроку математики в 1 классе выделите фрагменты, в которые включается контроль, самоконтроль, оценка, самооценка деятельности обучающихся. Как организован этап рефлексии?

  1. Выписки из основной образовательной  программы начального общего образования (ФГОС) по темам:
  • формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся;
  • реализация системно – деятельностного подхода;
  • формирование ИКТ – компетентности учащихся;
  • организация контроля и самоконтроля.

  1. Примерная структура современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе.
  2. Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект урока математики

Класс: 1-й (МБОУ  «СОШ № 2»)

УМК: «Школа России», учебник математики Моро М.И.

Учитель: Хаматвалиева Е.С.

Методист: Нестерова Е.Н.

Преподаватель информационных дисциплин колледжа: Терентьева Г.Л.

Студент: Рассказова А.М.

Тема: Сложение с переходом через десяток вида         + 7

Цель: научиться прибавлять число 7 с переходом через десяток и включить изученный материал в систему знаний

Задачи (в т.ч. формируемые УУД):

Предметные:

  • актуализировать умения определять состав числа 7, выполнять предыдущие случаи табличного и внетабличного сложения;
  • моделировать прибавление числа 7.

Личностные:

  • воспитывать самостоятельность, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
  • воспитывать интерес к математическим знаниям;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • организовывать рабочее место, свою деятельность;
  • ставить, принимать учебно-познавательную задачу;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • строить рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации;
  • использовать модели и алгоритмы прибавления числа 7 к числам

7, 8, 9;

  • развивать логические действия анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • высказывать все мнение, аргументировать способ действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе.

Тип урока: открытие новых знаний

Структура:

  1. Мотивация. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Открытие нового знания
  4. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа
  5. Итог урока. Рефлексия

Методы и приёмы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, интерактивные, частично поисковые, приёмы нахождения нужного способа действий, приёмы анализа и синтеза, сравнение, аналогия и обобщение.

Оборудование: учебник математики Моро М.И., тетрадь, интерактивная доска (ИД), флипчарт, ноутбук, проектор, касса, смайлики.

Ход урока

  1. Мотивация. Самоопределение к деятельности

Приветствие.

-Сегодня у нас необычный урок. Урок  исполнения желаний!

На доске Цветик-семицветик. Чтобы исполнялись желания, нужно не волшебство, а упорный труд.

-Что нужно для того, чтобы успешно работать на уроке? (ответы детей)

-С помощью первого лепестка вспомним правила успешной работы («отрывается» лепесток, на странице флипчарта – правила успешной работы).

 -Приготовьте кассы. Я читаю задачу, а вы цифрой показываете ответ (учитель выносит ответ на ИД).

1)  Два мяча у Ани.
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два.
Сколько их? Сообразишь?(4)

2) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (7)

3)  Карандаш один у Гриши.
Карандаш один у Миши.
Сколько же карандашей у обоих малышей? (2)

4) Два кубика у Маши.
Четыре у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети? (6)

5) На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)

-Какое число самое большое? (учитель выделяет число 7)

-Вспомните материал, который вы изучаете и предположите, что же мы будем делать с числом 7? (формулируются тема и цель урока)

Вы правильно определили тему и цель, и я отрываю второй лепесток

«Хочу узнать что-то новое».

  1. Актуализация опорных знаний

Третий лепесток поможет нам подготовиться к новым знаниям, прочитайте, что на нём написано («хочу вспомнить то, что знаю»).

  1. -Что нам нужно помнить, чтобы прибавить число 7?(состав числа 7)

(на ИД изображение белки, двух деревьев с дуплами и семи грибов)

-Сколько у белки грибов? (7)  Как белка может спрятать их в два дупла?

-Поможем белке разложить в два дупла 7 желудей.

-А теперь 7 орешков…

(по очереди выходят 3 ученика и разными способами раскладывают грибы, желуди, орешки и составляют соответствующее выражение: 6+1=7;  5+2=7; 3+4=7)

  1. -Что значит «сложение с переходом через десяток»? (больше десяти)

-Значит надо уметь прибавлять до десяти и к десяти (или: «что ещё нам надо повторить?»).

-Дополните до 10, ответ покажите из кассы)

9+… =10  

8+… =10

7+…=10   (на ИД используется «штора») 

  1. Прибавьте к 10 числа на «елочке», ответ назовите по поднятой руке (учитель по очереди показывает числа, которые нужно прибавить к 10)  

 4-й лепесток «Я хочу отдохнуть» (физкультминутка)

  1. Открытие нового знания

-Что написано на следующем лепестке? (хочу иметь хорошего друга)

- А что значит «хорошего друга»? (ответы детей: «друг всегда придет на помощь», «если ошибешься, друг не засмеется», «поправит, объяснит»).

 -Откроем вместе с другом новое знание.

-Откройте учебник на странице 70, найдите наверху рисунок и запись справа.

-Кто сразу может объяснить, как к 9 прибавить 7?(учащийся объясняет)

-Теперь работаем в парах. Объясните друг другу по одному примеру под рисунком (песочные часы для контроля времени).

-Кого друг научил решать новые примеры? (дети поднимают руку)

-Работа по теме урока закончена? (нет, нужно составить таблицу)

-Работаем в тетради.

(запись на доске:  9+…

                               8+…

                               7+..

(по одному ученику у доски (один пример с объяснением, другие - по времени), остальные - в тетради, записывают табличные случаи сложения).

-Оцените свое умение прибавлять 7 с помощью смайлика (на странице флипчарта изображения смайликов с критерием оценки)

       IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

-Прочитайте надпись на следующем лепестке («хочу быть взрослым»).

-А как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему? (ответы детей).

-А еще взрослые умеют работать самостоятельно.

1.  А сейчас я проверю, готовы ли вы стать взрослыми.

- Найдите в учебнике № 1.

-Поднимите руку первый вариант - вам первая строчка примеров; поднимите руку второй вариант – вам вторая строчка примеров. Запишите примеры с ответами в тетрадь (3-в один столбик, 2-в другой).

2. Проверка.

-С каждым верным ответом я дарю вам букву. Если вы правильно решили пример, то на доске получатся слова, из которых мы составим пословицу.

(на ИД - выражения, дети называют ответы своего варианта, учитель ставит нужное число с буквой)

9+6=15(з)                         8+6=14(с)

9+3=12(н)                   8+4=12(и)

9+5=14(а)                   15-15=0(л)

15-0=15(н)                    9-9=0 (а)

0+8=8(и)

8+5=13 (я)

-Прочитайте слова.

-Составьте пословицу. («В знаниях - сила!», появляется на ИД))

 -В чем ее смысл? (ответы детей)

 -Мы сегодня стали сильнее, т.к. открыли новые знания.

        IV. Итог урока. Рефлексия

-Последний лепесток поможет нам подвести итог работы на уроке (учитель «отрывает» лепесток, появляются фразы)

-Закончите предложения:

На уроке я научился…

Я испытывал трудности, когда…

Мне еще нужно…

-Обозначьте настроение, с которым вы уходите с урока, смайликом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кейс современного урока математики

в начальной школе

1

Целеполагание, формирование универсальных учебных действий

2

Структура урока

3

Реализация деятельностного подхода

4

Использование информационно-коммуникационных технологий

5

Контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС

ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образо...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...