Использование интерактивной доски на уроках математики.
статья на тему

Назаревская Светлана Дмитриевна

Использование интерактивной доски на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы учителя.837.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски на уроках математики.

Учитель математики 188 школы Красногвардейского района Санкт-Петербурга Назаревская С.Д.

В марте 2014 года в моем кабинете математики появилась интерактивная доска ActivBoard.

  C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 10.07.13.jpg

В интернете на официальном сайте английской фирмы Promethean приводятся технические характеристики данной интерактивной доски.

«Используя ПО ActivInspire, Вы можете:

• Работать электронным пером как мышкой

• Писать, рисовать, стирать, передвигать текст, объекты, графики

• Распознавать тексты, набранные кириллицей, и простейшие фигуры (прямоугольник, овал, круг и т.д.)

• Сохранять страницы в виде файла флипчарта, затем извлекать их для использования с другим классом или в другой классной комнате

• Добавлять картинки, фильмы и звуки к страницам флипчарта урока

• Пользоваться огромной базой шаблонов, а также создавать собственные шаблоны

• Настраивать панель инструментов под конкретные требования урока, создавать и сохранять профили с необходимыми инструментами

• Делать примечания прямо на рабочем столе: например, можно делать пометки инструментами ActivInspire прямо на презентации или видео».

С удивительными возможностями, которые дает учителю интерактивная доска, я познакомилась не сразу. Узнавала о функциях данной доски постепенно, и, как ни странно,  моими учителями стали мои же ученики. Они с завидной смелостью и легкостью открывали предназначение тех или иных инструментов на панели и помогали мне постичь неизведанную для меня область компьютерных технологий.

 Появление в кабинете математики данного оборудования помогло мне на тот момент более четко и планомерно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

В КИМах ЕГЭ и ОГЭ существуют  такие задания, которые требуют особой подготовки учителя. Это задания, в условиях которых используются графики, картинки, диаграммы, таблицы, координатные плоскости и прямые. К сожалению, многие из этих заданий вызывают  трудность  у учащихся.  Для того, чтобы мои ученики умели решать такие задачи, мне приходилось дома копировать их с сайтов, систематизировать и распечатывать на принтере, чтобы у каждого учащегося на уроке было условие и картинка. Данная деятельность требовала от учителя большого количества времени не только дома, но и в школе, так как на перемене я должна была подготовить на доске аналогичные чертежи, схемы, графики. Естественно, они получались неточными и неаккуратными. Да и решить на одном уроке таких заданий мы могли немного, так как оформление их условий на доске требовало значительного времени.

Вот те немногие задания из КИМов для 9-х классов:

  1. На координатной прямой отмечено число а.

Какое из утверждений относительно этого числа является верным?

1)              2)                3)               4)

      2.  Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу     Какая это точка?

1) A         2) B          3) C         4) D

4. На рисунке изображён график функции  . Какие из утверждений относительно этой функции неверны? Укажите их номера.

1) функция возрастает на промежутке   ;      

2) ;  

 3) ;  

4) прямая    пересекает график в точках    и  .

5. На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента a и дискриминанта D.

График

1) a > 0, D > 0              

2) a > 0, D < 0        

3) a < 0, D > 0            

4) a < 0, D < 0

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

6. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

  1.           2)

3)          4)

7.  Найдите тангенс угла AOB, изображенного на рисунке.

8.  В нескольких эстафетах, которые проводились в школе, команды показали следующие результаты:

Команда

I эстафета, мин.

II эстафета, мин.

III эстафета, мин.

IV эстафета, мин.

«Непобедимые»

3,0

5,6

2,8

6,8

«Прорыв»

4,6

4,6

2,6

6,5

«Чемпионы»

3.6

4,0

2.3

5,0

«Тайфун»

3,9

5.3

2,0

5.,1

За каждую эстафету команда получает количество баллов, равное занятому в этой эстафете месту, затем баллы по всем эстафетам суммируются. Какое итоговое место заняла команда «Чемпионы», если победителем считается команда, набравшая наименьшее количество очков?

1) 1             2) 2           3) 3        4) 4.

9. Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?

С появлением интерактивной доски отпала необходимость  в этой трудоемкой работе, я теперь могу  использовать  заранее созданные флипчарты с теми заданиями, которые мне необходимы. Причем на уроке можно  разобрать и решить большее число задач, так как я не затрачиваю время на оформление доски. Условия задач, картинки появляются на экране по мере того, как учитель закончит работу над предыдущим заданием. Мало того, копируя с интернет-ресурсов  задания, задачи, графики, картинки, я могу делать пометки поверх скопированных объектов, текста,  акцентировать внимание учеников на важных моментах, деталях фигур, выделяя  их цветом  при помощи электронного «пера» (карандаша).

Уникальный электронный карандаш ACTIVpen не имеет ни кабелей, ни батареек и заменяет компьютерную мышь при работе с Интерактивной доской ACTIVboard.

С помощью электронного карандаша ACTIVpen происходит полноценное управление компьютером. Таким образом, учитель, находясь непосредственно у интерактивной доски, и нажимая кончиком карандаша на ее поверхность, может делать пометки, открывать файлы с рабочего стола, работать с документами, объектами,  презентациями. На ребре электронного карандаша ACTIVpen расположена дополнительная кнопка, соответствующая правой кнопке компьютерной мыши, и с ее помощью можно  выполнять дополнительные опции.

Помимо всего,  у меня  появилась возможность  на уроке, при необходимости, выйдя в интернет,  работать на различных образовательных сайтах, таких, например,  как «ФИПИ», Открытый банк ГИА,  Открытый банк ЕГЭ, «Сдам ГИА» и «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина.

C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 10.07.13.jpg    C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 10.09.20.jpg

Использование интерактивной доски  позволяет делать мои уроки более красочными, динамичными, насыщенными и эффективными.

Как я  использую в своей работе  интерактивную доску?

  1. Показ презентаций для более наглядного объяснения нового материала.

  1. Чтобы «оживить» задачи на движение,  использую  анимации в PowerPoint.

  1. На рабочем столе созданы файлы с различными графиками, диаграммами, объемными фигурами, шаблонами геометрических фигур. Чертежи для геометрических задач выглядят более эстетично, чем на меловой доске.

  1. При объяснении задач на построение геометрических фигур, использую математические инструменты, которые находятся на панели управления: линейка, угольник, циркуль.

  1. В 5-м классе при обучении построению углов,  использую транспортир. При помощи интерактивного транспортира можно строить различные углы, тем самым ребята наглядно видят разницу между острыми, прямыми и тупыми углами. Программа позволяет углы  откладывать в разных направлениях.

  1. В 6-м классе при изучении темы «Координатная плоскость» использую шаблон координатной плоскости, тем самым экономлю время для ее построения на меловой доске. Использовать данный шаблон могу многократно, так как он находится в файле на рабочем столе.

У учащихся не возникает сложность данная тема, так как они во время объяснения нового материала каждый попробовал  на интерактивной доске и определить координаты данной точки, и построить точку по ее координатам.

Им очень нравится строить картинки животных по точкам с определенными координатами.

    

  1. При изучении в 5-м классе темы «Параллелепипед» используя шаблон изображения данной объемной фигуры просто и легко дать понятия и ребер, и вершин, и граней. При помощи инструментов интерактивной доски для учащихся более понятным становится объяснение темы « Нахождение площади и объема куба и параллелепипеда».

  1. При работе с функциями легко можно показать сдвиг графика данной функции по оси абсцисс или ординат, а так же растяжение и сжатие графиков функций. 

  1. При изучении темы «Линейная функция» при помощи интерактивных инструментов учитель может продемонстрировать зависимость графика линейной функции от коэффициентов k и b. У учащихся появилась возможность наглядно увидеть, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, если меняются числовые значения коэффициентов.

  1. Во время  устной работы или проведения обучающей самостоятельной работы использую такой инструмент как «шторка». На флипчарте делю пространство листа на две части. На левой части листа записываю задания к самостоятельной работе, а на второй части листа записываю ответы к данным заданиям. При помощи «шторки» закрываю ту часть флипчарта, где расположены правильные ответы к заданиям. Во время проверки «шторку» отодвигаю.

  1. На уроках геометрии во время устной работы эффективно использовать интерактивную доску для  решения задач по готовым чертежам, так как изображения геометрических фигур можно получать быстро и легко нажатием электронного карандаша. На объектах можно делать пометки,  выделять другим цветом некоторые элементы фигур.

  1. А сколько интересных приемов можно использовать при объяснении темы «Симметрия».

  1. Иногда использую  интерактивную доску как меловую  для записи решения того или иного задания. Чем удобна данная доска? Когда на ней заканчивается место для записи, то мы  можем открывать один за другим новый чистый экран и продолжать решение, при этом сохраняя в памяти всю последовательность  действий. В случае необходимости можно легко просмотреть решение, акцентируя внимание учащихся на тех или иных приемах и  способах решения.  

C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-02-25 13.24.14.jpg           C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 11.33.26.jpg                C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 13.22.46.jpg

  1. В связи с тем, что данная доска позволяет одновременно использовать до двух электронных маркеров, устную работу можно организовать в виде соревнования между классом и двумя, вызванными учениками, которые работают с тем же заданием, что и класс.
  2. Разнообразие приемов и способов применения интерактивной доски безгранично, оно зависит от творчества самого учителя.

В комплекте с интерактивной доской у меня в кабинете появилась  документ-камера ActivView.  Она удобна для передачи изображений  объектов или текста на экран доски. Документ- камера осуществляет  видеозахват документов или предметов, расположенных под её объективом, передает полученные данные в электронном виде на компьютер, транслирует через проектор на поверхность интерактивной доски ActivBoard.

  C:\Users\Админ\Desktop\фото с телефона\2015-03-03 14.58.14.jpg

Использую документ-камеру на различных этапах урока.

  1. Если при выполнении некоторых заданий ученики использовали различные способы решения, то можно спроецировать через ActivView на интерактивную доску записи из детских тетрадей и отметить более рациональные и интересные пути решения.
  2. Творческие домашние задания учащихся становятся более доступными для всего класса.
  3.  При помощи документ-камеры можно продемонстрировать типичные ошибки в работах учащихся, или помочь найти в решении задач, уравнений, неравенств  ошибку, которая привела к неправильному ответу.
  4. Во время проведения устной работы я проецирую на доску задания со своего конспекта. Например, предлагаю решить устно примеры и записать в тетради ответы. После выполнения классом задания  я при помощи электронного пера записываю ответы рядом с каждым примером. Ребята сверяют свои ответы с правильными результатами.
  5. После обучающей самостоятельной работы на алгебре или  математике  я показываю решение задания, которое вызвало сложность у учащихся, спроецировав его или со своего конспекта, или с тетради учащего, который правильно решил задание.
  6. Документ-камера позволяет спроецировать на доску картинку, график или чертеж геометрической фигуры из учебника. С этим изображением  можно работать уже на экране доски, добавлять данные задачи, строить дополнительные построения, делать пометки.  

 При использовании интерактивных ресурсов многие темы для учащихся становятся более понятными, так как наглядность, выделение главного при помощи цветовой гаммы, помогает сконцентрировать внимание, сделать восприятие более четким, отложить в памяти нужную информацию. В век компьютерных технологий для наших учеников, которые большую часть своего свободного времени, к сожалению, проводят за компьютерными играми, необходима постоянная зрительная стимуляция. Для многих из них окружающий их мир – это быстрая, динамичная смена картинок, событий. Поэтому современный учитель должен понимать, что наши ученики более эффективно усваивают учебный материал в интерактивной среде. Использование функций интерактивной доски способствует развитию  познавательной активности учащихся.

Но надо понимать и то, что ни какая интерактивная доска никогда не заменит профессионального учителя, который хорошо понимает целесообразность ее применения на тех или иных этапах обучения.

            Сайты:

1.  pandia.org/text/79/123/68586.php

2.  Promethean Planet.com

3. har-bulukskaya-shkola.obrazovanieacrmo.ru

4. pokrovkaschool2010.narod.ru›index/0-31

5. sookes.ucoz.ru›news/promethean

6. mbelpfus.at.ua›news/promethean_planet/2012-11-08

7. myklass.ucoz.ru›-Медведева Елена Владимировна

8. enlessons.ru/uchitelyu/interaktivnaya-doska/

9. http://www.iqboard.su/products/9282/164825.html

10. http://activ.polytech.kz/index.php?id=34&Itemid=54&option=com_content&view=category

11. http://interaktiveboard.ru/

12. awsm.worklib.ru›

13. http://reshav.ru/index.php/moi-raboty/vystupleniya-na-seminarakh/dokument-kamera-i-interaktivnaya-doska-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-uroka

14. http://coollib.net/b/226423/read-Горянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"

До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Необходимо учесть, что ...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать хо...

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Использование интерактивной доски на уроках математики...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Из опыта организации урока математики с использованием интерактивной доски  Smart Board с программным обеспечением Notebook. Использование интерактивной доски на уроках математики позв...

Использование интерактивной доски на уроках математики

В статье рассмотрены преимущества использования интерактивной доски на уроках по сравнению с традиционной доской....