ПРОЕКТ благотворительности в условиях современного детского сада «Сегодня - дети. Завтра - народ».
проект по теме

 

К добру детей надо приучать с самого детства.
 Самостоятельно к этому они не придут при виде
горькой правды чуть ли не на каждом шагу.

 М.Горький.

Перед современным обществом стоит ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание дошкольника должно решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Важно заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы ‑ вот цель образования сегодня.

Многолетнее участие наших детей в благотворительных акциях экологической направленности «Птичья столовая», «С каждого по зёрнышку» явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающей природе, птицам. Организуемые дошкольным учреждением благотворительные акции «Добро и милосердие», «Им нужна наша помощь», «Неделя добра и милосердия», «Нам хорошо, когда мы ‑ вместе», тематические дни «День Добрых Дел», «Они такие же, как мы», беседы «За добрые дела всегда похвала» и т.д., позволят сформировать у младших дошкольников осознанное отношение к окружающим его людям, детям. Заложат основы нравственности: терпение, понимание, любовь, уважение, милосердие, добролюбие, нетерпимость к дурным поступкам.

В Татарстане всегда особую роль в формировании человека, его образовании играли нравственные ценности. Одной из центральных была и остаётся идея ценности нравственных качеств личности. Существовал своеобразный набор этикетных качеств личности, среди них: милосердие и сострадание, любовь к ближнему, помощь нуждающимся и т.д. И в этом большую роль всегда играли благотворительность и меценатство. Исторические данные говорят о том, что не остался в стороне и город Чистополь. Важную роль в решении городских проблем во второй половине XIX – начале XX веков играла благотворительная деятельность чистопольских купцов. И они никогда не оставались равнодушными к нуждам города. При этом благотворительные средства всегда предоставлялись с чётко определённой целью. На пожертвования были открыты богадельня, Мариинский детский приют, ночлежный дом. Создавались попечительские, временные комитеты для организации помощи голодающим в неурожайные годы, и для строительства больницы на средства, пожертвованные купцом 1-й гильдии Челышевым, и для строительства водопровода на пожертвования купчихи Е.В.Челышевой.

К наиболее состоятельным купцам города, занимавшимся широкой благотворительностью, можно отнести купцов 1-й гильдии В.Л.Челышева, П.М.Шашина, Е.И.Чукашева. Когда это было в их силах, они всегда старались помочь нуждающимся. Так это было в неурожайном 1891 году, когда бедное население голодало. Купцы Чистополя не остались равнодушными к этому несчастью и помогли деньгами нуждающемуся населению города.

Таким образом, чистопольские купцы занимались широкой благотворительностью и принимали это как должное. Многое они сделали для развития образования, просвещения, здравоохранения в городе и развития в общем культуры, для создания нового облика г.Чистополя.

Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?

 

Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих ‑ все родные.

Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка. Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.

Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?

Для того чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы зачастую имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии.

Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?

Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.

Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект благотворительных дел. Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру.

Данный проект «Сегодня-дети. Завтра-народ» можно использовать в любых образовательных учреждениях, направленных на благие дела в отношении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.91 МБ
Microsoft Office document icon proekt_2.doc86.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

благотворительного проекта « Сегодня-дети. Завтра-народ » ( в рамках участия в республиканском конкурсе « Лучшая методическая разработка проекта ») П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Слайд 2

Описание работы: практика показывает, что дети в общении со сверстниками проявляют жадность, жестокосердие. Проект «Сегодня-дети. Завтра-народ» поможет заложить в детях основы нравственности: доброту, терпение, понимание, любовь, уважение, милосердие, добролюбие , умение вовремя прийти на помощь на основе реализации ряда долгосрочных благотворительных акций «Игрушки ДАРом », «Скворечники своими руками», «Птичья столовая», «Подари малышке книжку». Проект основан на исторической памяти о благотворительности и меценатстве чистопольского купечества.

Слайд 3

Целевая аудитория: дети, родители, педагоги любых образовательных учреждений, в т.ч . социальных приютов, детских домов. Возрастная категория дошкольников: 2-7 лет. Направления развития детей по ФГОС: социально-коммуникативное, познавательное, речевое. наш символ ДОБРА- «дающие руки» внутри сердца

Слайд 4

Цель и задачи проекта Цель – учить детей и родителей делать благие дела, творить добро безвозмездно . Задачами проекта являются : Усиление адресной поддержки и оказания помощи социально уязвимым группам населения, защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помощь семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении (одинокие матери, вдовцы с детьми, семьи, ставшие неполными в результате развода родителей, многодетные, малообеспеченные). Помощь семьям с детьми в ситуации экономического кризиса. Воспитание в детях – дошкольниках таких качеств как милосердие, терпение, взаимопонимание, доброта. Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, все они разные и среди них есть нуждающиеся в нашей помощи. Повысить информированность родителей о благотворительности чистопольского купечества второй половины XIX – начала XX веков.

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Участие детей и их родителей: в благотворительных акциях экологической направленности «Птичья столовая», «Скворечники своими руками», « С каждого по зёрнышку », т.п.; в благотворительных акциях «Подари малышке книжку», « Игрушки ДАРом », т.д.; в тематических днях «День Добрых Дел», «Они такие же, как мы», в беседах «За добрые дела всегда похвала» и т.д .

Слайд 6

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. К методам реализации проекта относятся методы сбора добровольных пожертвований и распределения поступивших даров среди дошкольников и их семей. Методами сбора добровольных даров являются: сбор добровольных даров путем приёма их как от частных лиц, так и от коммерческих организаций; использование безвозмездного участия добровольцев (родителей воспитанников, сотрудников, т.д.).

Слайд 7

ПРИНЦИПЫ проекта «Сегодня-дети. Завтра-народ»: прозрачность (от принятия решений — до подведения итогов); эффективность (стремление получать максимально возможный социальный эффект от вложенных сил и средств, объединение своих и партнерских усилий); результативность (нацеленность на достижение намеченных целей).

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: 1 . Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада при опоре на совместное сотрудничество. 2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к сверстникам. 3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит стать духовно–нравственной личностью.

Слайд 9

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Действия по разработке и реализации проекта сентябрь 1.Составление плана работы на учебный год. 2.Выборы родителей воспитанников в состав инициативной группы. 3. День открытых дверей. Встреча гостей. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с условиями детского сада. октябрь 1.Изготовление объявлений о проведении благотворительных акций в рамах проекта. 2. Изготовление именных благодарственных писем активным участникам акций. 3. Благотворительная акция «Лишние вещи». ноябрь 1.Лекторий для родителей и сотрудников. «Благотворительность в условиях детского сада». 2. Благотворительная акция по сбору корма для зимующих птиц «С каждого по зёрнышку». декабрь 1.Благотворительная акция «Кормушки для зимующих птиц». 2. Благотворительная акция «Подарим детям праздник». Сбор подарков для детей-сирот детского дома к Новому году и Рождеству.

Слайд 10

Месяц Действия по разработке и реализации проекта январь 1.Фотоотчёт «Творим ДОБРО» об участии родителей воспитанников ДОУ на вручении праздничных подарков детям детского дома. февраль 1.Подготовка к акции «Подари малышке книжку». Конкурс среди родителей «Книжка-малышка». 2.Оформление благодарственных писем для родителей-конкурсантов. март 1.Благотворительная акция «Подари малышке книжку» в рамках международного дня книги. апрель 1.Благотворительная акция «Скворечники своими руками». 2.Благотворительная акция «Игрушки ДАРом ». май 1. Благотворительная акция «День Добрых Дел», приуроченная ко Дню Защиты детей. 2.Анализ работы. Составление плана-проекта на следующий учебный год. Обобщение и распространение опыта проведения благотворительных акций в СМИ. 3. Подведение итогов совместной работы с родителями, детьми, сотрудниками

Слайд 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации проекта планируется: снизить остроту социально-семейных проблем, повысить эффективность деятельности, направленной на улучшение качества жизни детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечить сохранение адекватной семейной среды для воспитания, личностного развития и самореализации ребёнка, как социально адаптированного полноценного гражданина российского общества, способствовать утверждению в российском обществе идей благотворительности, как высоких нравственных начал, повысить заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий, выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения, стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела у детей и родителей.

Слайд 12

Результаты внедрения проекта: Благотворительная акция «Птичья столовая » Благотворительная акция «С каждого по зёрнышку »

Слайд 13

Благотворительная акция «Скворечники своими руками » Благотворительная акция «Подари малышке книжку » Благотворительная акция «Игрушки ДАРом »

Слайд 14

Сотрудничество со СМИ Опыт работы по проекту «Сегодня-дети. Завтра-народ» был представлен в рамках конкурса «Где родился, там и сгодился» на страницах газеты «Республика Татарстан» в августе 2014 г.

Слайд 15

ЗАДУМАЙТЕСЬ! К ак часто вы творите ДОБРО? Творите ли его вообще? Горестно и стыдно в этом признаваться, но сегодня именно то время, когда все стало обесцениваться. Кроме денег. А ведь душа каждого из нас насыщена нравственными ценностями и морально-этическими качествами! Только многие из нас старательно их прячут. Мы перестали думать о ближнем, помогать в трудную минуту, хотя в наших домах завалы из новых вещей, игрушек, книг, памперсов, альбомов, карандашей и прочего . Т ворить ДОБРО важно! Так мы проявляем свои наилучшие качества.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района РТ

П Р О Е К Т

 благотворительности в условиях современного детского сада

«Сегодня - дети. Завтра - народ».

C:\Users\Reanimator\Desktop\видео награждение\1332154214.jpeg

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

1.Фугина И.А., заведующая МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида» Чистопольского муниципального района РТ.

2.Румянцева Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, к.п.н., доцент  ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов». 

РАЗРАБОТЧИК.

Королёва Ольга Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Награждена знаком «За заслуги в образовании». Автор пособий экологического образования дошкольников «Мир природы вокруг нас», «Микромир на подсолнухе», «Экосенсорные накопители», ряда педагогических проектов, методических разработок. Победитель муниципального конкурса «Инновации в образовании» (в номинации «Управление образованием»), 2011 г.; победитель (1 место)  республиканского конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», 2011 г.; призёр (3 место) II Общероссийского конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада» по линии партии «Единая Россия», 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Предисловие.

2.Обоснование проблемы.

3.Цель и задачи проекта.

4.Сроки.

5.Методы реализации проекта.

6.Механизма реализации проекта.

7.Принципы.

8. Основные приоритеты.

9.Календарное планирование.

10. Планируемые результаты.

11.Литература.

12.Приложения:

  • материал для работы с родителями воспитанников на тему «Благотворительная деятельность чистопольского купечества»;
  • объявления о проведении благотворительных акций в рамках проекта;
  • благотворительные письма участникам благотворительных акций;
  • рецензии на проект.

1.ПРЕДИСЛОВИЕ.

К добру детей надо приучать с самого детства.
 Самостоятельно к этому они не придут при виде
горькой правды чуть ли не на каждом шагу.

 М.Горький.

Перед современным обществом стоит ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание дошкольника должно решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Важно заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы - вот цель образования сегодня.

Многолетнее участие наших детей в благотворительных акциях экологической направленности «Птичья столовая», «С каждого по зёрнышку» явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающей природе, птицам. Организуемые дошкольным учреждением благотворительные акции «Добро и милосердие», «Им нужна наша помощь», «Неделя добра и милосердия», «Нам хорошо, когда мы - вместе», тематические дни «День Добрых Дел», «Они такие же, как мы», беседы «За добрые дела всегда похвала» и т.д., позволят сформировать у младших дошкольников осознанное отношение к окружающим его людям, детям. Заложат основы нравственности: терпение, понимание, любовь, уважение, милосердие, добролюбие, нетерпимость к дурным поступкам.

В Татарстане всегда особую роль в формировании человека, его образовании играли нравственные ценности. Одной из центральных была и остаётся идея ценности нравственных качеств личности. Существовал своеобразный набор этикетных качеств личности, среди них: милосердие и сострадание, любовь к ближнему, помощь нуждающимся и т.д. И в этом большую роль всегда играли благотворительность и меценатство. Исторические данные говорят о том, что не остался в стороне и город Чистополь. Важную роль в решении городских проблем во второй половине XIX – начале XX веков играла благотворительная деятельность чистопольских купцов. И они никогда не оставались равнодушными к нуждам города. При этом благотворительные средства всегда предоставлялись с чётко определённой целью. На пожертвования были открыты богадельня, Мариинский детский приют, ночлежный дом. Создавались попечительские, временные комитеты для организации помощи голодающим в неурожайные годы, и для строительства больницы на средства, пожертвованные купцом 1-й гильдии Челышевым, и для строительства водопровода на пожертвования купчихи Е.В.Челышевой.

К наиболее состоятельным купцам города, занимавшимся широкой благотворительностью, можно отнести купцов 1-й гильдии В.Л.Челышева, П.М.Шашина, Е.И.Чукашева. Когда это было в их силах, они всегда старались помочь нуждающимся. Так это было в неурожайном 1891 году, когда бедное население голодало. Купцы Чистополя не остались равнодушными к этому несчастью и помогли деньгами нуждающемуся населению города.

Таким образом, чистопольские купцы занимались широкой благотворительностью и принимали это как должное. Многое они сделали для развития образования, просвещения, здравоохранения в городе и развития в общем культуры, для создания нового облика г.Чистополя.

Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?

Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих - все родные.

Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка. Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.

Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?

Для того чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы зачастую имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии.

Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?

Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.

Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект благотворительных дел. Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру.

Данный проект «Сегодня-дети. Завтра-народ» можно использовать в любых образовательных учреждениях, направленных на благие дела в отношении детей.

2.ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Социальные проблемы имеют глубокие исторические корни, столь сложные и финансово емкие, что для скорейшего их решения одних только государственных ресурсов недостаточно. И здесь совершенно незаменимы благотворительные механизмы. Особенно с учетом того обстоятельства, что российская благотворительность, в отличие от западной, ориентирована именно на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Практика показывает, что дети детского сада  в общении с детьми-сверстниками проявляют жадность, жестокосердие. Общественность, многие из нас, недопонимаем зачастую смысл проведения благотворительных акций, большинство из нас имеет духовную инертность в добродетели и душевную «глухоту».

Проект «Сегодня-дети. Завтра-народ» предлагает осуществить ряд долгосрочных благотворительных акций, направленных на оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, которые не могут самостоятельно справиться со своими проблемами; семьям в социально опасном положении, где существует опасность для жизни и здоровья детей; многодетным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.п.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель. Объединить все подразделения образовательного учреждения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно.

Задачами проекта являются:
  1. Усиление адресной поддержки и оказания помощи социально уязвимым группам населения, защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей.
  2. Помощь семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении (одинокие матери, вдовцы с детьми, семьи, ставшие неполными в результате развода родителей, многодетные, малообеспеченные).
  3. Помощь семьям с детьми в ситуации экономического кризиса.
  4. Воспитание в детях – дошкольниках таких качеств как милосердие, терпение, взаимопонимание, доброта.
  5. Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, все они разные и среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.

6.  Повысить информированность родителей и общественность в вопросах   духовно-нравственного воспитания дошкольников.

4.СРОКИ. Благотворительный проект «Сегодня-дети. Завтра-народ» является бессрочным, и будет считаться реализованным после полного достижения цели и решения задач, определенных в нём.

5. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТЫ.

К методам реализации проекта относятся методы сбора добровольных пожертвований и распределения поступивших даров среди дошкольников и их семей.

Методами сбора добровольных даров являются:
  • сбор добровольных даров путем приёма их как от частных лиц, так и от коммерческих организаций.
  • использование безвозмездного участия добровольцев (родителей воспитанников, сотрудников, т.д.).
Основным методом распределения поступивших средств является удовлетворение индивидуальных заявок от физических лиц, адресная помощь.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
К участию в реализации проекта привлекаются общественные и некоммерческие организации, социально ответственные бизнес-структуры, а также добровольцы (среди родителей, сотрудников и т.д.).

7.ПРИНЦИПЫ благотворительного проекта «Сегодня-дети. Завтра-народ»:

  • прозрачность (от принятия решений — до подведения итогов);
  • эффективность (стремление получать максимально возможный социальный эффект от вложенных сил и средств, объединение своих и партнерских усилий);
  • результативность (нацеленность на достижение намеченных целей).

8.ОСНОВНЫЕ  ПРИОРИТЕТЫ:

1. Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада при опоре на совместное сотрудничество.

2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к сверстникам.

3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит стать духовно–нравственной личностью.

9. КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Месяц

Действия по разработке и реализации проекта

Отметка о выполнении

сентябрь

1.Составление плана работы на учебный год.

2.Выборы родителей воспитанников в состав инициативной группы.

3. День открытых дверей. Встреча гостей. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с условиями детского сада.

октябрь

1.Изготовление объявлений о проведении благотворительных акций в рамах проекта.

2. Изготовление именных благодарственных писем активным участникам акций.

3. Благотворительная акция «Лишние вещи».

ноябрь

1.Лекторий для родителей и сотрудников. «Благотворительность в условиях детского сада».

2. Благотворительная акция по сбору корма для зимующих птиц «С каждого по зёрнышку».

декабрь

1.Благотворительная акция «Кормушки для зимующих птиц».

2. Благотворительная акция «Подарим детям праздник».  Сбор подарков для детей-сирот детского дома к Новому году и Рождеству.

январь

1.Фотоотчёт «Творим ДОБРО» об участии родителей воспитанников ДОУ на вручении праздничных подарков детям детского дома.

февраль

1.Подготовка к  акции «Подари малышке книжку».

Конкурс среди родителей «Книжка-малышка».

2.Оформление благодарственных писем для родителей-конкурсантов.

март

1.Благотворительная акция «Подари малышке книжку» в рамках международного дня книги.

апрель

  1. Благотворительная акция «Скворечники своими руками».
  2. Благотворительная акция «Игрушки ДАРом».

май

1.  Благотворительная акция «День Добрых Дел», приуроченная ко Дню Защиты детей.

2.Анализ работы. Составление плана-проекта на следующий учебный год. Обобщение и распро-странение опыта проведения благотворительных акций в СМИ.

3. Подведение итогов совместной работы с родителями, детьми, сотрудниками.

10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате реализации проекта планируется:
  • снизить остроту социально-семейных проблем,
  • повысить эффективность деятельности, направленной на улучшение качества жизни детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
  • обеспечить сохранение адекватной семейной среды для воспитания, личностного развития и самореализации ребёнка, как социально адаптированного полноценного гражданина российского общества,
  • способствовать утверждению в российском обществе идей благотворительности, как высоких нравственных начал.
  • повысить заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий,
  • выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения,
  • стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела у детей и родителей.

11.Список использованных источников и литературы:

1. НАРТ. — Ф.3. – Оп.1. – Д.14873. – Лл.1,2.

2. НАРТ. — Ф.777. – Оп.4. – Д.29. – Л.358.

3. НАРТ. — Ф.777. – Оп.10. – Д.39. – Лл. 59 оборотный и 60.

4. Отчет о деятельности Чистопольской Городской Управы за 1886г. – Казань, 1887.

5. Отчет о деятельности Чистопольской Городской Управы за 1891г. – Чистополь, 1892.

6. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т.1. – Казань, 1999.

7. Состояние Чистопольского Общественного Управления в 1893 г. Отчет Городской Управы. – Чистополь, 1984.

8. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань, 2004.

9. Щенникова Л. Где эта улица // Ленинский путь. 1991. – 17 апреля. — № 62.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Материал

для работы с родителями воспитанников на тему

«Благотворительная деятельность чистопольского купечества во второй половине XIX – начале XX вв.»

В современных условиях становятся все более актуальными и интересными для исследования вопросы, связанные не только с торгово-предпринимательской деятельностью купечества, но и с общественной и благотворительной. Самое время обратиться к историческому опыту национального купечества и предпринимательства, которые своим примером должны вдохновлять современное поколение предпринимателей на совершение благих дел, тем более что благотворительная деятельность играла далеко не последнюю роль в решении городских проблем повсеместно.

Не остался в стороне и город Чистополь. Важную роль в решении городских проблем во второй половине XIX – начале XX веков играла благотворительная деятельность чистопольских купцов. И они никогда не оставались равнодушными к нуждам города. При этом благотворительные средства всегда предоставлялись с чётко определённой целью, и в Чистополе, как и в других городах и земствах, сложился определённый механизм расходования этих средств. И богадельней, и Мариинским детским приютом, и ночлежным домом руководили попечительские комитеты, назначенные Городской думой из числа собственно гласных, они строго следили за поступлением средств и ежегодно отчитывались перед Думой. Такие же временные комитеты создавались и для организации помощи голодающим в неурожайные годы, и для строительства больницы на средства, пожертвованные купцом 1-й гильдии Челышевым, и для строительства водопровода на пожертвования купчихи Е.В.Челышевой.

К наиболее состоятельным купцам города, занимавшимся широкой благотворительностью, можно отнести Коммерции Советника, Потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии В.Л.Челышева, Коммерции Советника, купца 1-й гильдии П.М.Шашина и Потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Е.И.Чукашева. Когда это было в их силах, они всегда старались помочь нуждающимся. Так это было в 1891 году. Нам известно, что 1891 год – неурожайный для всей России, а, следовательно, и Казанской губернии, и очень много крестьян, бедного населения городов голодало. Купцы Чистополя не остались равнодушными к этому несчастью и помогли деньгами нуждающемуся населению города: «Во второй половине 1891 года, вследствие неурожая хлеба в Чистопольском и соседних с ним уездах, цены на продукты питания первой необходимости – ржаной хлеб – начали повышаться. Чтобы не оставить бедное городское население без хлеба, Городская Дума для рассмотрения означенного вопроса 18 июля минувшего года избрала комиссию, которая, приняв во внимание, что на покупку хлеба необходимо иметь деньги, а так как Городское Общественное Управление таковых не имеет, пришла к заключению, что для сбора потребной на покупку хлеба суммы необходимо составить подписку. Вследствие этого члены комиссии составили между собой подписку, по которой выразили желание выдать без процентов Городскому Общественному Управлению, а именно: В.Л. Челышев – 10 000 руб., Н.Е. Чукашев (сын Е.И. Чукашева) – 10 000 рублей, В.Ф. Маланьичев – 4 000 рублей, П.Г. Шашин – 2 000 рублей, И.Л. Мешкичев – 2 000 рублей, С.М. Кокорышкин – 1 000 рублей, И.И. Лузинов – 1 000 рублей, А.Н. Маклаков – 1 000 рублей и Ф.Г. Зайцев – 500 рублей, а всего — 31 500 рублей, причем указанные лица на подписанную каждым из них сумму согласились приобрести рожь, размолоть ее в муку и продавать таковую бедному населению города по заготовительной цене. На означенную выше сумму заготовлена 21 000 пудов ржаной муки. 23 октября 1891 г. Городской Голова внес в Городскую Думу доклад об открытии в городе дешевой столовой. Для рассмотрения этого вопроса была избрана комиссия, которая признала, что по местным условиям открыть столовую невозможно, а вместо нее выдавать бедному населению города бесплатно печеным хлебом от 1 до 1,5 фунтов на едока в день, для образования же необходимой на это суммы была составлена между членами комиссии и другими обывателями города подписка, по которой собрано 12 629 рублей. Затем комиссия признала необходимым открыть в городе ночлежный дом для нищих и бездомовых . Городская Дума в заседании 12 ноября указанный выше доклад комиссии утвердила и для организации дела по продовольствию бедного населения города образовала из 30 лиц комитет, который уполномочила продолжать подписку для сбора пожертвований и немедленно начать выдачу бедным печеного хлеба, а также поручила Городскому Голове открыть в городе по 1 мая 1892 г. ночлежный дом…».

Как мы видим из этого документа, В.Л. Челышев и Н.Е. Чукашев (сын Е.И. Чукашева) тоже внесли свою лепту в дело помощи бедному населению города. В 1892 г. Челышев отдал 2 своих амбара, находящихся на Чистопольской пристани, для склада хлеба в пользу голодающих:

«27 апреля в Чистопольскую Городскую Управу чистопольского 1-й гильдии купца Василия Львова Челышева.

Заявление.

Два амбара мои состоящие на Чистопольской пристани за № 13 и 14 я отдал в безвозмездное пользование Чистопольской Уездной Земской Управе, для склада хлеба, имеющего поступить в пользу голодающих Чистопольскаго уезда, о чем, для ведома Городской Управы и имею честь сообщить.

Чистополь. 27 апреля 1892 года. Василий Челышев».

Но меценатская деятельность чистопольских купцов не ограничивалась лишь помощью бедному населению в неурожайные годы. Не оставались они равнодушными и к делу образования и просвещения в городе, здравоохранения и развития в общем культуры, к созданию нового облика Чистополя. На средства купцов, например, был построен знаменитый Никольский собор в Чистополе. Инициаторами создания собора были купец А.Д. Поляков и его сын И.А. Поляков.

В немаленьком и богатом уездном городе Чистополе в середине XIX века было много состоятельных купцов и чиновников, которые хотели бы дать приличное образование своим дочерям. Но вплоть до «великих реформ» в России не было женских средних учебных заведений, не считая нескольких институтов благородных девиц. 10 мая 1860 года Александр II утвердил Положение о женских училищах первого и второго разрядов. При этом речь шла не о государственных учебных заведениях, предполагаемые училища должны были открывать органы городского и сословного управления.

Женские училища первого разряда были, с некоторыми оговорками, средними учебными заведениями с шестилетним сроком обучения (после начальной школы).

Женские училища второго разряда представляли собой аналогичные учебные заведения, но с четырьмя годами обучения.

В Чистополе, единственном из уездных городов Казанской губернии, в 1862 году открылось женское училище второго разряда. Его учредителем выступала не городская дума, как в большинстве других городов, а купеческое собрание — оно и содержало училище все восемь лет его существования. 24 мая 1870 года Александр II подписал Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Женская гимназия, согласно этому Положению, представляла собой государственное учебное заведение с семилетним сроком обучения (через два года добавлен был восьмой, педагогический, класс).

Прогимназия по этому положению являлась школой, работавшей по программе первых четырёх классов гимназии. В том же 1870 году в гимназии и прогимназии были преобразованы почти все женские училища первого и второго разрядов, в том числе и чистопольские. Это означало, что вместо общественного учебного заведения было создано государственное, финансировавшееся из казны и находившееся под контролем Министерства народного просвещения. Вплоть до начала ХХ века Чистополь был единственным в Казанской губернии уездным городом с женской прогимназией — только в 1904 году открылась прогимназия в Чебоксарах.

Купец В.Л. Челышев не входил в попечительский Совет женской прогимназии города Чистополя, тем не менее, он был ее покровителем:

«С августа месяца 1883 г. Чистопольская женская прогимназия помещается в двух собственных домах, пожертвованных городу Потомственным Почетным Гражданином, Коммерции Советником Василием Львовичем Челышевым, с условием, чтобы означенные дома навсегда занимались женской прогимназией или гимназией, если таковая со временем будет открыта, и ни под какие другие заведения сдаваемы не были».

На городские средства содержалось одно лишь приходское училище, а женская прогимназия – на особые сборы, установленные приговорами купеческого и мещанского обществ, всего в сумме 900 рублей серебром на определенный срок, с приплатою от города в 1 тысячу рублей в год. 29 ноября 1887 года Городскою Думою было постановлено принять на содержание женскую прогимназию и ремесленные классы при уездном училище за счет средств города…».

На средства П.М.Шашина выстроено в городе Чистополе громадное здание для ремесленного училища.

Потомки Е.И. Чукашева и П.М. Шашина также занимались благотворительностью: «На современной ул. Бебеля в городе Чистополе, д.121 находилось здание духового училища. Училищный корпус построен на месте старого здания в 1891-1895 гг. по проекту казанского архитектора Л.К. Хрщоновича на средства купцов Г.Е. и Н.Е. Чукашевых, Иоанна Кронштадтского (Ивана Ильича Сергиева. 1829-1908) – крупного церковного деятеля и писателя и др. …».

Уже в 1877 году Чистопольская городская дума ходатайствовала перед министром народного просвещения об открытии в городе мужской гимназии. Но ходатайство не было удовлетворено. Вопрос об открытии был решен лишь через тридцать лет, в 1906 году, при этом основные затраты по содержанию гимназии распоряжением министра возлагались на город. В 1906 году городская управа купила у купеческой вдовы Е.В.Челышевой за 10 000 рублей двухэтажный каменный дом на углу Архангельской и Канавной улиц (ныне улица Ленина, 62). Значительными были пожертвования местного купца А.Плаксина и товарищества братьев Нобель. 2 октября 1907 года была официально открыта мужская прогимназия (большую роль в этом сыграл директор В.В.Румянцев). В 1911 году прогимназия была официально преобразована в гимназию, а в 1912 году сделала первый выпуск. В гимназии училось более 200 мальчиков Чистополя и уездов Казанской, Вятской, Самарской и Уфимской губерний.

«На современной ул. Ленина в городе Чистополе, д.62 находилось здание мужской гимназии. Гимназический корпус построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Казанского учебного округа С.В. Бечко-Друзина на городские, земские средства и частные пожертвования купцов А.Н. и С.Н. Чукашевых, Е.П. Шашина и др. …».

2 октября 1908 года в городе было открыто старообрядческое городское приходское училище. Купец Павел Михайлович Шашин выстроил для него хорошее каменное здание на Канавной улице (ныне ул. Нариманова, 44), но содержал училище город. Показательно, что в Казани, где старообрядческие общины были многочисленнее, подобного училища так и не появилось. В.Л. Челышев также передал в дар городу каменный корпус лавок и кирпичный корпус земской больницы. Об этом еще упоминала в своей статье Л. Щенникова. Это же подтверждают и выявленные нами документы. Например, в списке промышленных заведений, находящихся в г. Чистополе, принадлежащих частным лицам, за 1896 г., говорится следующее: «…2) Каменный корпус лавок, построенный Коммерции Советником В.Л. Челышевым и пожертвованный городу – Примечание 1. В расходы по содержанию каменного корпуса лавок, пожертвованных, отчисляются ежемесячно: 400 рублей на содержание 5 бесплатных кроватей в Чистопольской земской больнице для лечения бедных мещан г. Чистополя и 600 рублей на содержание в исправности водопровода…».

Из этого видно, что он не просто передал земской больнице здание, но и содержал в ней несколько кроватей в пользу бедных мещан. А также известно, что на деньги Челышева был построен первый в городе водопровод, и Василий Львович также отчислял деньги на его содержание.
«…Коммерции Советник купец 1-й гильдии Василий Львович Челышев, чей портрет кисти Крамского хранится в Пермской картинной галерее, передал в дар городу два дома под женскую прогимназию, каменный корпус лавок, кирпичный корпус земской больницы (сейчас это – Первая Советская больница) и содержал в ней полностью пять коек. На средства В.Л. Челышева был построен первый в городе водопровод, а после его смерти вдова Елена Васильевна пожертвовала 100 тысяч рублей на строительство нового водопровода…». Водопровод начал действовать в 1880-х годах.

Протяжённость его сети в 1890-х гг. составляла 890 саженей. По водопроводу подавалась вода из родника, расположенного за городом. В 1905 году Е.В. Челышева пожертвовала 100 000 рублей на городской водопровод, к строительству которого приступили в 1910 году. К 1911 году были построены насосная станция, водонапорная башня (около Хлебной биржи) и водозаборные будки по всему городу, и водопровод стал действовать. За пользование водой из будок установили плату 15 копеек за каждые 100 ведер. Состоятельные горожане проводили в свои дома ответвления от магистрального водопровода. Его услугами к 1913 году пользовалось подавляющее большинство жителей. Таким образом, мы видим, что даже после смерти Василия Львовича в 1900 году, его вдова продолжила дело мужа и жертвовала деньги на нужды города. (Е.В.Челышева скончалась в 1908 году.)

«На современной ул. К.Маркса, д.30 (здание земской управы) в первой половине XIX века (обозначен на генеральном плане 1835 г.) был выстроен жилой дом с торговыми лавками купца А.И. Мешкичева. Во второй половине XIX века дом с дворовым местом приобрел купец первой гильдии, Коммерции Советник В.Л. Челышев, который в 1900 г. пожертвовал его городскому обществу. В здании, перестроенном по плану архитектора И. Руша (проект утвержден в 1900 г.), разместились земские учреждения – комитет по статистике, зал заседаний земской управы…».

По ул. К. Маркса, д. 59 и ул. Ленина, д.66 в 1893-1895 гг. на средства купца В.Л. Челышева к женскому отделению городской и земской больницы был пристроен корпус для мужского отделения больницы.

«На современной ул. Нариманова, д.56 находились молельный дом и богадельня старопоморского согласия. Молитвенный дом был открыт на дворовом месте купца первой гильдии, Коммерции Советника В.Л. Челышева в 1882 году. В 1890 году владелец перенес молельню из одного здания в другое на том же участке. В 1906 г. рядом с домом на средства купчихи Е.В. Челышевой возведен корпус для бесплатного призрения престарелых и увечных женщин — старообрядок беспоповщинского поморского согласия из Лаишевского и Чистопольского уездов (богадельня). «На современной же ул. К. Маркса, д.54 располагалось здание «Убежища для бедных мальчиков». Построено в 1904 г. по проекту чистопольского архитектора Дунаева на средства «Общества попечения о бедных» и купчихи Е.В. Челышевой. Здесь разместились спальни на 25 коек, столовая и кухня.

Из росписи доходов г. Чистополя на 1879 г. мы узнаем, что В.Л. Челышев и Е.И. Чукашев жертвовали деньги и на мощение дороги к пароходным пристаням . Вообще, семья Чукашевых также отличалась особой благотворительностью в городе. В 1890 году на средства старосты Никольского собора Н.Е.Чукашева было выполнено серебряное облачение престола. На строительство в Чистополе мужской гимназии братья Чукашевы пожертвовали 20 000 руб.

Не остались в стороне от благотворительности и татарские купцы г. Чистополя. Татарская община в Чистополе была многочисленной, уже в 1817 году в городе был мусульманский приход с мечетью. Разумеется, как и в каждом мусульманском приходе, в Чистопольских мечетях существовали конфессиональные школы — как их называли в официальных документах — мектебы, а в первом приходе — и медресе (учебное заведение более высокого уровня).

С середины XIX века в Чистополе действовало медресе. В 1874 году на средства имам-хатиба Мухаметзакира Мухаметкамалова для него было построено двухэтажное кирпичное здание (ул. Нариманова, 85). В 1890-1893 гг. здесь учился Гаяз Исхаки.

Знаменательным является то, что в том же 1911 году в Чистополе открылось русско-татарское начальное женское училище — то есть начальная школа для татарских девочек. Ее на паях содержали городская и земская управы. В данном случае инициативу проявили не только городские и земские органы, но и татарская общественность, в первую очередь, купцы и имам первой мечети М. Амирханов — к открытию училища на средства купцов было построено двухэтажное каменное здание с отдельными флигелями для квартир служащих (ныне ул. Вахитова, 24-26). Русско-татарские училища для мальчиков к этому времени уже не были редкостью — но подобной школы для девочек не было даже в Казани.

Первый приход города Чистополя был открыт в конце XVIII или начале XIX века, когда в городе появилась татарская община. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году была построена новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. Мечеть построена на средства купца Х.М. Якупова.

С 1846 года имам-хатибом прихода г. Чистополя становится Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов (1818-1893). Он был купцом второй гильдии, очень состоятельным человеком. Вторым имамом в 1872-1881 гг. — его сын Мухаметназип (умер в 1881г.).

Второй приход в Чистополе был образован в 1879 году, к 1882 году была построена кирпичная мечеть. Строительство финансировал имам-хатиб первой мечети Мухаметзакир Мухаметкамалов. В 1900 и 1903 гг. на завещанные им же средства были сооружены две пристройки. Здание мечети сохранилось (ул. Нариманова, 89).

Одним из крупных деятелей, смыслом жизни которого стало служение своему народу, своей умме, был Мухамед-Закир, сын Габдул-Вагапа, Камалов (или, по-другому, Абдул-Вагапов, 1804-1893). Он в течение почти полувека служил имам-хатибом в г.Чистополе, содержал весьма крупное по тем временам медресе «Камалия» (т.е. своего имени), дал путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда для получения образования из самых различных уездов и губерний России. Он был назначен имам-хатибом Чистопольской мечети распоряжением Казанского губернского правления 17 сентября 1846 г.

Закир ишан Камалов еще в начале своей деятельности в городе Чистополе построил на свои (и семейные) деньги добротное помещение для медресе, и с 1847 г. стал преподавать в нем. Позднее, в 1893 г., в духовном завещании Камалов писал, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам и утверждает право преподавать сыну Ибрагиму (1876-1930) и другим ответственным лицам, не выходя за рамки, предписанные ишаном при его жизни, только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки. Набор предметов для медресе был традиционным. Судя по официальным данным, в 1874 г. в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 г. — 60. Известно, что медресе «Камалия» и мектебе при нем были построены в разные годы (и реконструированы) на средства Закир ишана и целиком содержались за его же счет.

Согласно неофициальным данным, в конце 80-х гг. XIX в. в «Камалии» (в четырех корпусах) обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители — Р. Фахреддин (1859-1936), Ф.Карими (1870-1937), Г. Гафуров-Чыгтай (1867-1942), Х. Файзи-Чистапули (1871-1933), классик татарской литературы Г. Исхаки (1878-1954), деятель революционного движения, журналист и педагог Ф. Туктаров (1880-1938).

З. Камалов, кроме всего прочего, имел широкую известность мецената. Так, в 1882 г. на его средства была построена мечеть 2-го прихода. Заниматься благотворительностью он мог благодаря своей купеческой деятельности. У него был собственный магазин на Базарной улице, в том здании, где сейчас располагается книжный магазин.

Таким образом, чистопольские купцы занимались широкой благотворительностью и принимали это как должное. Многое они сделали для развития образования, просвещения, здравоохранения в городе и развития в общем культуры, для создания нового облика г. Чистополя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»

Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и ...

«Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала» Инновационный образовательный проект

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.В школе накопилась определенная система воспитания. Накопл...

Проект «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»

Проект «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительно...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...