Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
статья на тему

Радюхина Наталия Юрьевна

Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования"  содержит материал раскрывающий проблему преемственности и пути ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в образовательной среде

 детского сада и начальной школы в условиях внедрения

федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования

             

         Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

        Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

     Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.  Необходимо рассматривать школу и детский сад, как единое целое.

Точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления 

Преемственность образовательного пространства

Целевая

Содержательная

Технологическая

Психологическая

Управленческая

Согласован-ность целей и задач воспитания и обучения на ступенях развития ребенка

Обеспечение «сквозных» линий в содержании, разработка единых курсов

Преемственность средств, форм и методов воспитания

Учет возрастных особенностей

Наличие общего руководства

     Очень часто в практике работы с детьми дошкольного возраста имеет место тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развитии познавательных способностей детей.

      Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
В детском саду необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого образовательного пространства – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса возможно. Через реализацию единой линии развития ребенка на двух этапах детства. Процесс должен носить целостный, последовательный и перспективный характер.

     Работая в условиях комплекса, детский сад-школа были определены основные задачи сотрудничества:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей, родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической ;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

        Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов  

 1. Работа с детьми:

 - экскурсии в школу;

 -  знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы (организация и проведения «Дня первоклассника» к которому учащиеся готовят театрализованное мини-представление, подарки-пожелания), День открытых дверей, проведение игры «Папа, мама и я – спортивная семья»;

- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности (соревнования «Русские богатыри», Масленица, проект «Я- петербуржец»);

 - выставки рисунков и поделок;

 - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

 - совместные праздники (День знаний) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (футбольные матчи «Весенний гол»;

 - участие в театрализованной деятельности (Новогодняя сказка);

 - посещение дошкольниками адаптационного курса занятий «Обучаюсь в игре», организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

 

2. Взаимодействие педагогов:

 - совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

 - семинары, мастер- классы;

 - круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

 - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 - проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 - открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе («Неделя открытых уроков»);

 - педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

 - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 - родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 - консультации с педагогами ДОУ и школы;

 - встречи родителей с будущими учителями;

 - дни открытых дверей;

 - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 - визуальные средства общения (стендовый материал «Скоро в школу», выставки, презентации «Ребенок в условиях ФГОС», почтовый ящик вопросов и ответов ) ;

 - заседания родительских клубов  «Лучший родитель».

          Результатом реализации  сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

 

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов детского сада и начальной школы, родителей  воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Интергативные качества ребёнка-дошкольника обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (портрет выпускника ДОУ ФГОС), личностные характеристики  выпускника (Портрет выпускника начальной школы)

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными...